Классическая культура Китая империя Мин

Ковалева Марина 2
6. Империя Мин (1368 – 1644 гг.)

Основание династии Мин. – Минская поэзия. – Гао Ци. – Романы и повести. – Столица Пекин. – Развитие живописи: Ван Фу, Дай Дзинь, Тан Инь. – Крушение империи Мин и завоевание ее маньчжурами.


В 1368 г. один из вождей крестьян – повстанцев, Чжу Юань – чжан, был провозглашен императором и основателем династии Мин. Столицей страны стал город Нанкин, но позднее правитель перенес ее в прежний город, официально названный Пекином.
Оказавшись у власти, Чжу Юань – чжан пересмотрел податные списки, чтобы облегчить бремя налогов крестьян. Периодически правительство указами слагало недоимки, широко проводило ирригационные работы. Число государственных крестьян было увеличено за счет конфискации земель у монгольской знати. Много земель получили бывшие повстанцы – военачальники, евнухи гарема. Крупными землевладельцами были 20 сыновей императора.
Чжу Юань – чжан добился больших успехов во внешней политике, распространив свою власть на Тибет и Корею. В зависимость от Китая был поставлен Вьетнам. Организовывались военные экспедиции в Индокитай, Индонезию, Малакку.
Экономика Китая  в XIV – XVI вв. переживала подъем. Особых успехов стана добилась в производстве тканей, фарфора, стекла, лака, бумаги. Промышленность сохраняла, в основном ремесленный характер, но уже появились мануфактуры, в том числе много государственных. Широко развилась промышленность по добыче железной руды, золота, серебра, меди и соли.
Постепенно империя Мин стала вырождаться в деспотию с господством бюрократии. Для пополнения административного аппарата  были возобновлены государственные экзамены. С каждым годом они становились «все более схоластическими, являясь едва ли не единственным барьером, ограждавшим интересы служивого сословия от наплыва массы претендентов на должности». [47, с.23]
 Илья Смирнов отмечает, что минская поэзия стала менее доступной для понимания из – за перегруженности цитатами, намеками, аллюзиями, связанными с обращением к поэтам – предшественникам. Он пишет: «Поэт начинает мыслить циклами, в которые включаются множество стихотворений, взаимно дополняющих, разъясняющих друг друга, позволяющих вычислить по разного рода указаниям всевозможные ассоциации, объединенных общностью стиля, как альбомные листы художника». [47, с.25]
Многочисленными становятся поэтические содружества: « Их участники говорят друг с другом, не рискуя быть непонятыми, у них общий язык, единый ключ к поэтическому шифру, они владеют общей тайной о мире, которая растворена во всей поэзии содружества, их стихи могут быть прочитаны как единый цикл, со смысловыми обертонами, внятными только посвященным. Тесное общение позволяет им знать – уже в чисто практическом плане – хотя бы повод для возникновения той или иной ассоциации, что существенно облегчает понимание». [47, с. 25 – 26]
Наиболее выдающимся поэтом эпохи Мин был Гао Ци (1336 – 1374), уроженец Сучжоу. Он входил в общество поэтов «Десять друзей Северной стены», живших неподалеку от северной стены города. Гао Ци не служил при монгольской династии, а после установления династии Мин был приглашен в 1368 г. в столицу для составления «Истории Юань». Вспоминая в зрелые годы о мечтах, объединявших «Десять друзей Северной стены», поэт писал:
В молодые года
   мы рвались в столичную жизнь,
Одержимы мечтой
   заслужить почет и чины.
В час усобиц и смут
   были наши надежды смешны.
Мне теперь не понять
   заблуждения давешних лет.  (Пер. И. Смирнова)
Столичная жизнь быстро разочаровала поэта. Надежды «на справедливое правление оказались столь же мимолетны, как и весеннее цветение – налетел ветер и осыпал долгожданные цветы». [47, с. 51]
Недавно тронули даль небес
первые краски весны,
А вот уже на террасе Феникса
ветер цветы осыпал.
С тех пор как я в столице живу,
покинув родимый дом,
Все беспокоюсь –  цветут ли цветы
под опустевшим окном? (Пер. И. Смирнова)
Гао Ци дослужился до звания шилана и вышел в отставку, получив в награду парадное одеяние. Поэт вернулся на родину и посвятил себя творчеству. Вскоре его вызвали в столицу, где предъявили обвинение в причастности к заговору против императора под руководством Вэй Гуаня .[47, с.35] По мнению современников, истинной причиной этих событий было стихотворение, описывающее изображение дворцовых женщин:
Дворцовые девы, ведя хмельных,
   на мшистые всходят ступени.
Над Западным садом сияет луна,
   пирушка, снуют служанки.
Собачка спряталась среди цветов
   и лает на чьи – то тени –
Глубокой ночью в запретном дворце
   кто может быть посторонний? (Пер. И. Смирнова)
Придворные увидели в стихах критику нравов императорского двора. Особенно дерзостью поэта был задет сам император. Гао Ци был казнен.
В Эпоху Мин расцвел китайский роман. Самым ранним его образцом считаются «Речные заводи» Ши Най – аня (ок. 1236 – ок. 1370) о повстанцах XII в. из повстанческого лагеря Ляншаньбо. Роман, написанный разговорным языком, существует в редакциях от 70 до 120 глав. Разбойники рисуются в благородном свете. Они либо несправедливо пострадали, либо покарали злодея и вынуждены скрываться. Герои романа заступаются за обездоленных и презирают материальные блага. Среди них встречаются лица, существовавшие в действительности.
Широкое признание заслужил роман Лю Гуань – чжуна (ок. 1330 – 1400) «Троецарствие», описывающий борьбу царств Вэй, Шу и У на заре средневековья. При описании событий автор опирался на летописи. Главная идея его книги – объединение страны под властью законного государя, которым является правитель Шу - Лю Бэй. Его противник, правитель Вэй - Цао Цао, военачальник, незаконно захвативший власть. Автор подчеркивает одаренность и превосходство узурпатора как военного и политического деятеля, но изображает его злодеем.
Фантастический роман У Чэн – эня (1500 – 1584) «Путешествие на Запад» описывает приключения монаха Сюань–цзаня, отправившегося в Индию за священными буддийскими книгами. Его сопровождают чудесные спутники: царь обезьян Сунь У – кун, изгнанный на землю с небес за скандал, учиненный во дворце Небесного императора, а  также свиноподобный Чжу Ба – цзе, наказанный за пороки дух песка. Оба они должны искупить вину, охраняя монаха в пути. Сунь У – кун самоволен и неуправляем. Иногда  его удается удержать в повиновении только с помощью волшебного обруча, надетого ему на голову. Напротив, Чжу Ба – цзе всецело предан Сюань – цзаню, однако подвержен многим слабостям: он любитель поспать, выпить и погулять.
Острую сатиру на нравы современного общества содержит выдающийся роман
XVI в.,  написанный неизвестным автором,  «Цветы сливы в золотой вазе, или Цзин, Пин, Мэй». Главный герой произведения, Симынь Цин, богатеет, отдавая деньги в рост. Гуляка и пьяница, он за взятку получает приличный чиновничий пост. Автор подробно описывает не только «общественную» жизнь своего героя, но и семейную. Каждую из жен Симынь Цинна он наделяет своим характером, с невиданными доселе подробностями описывает жизнь на женской половине дома, показывая зависимость и беззащитность её обитательниц от воли хозяина. Большую симпатию у читателя вызывает старшая жена – Юэ – нян, спокойная и справедливая женщина, сыну которой суждено уйти в монахи во искупление грехов отца. Её антиподом и соперницей является пятая жена Цзинь – лянь, злобная и завистливая красавица, отравившая своего первого мужа. Сначала ее выходки направлены только на то, чтобы задеть самолюбие других жен, но впоследствии она идет на страшное преступление – губит сына шестой жены Пин – эр, в то время единственного наследника. В конце романа все злодеи, в соответствии с буддийскими представлениями о возмездии, получают по заслугам. Симынь Цин умирает от распутства, дочь его кончает жизнь самоубийством, а сын уходит в монахи. Таким образом, с ним происходит самое страшное для китайца: род его обрывается. Красотка Цзинь – лянь гибнет от руки брата отравленного ею первого мужа. Лишь праведной Юэ – нян суждена долгая жизнь и спокойная смерть в окружении оставшихся близких.
В эпоху  Мин расцвела простонародная повесть, замысловатый сюжет которой был обязан не только развлекать, но и поучать читателя. Образцы подобных литературных произведений были собраны в сборники и изданы литераторами Фэн Мэнлуном (1574 – 1646) и Лин Мэнчу (1580 – 1644).
Одной из лучших повестей является произведение «Юй Боя, скорбя о друге, разбивает цитру». В ней рассказывается о том, как в период Воюющих царств (403 – 221 гг. до н.э.)  чиновник Юй Боя по велению властителя Цзинь отправился послом в княжество Чу. По пути он встретился с бедным дровосеком Чжун Цзици, который отказался от ученой карьеры, чтобы ухаживать за престарелыми родителями. Поначалу Юй Боя отнесся к дровосеку высокомерно и грубо, но затем он открыл в нем умение тонко понимать музыку. Случилось это во время игры посла на цитре: «Боя натянул порвавшуюся струну и погрузился в думу  Мысль его устремилась к горным высотам, и он тронул струны.
-Да! Хорошо! – воскликнул дровосек. – Возвышенно, величественно! Ваши мысли в высоких горах.
Боя ничего не ответил. Он опять сосредоточился, представил себе текущие воды и снова ударил по струнам.
- Да! Красиво! – с восхищением отозвался дровосек. – Струящаяся плавность! Ваши мысли в текущей воде.
В этих двух ответах каждый раз угадывались сокровенные мысли Боя. Пораженный, Боя отстранил штору и встал, приветствуя гостя, как подобает хозяину.
-Простите! Простите! – восклицал он.  -  Да, это тот случай, когда в камне сокрыта драгоценная яшма».
Боя и дровосек становятся друзьями. Они уговариваются встретиться на том же месте осенью, когда посольство будет возвращаться домой. Однако им больше не сужден было увидеться. Не найдя Чжун Цзици на условленном месте, посол отправляется его искать и узнает, что тот умер. Юй Боя решает взять родителей друга в свой дом и разбивает цитру, говоря:
Нашей дружбе с тобой
   нет достойной цены.
Обойди я всю землю до края небес –
  не с кем будет слова сказать.
Песне этой конец,
   играть ее больше не буду.
И цитра моя из яшмы
   пусть с тобою вместе умрет. [30] 
Создавались повести на исторические сюжеты. В одной из них, «Ли – небожитель, пьяный, пишет письмо, устрашившее варваров», рассказывается случай из жизни поэта эпохи Тан Ли Бо.  Император получает письмо из страны Бохай, однако никто из придворных ученых мудрецов не может  не только ответить, но и прочитать. Спасает ситуацию Ли Бо, приехавший в столицу сдавать экзамены и провалившийся, так как не дал взятку экзаменаторам. Он не только переводит дерзкое и наглое послание с угрозами, но и пишет такой ответ, что враги отказываются от мысли воевать с Китаем.
Популярными остаются истории о мошенниках и хитрецах.  Их яркими образцами являются: «Чжан Проныра попал впросак», «Мошенник Чжао и его дружки», «Проделки Праздного Дракона». Автор последней замечает, что государство не обратило внимания на находчивость и хитрость Праздного Дракона, смелого разбойника, а потому вместо того, чтобы использовать их в разведке или на ином поприще, этот человек растратил свои способности на обман собственных сограждан. [24, с. 19]
Примером мистической прозы может служить новелла Цай Ю «Записки о пионовом фонаре», рассказывающая о любви студента и неприкаянной души умершей девицы, гулявшей по улицам в сопровождении служанки с пионовым фонарем. Впоследствии этот сюжет проник в Японию, где сделался очень популярным.
В эпоху Мин продолжал развиваться театр. Труппы актеров приглашались во дворцы богатых вельмож и даже самого императора. Правда, некоторое время действовал закон, запрещавший изображение в пьесах святых, императоров и больших вельмож. Минские пьесы имели много актов, запутанную интригу, поэтому часто на сцене ставили только отдельные картины.
Столица минского Китая, Пекин, была одним из красивейших городов. Прямоугольная в плане, посередине она разделялась широкой магистралью. В южной части города располагался Храм Неба, обнесенный квадратной стеной. Самым высоким зданием в его ансамбле был Храм молений об урожае – круглая, деревянная, лакированная башня, покрытая крышей из черепицы четырех оттенков. Она стояла  на террасе из белого мрамора, усыпанной землей пяти цветов. [28, с. 71] В центре находился Запретный город, где жил император, его семья, придворные и чиновники. Он включал в себя дворцы, площади, сады с мостиками и беседками.
В окрестностях столицы были возведены императорские захоронения. К ним вела особая дорога длиной в 70 километров. Каждое захоронение включало в себя храм предков, башню и земляной холм, внутри которого находились мраморные покои, саркофаг и сопровождавшие умершего предметы.
Живопись в эпоху Мин становилась все более традиционной и скованной. За нарушение канонов изображения живописцу грозило наказание вплоть до смертной казни.
Одним из наиболее известных художников был Ван Фу (1362 – 1416). Он родился в провинции Уси, в молодости предпринял путешествие по северу страны, а вернувшись, поселился на горе Девяти Драконов. Мастер жил уединенно, любил одеваться в даосские одежды и гулять по горе, читая стихи или мысленно разговаривая с ветрами и потоками. Ван Фу прославился композициями, изображавшими скалы, утесы и бамбук тушью. На ранних его картинах преобладает выписывание мелких деталей, затем сменившееся свободным, экспрессивным стилем. [40, с. 273 – 276]
Другим известным пейзажистом был Дай Цзинь (1388 – 1462). В возрасте около 40 лет он был призван ко двору и стал одним из членов императорской Академии живописи. Первая его картина, показанная на академической выставке, изображала осенний пейзаж с рыбаком, выполненный тушью. Для усиления впечатления мастер выделил плащ рыбака красным пятном. Когда император высказал положительное мнение о картине, завистливые соперники заявили, что красный цвет подобает только придворным на аудиенциях. Император велел художнику больше никогда не показывать ему своих картин.
Дай Цзинь уехал на юг Китая и поселился в уединенном месте, кормясь продажей своих работ. Жил он в бедности, часто впроголодь. Одной из интереснейших композиций этого периода является религиозная картина «Отшельник и тигр». Святой отшельник с ореолом над головой сидит на камне, опираясь на суковатую палку. Изжив в себе злобу и агрессию, он спокойно чешет за ухом замлевшего тигра. За спиной старца – кривые, древние сосны и полуоткрытые ворота святилища, из которых, разинув рот, ужасаясь и удивляясь, выглядывает служка. Фигуры людей и тигра тщательно проработаны, а сосны, камень и трава на переднем плане написаны размашисто [41, с. 122 – 124].
Почитанием современников пользовался Тань Инь (1470 – 1523). Старинная повесть говорит о нем: «Фамилия его Тан, имя Инь, второе имя Боху. Ума он был исключительного, эрудиции необычайной. Одинаково искусен был он  и в каллиграфии, и в живописи, и в музыке. Стоило ему взять в руки кисть – ария или ода, стихи или проза тотчас ложились на бумагу. Человек вольнолюбивый, он был выше предрассудков, гордо глядел на мир и пренебрегал почестями и богатством». [30, с. 395]
Работы мастера разнохарактерны по содержанию и стилю. Вертикальный свиток «Весенняя прогулка в горах» выполнен в традициях северосунской школы. На первом плане, самом темном, громоздятся валуны, поросшие соснами, сквозь которые просматривается старый шаткий мостик и окруженная плетеной оградой постройка. На втором плане возвышается утес с беседкой, где под сенью все тех же сосен гуляющие любуются панорамой вод с двумя рыбачьими лодочками и полускрытыми в тумане хребтами третьего плана. Все детали свитка, выполненного цветными красками, тщательно проработаны.
Напротив, широкими, предельно общими мазками выполнена картина, изображающая цветущую вишню.
Высоким мастерством отличается свиток с гусями, плывущими по реке среди речных трав и ищущими корм. Очертания птиц написаны толстыми мазками, их тела и клювы равномерно окрашены белой и красной красками, с лишь кое – где намеченными тенями. Блеск воды в сумеречный день передан размывами краски серо – синих и фиолетовых оттенков. Покачивание и переливы травы изображены с помощью различного наклона стеблей, неравномерного расположения более темной краски поверх более светлой.
Портреты Тан Иня более традиционны. На картине «Девушка, играющая на свирели» лицо тонко прорисовано, но не индивидуализировано. Основное внимание мастер отдает изображению складок на ее сложном наряде. Общее спокойное и лиричное настроение создается за счет текучих линий рисунка, мягкого сочетания коричневых, белых и сине – зеленых тонов.
Уже в расцвете своего существования империя Мин столкнулась с внешней агрессией. В 1550 г.  монголы подошли к Пекину и сожгли пригороды. На 1560 – е гг. выпала борьба с японскими агрессорами. Страну сотрясали вызванные феодальным гнетом и ростом налогов крестьянские восстания. В 1620 – е гг. государственные налоги выросли на 50%. В ряде провинций начался голод. Волна крестьянских выступлений переросла в войну под руководством Ли Цзычэна. Восставшие убивали помещиков, чиновников, родственников императора, а их земли делили между собой. В 1641 – 1643 гг. они распространили свою власть на земли от границ Монголии до Приморья, от долины Хуанхэ до долины Янцзы. Ли Цзычэн объявил себя императором, а своей столицей сделал Сиань. В 1644 г. повстанцы взяли Пекин. Император Чунь Чжэнь покончил с собой.  Проигравшие феодалы призвали на помощь маньчжуров, племена которых объединились под властью хана Нурхаци в 1606 г., а в 1625 г. уже захватили Ляодунский полуостров. Генерал У Саньгуй  позволил войскам врага пройти через горный проход Шаньхайгуань, впустив их в страну. Ли Цзычэн был разбит под Пекином, отступил на юг, где сражался с маньчжурами и погиб в 1645 году. Захватчики провозгласили  установление династии Цин.