Фома киньдышло 4

Сергей Бурмистров
ГЛАВА 4. 
Подошёл Фома к перекрёстку. Впереди – дорога большая, широкая. У перекрестка домики деревянные и кафешка придорожная, в которой посидеть можно, заправочная станция. Напротив – здание какое-то нежилое стоит без окон с большими железными воротами,  явно заброшенное.
Зашёл Фома в кафе, и здесь то его Судьба и нашла в виде очередного философа. 
Философом уже второй раз оказалась женщина.
Точнее, молоденькая девушка, вся из себя такая продвинутая, с голым пупком.  Сама к нашему герою подсела.
- Привет! - говорит, - Я – Заноза, последовательница Спинозы. Это ты нашего Материалиста обломал?
- Понятно, - говорит с иронией Фома, - старый мудрый Спиноза возродился в Занозе!
Не поверил Фома, что такая молоденькая девушка может всерьёз интересоваться философией.  Ба… Женщина – она и есть женщина, она только для се… семейной жизни пригодна. А эта – для Фомы вообще ребёнок. Ни на что не пригодна.
На самом деле Фома не так уж и плохо к женщинам относится. Это он просто после последней встречи с «женщиной - философом» так рассуждает.
Девушка же иронию хорошо почувствовала.
- Чем тебе мой псевдоним не понравился?!
Словно мысли Фомы прочитала. Сообразительная.
- У самого-то как фамилия, - говорит, - мужики рассказывают, тоже какая-то смешная?!
Фома своей фамилией гордился, прямо так её и назвал. Он то её нормальной считал, потому как привык уже к ней давно, не видел в ней ничего странного. 
После этого они не меньше десяти минут с девушкой спорили, чья фамилия смешная, а чья – само совершенство.  Славно время провели, на потеху всем окружающим.
Наконец, успокоились немного. Поняли, что два сапога – пара.
- Послушай, говорит девушке Фома, - а на самом деле – почему Заноза?
- Почему? А это так меня мужики местные прозвали. Они о политике поговорить любят, а я им спуску не даю, о конкретных делах постоянно спрашиваю, как Спиноза учил…
- А как учил Спиноза?
Девушка только того и ждала: нового слушателя.
Долго она Фоме про Спинозу рассказывала, с приведением примеров из современной жизни. По её словам получалось, что все дураки вокруг, только говорят о жизни, а сделать ничего не могут; зато, о чём только ни говорят; и правительство с умным видом ругают, и политику США за неделю предсказывают, и по ушедшему давно социализму все крупные специалисты…
А вот у Спинозы, по её словам,
был воплощён новаторский принцип отношения к библейской религии. Основное заключалось в том, что Спиноза подошёл к ней как к человеческому продукту. По Спинозе, библейскую религию можно в конечном итоге подвергнуть очищению и исправлению в свете философской истины. Философия – это самостоятельный вид исследования, представляющий высший вид познания. Поэтому ни одна сфера деятельности человека не может оставаться вне философского исследования. Всё должно философски осмысленно, получить от философии разрешение на существование, в том числе – и религия.    
Девушка ещё долго так говорила, словно экзамен в институте сдавала, пока Фома её не прервал. Я просто всю её речь здесь приводить не стал, чтобы читателю совсем скучно не стало.
- Про Спинозу мне всё понятно, - сказал Фома, чтобы только прервать девушку, хотя намного больше половины из её выступления не понял, - а ты то сама как эту самую философию Спинозы на практике применяешь? 
- Я? – девушка на секунду задумалась, словно программу в голове перезагрузила, - Здесь я борюсь с устаревшими идеями, показывая их практическую непригодность. Я разрушаю старую советскую ментальность, которая мешает…
- Ага, говорит Фома, - это мы тоже уже проходили: «Весь мир насилья мы разрушим, до основанья…». А новые идеи у тебя есть?
- Новых идей у меня нет, - радостно откликнулась девушка, - им мешают старые идеи. Вот когда я разрушу старые идеи…
- А кто даст новые идеи? Твои собеседники?
- Эти? Эти ничего не могут. Новые идеи дадут критически мыслящие личности. Это будут светлые и правильные идеи, которые укажут путь.
- А пока этих идей нет, надо немного подождать?
- Да, подождать: новые идеи так просто не рождаются!
- А чем тогда твоя критическая философия от религии отличается?  Тоже надо ждать очень долго, но верующим людям рай обещан, а где твои новые идеи – я их что-то не вижу.
- Бога нет! Я его не ощущаю!
- Очень хорошо! А я твоих критически мыслящих личностей с новыми идеями тоже не вижу. У меня хоть какая-то идея есть, а у тебя и идей нет; одна критика.
Девушка, видимо, умная была, задумалась.
- Мужики сюда пообщаться ходят. Им не политика, может быть, нужна, им просто поговорить надо, взаимопонимание установить… А здесь ты со своей критикой… Вот ты, например, когда замуж выйдешь, ты будешь своему мужу каждый раз поперёк встревать, когда он о политике с тобой заговорит?
 - Что я, совсем дура что-ли?!  Я его, наоборот, во всём поддерживать буду!
- Так зачем ты сейчас мужикам общение ломаешь? 
Ещё сильнее девушка задумалась. Видимо, поймал её Фома, сам того не ведая, на чём-то личном.
- Не переживай, - говорит ей Фома, - ты ещё молодая и уже умная девочка. Всё у тебя наладится. 
- Заноза!!! – раздался вдруг (все вздрогнули) из глубины кафе почти ласковый женский голос, - где ты опять?!! Я за тебя твою работу делать не буду!!!
Девушка очнулась.
- Вот, опять зовут! – снова весело сказала она, - ладно, пойду я, некогда мне с Вами о философии разговаривать, практическая жизнь важнее…
Уже отошла пару шагов, но на секунду остановилась.
  - И спасибо Вам – я о Ваших словах подумаю…
И убежала.
- Не за что, - уже в пустое пространство ответил Фома, развёл мысленно руками в знак сожаления о том, что до серьёзного обсуждения религии дело опять не дошло,  и тоже отправился по своим делам: искать следующего начитанного собеседника…