Алина

Сибирячка Татьяна Муратова
1
Анна с кладовщицей Людмилой сидели в каморке нормировщика и бурно обсуждали новость.
Какая-то дама, приехавшая из Сочи, знакомая их прораба, которого они ненавидели, будет работать у них инженером по подряду! Говорят, её хотели взять в отдел труда! И должность сделали! Начальник поезда так ревностно следил за всеми назначениями, никого не принимал с улицы, а тут какую-то фифочку взял!
Дверь открылась, и в кабинет заглянул прораб. За ним стояла высокая, худая,  лет сорока блондинка. 
- Проходите, Алина Николаевна, здесь будет ваше рабочее место! – сказал прораб.
Кладовщица демонстративно поднялась и вышла, хлопнув дверью.  Анна уткнулась в наряды, не обращая внимания на новую работницу.  Алина вошла в кабинет, спросила, где будет её стол. Анна махнула рукой, показывая на маленький, обшарпанный, сломанный столик в углу кабинета. Алина замолчала на полуслове, и бегом выскочила из кабинета вслед за прорабом.
- Мне стол нужен! И стул! Я не могу работать в таких условиях! Может, другой кабинет есть?
Прораб заворчал в ответ. Но через несколько минут рабочие из бригады монтажников заносили в кабинет целый стол и приличный стул.
Посмотрев на Анну, всем видом своим выражающую недовольство, Алина сказала:
- Хотите вы того или нет, я буду здесь работать!
Так они познакомились.
2
Профессионализм как ничто более благоприятное сближает в работе. Алина была не просто специалистом в строительстве, она была ассом!  У неё всегда на любой вопрос был готовый ответ! И не просто теория, но практика!  Это не могло не сблизить женщин, они подружились. Это потом они хохотали и недоумевали, как же Алина могла за сутки устроиться на работу! Она с закрытыми глазами ткнула на карте в место, в той части страны, где север, чтобы суметь сделать бронь на оставшуюся квартиру в Сочи, не потерять права на жильё, и попала в их город! Самолёты не летали совсем. Над городом стояла завеса дыма, кругом горела  тайга. Однако Алина, приехав в аэропорт, купила билет на самолёт, и, что самое невероятное, улетела! Это при двухнедельных ожиданиях других пассажиров! Зайдя в кабинет начальника строительно-монтажного поезда, она умудрилась не только  спросить о работе, но и получить  направление, что означало подъёмные, оплату проезда от места проживания, но и возможность получения желаемой брони! Счастливая женщина поехала в аэропорт. И о, ужас! Только там она узнала, что самолёты месяцами не летают! А она в летнем платьице, без рубля денег, без знакомых!  Она без сил что-либо соображать уселась прямо на ступеньках крыльца. Аэропорт был пуст. Все желающие улететь в этот день давно уже отчаялись на исполнение своего желания и разъехались. Смеркалось. Алина сидела, идти ей было некуда. Как вдруг над лесом раздался шум самолёта. На взлётную площадку опустился самолёт! Она бегом кинулась в здание аэропорта. Ей продали билет, и уже через два часа она была в городе у сестры.  Зайдя в квартиру сестры, она застала такую картину: та лежала на кровати с обвязанной мокрым полотенцем головой и тихо скулила. Вокруг неё бегали домочадцы. Увидев Алину, сестра вскочила с постели и закричала:
- Какие боги услышали мою молитву! Ты не улетела!
Услышав в ответ, что она не только улетела, но и прилетела обратно, устроившись на нужную работу, сестра не знала, что ей делать, то ли смеяться, то ли плакать от счастья.  Её эмоции были вызваны тем, что, когда утром она пришла на работу и рассказала сослуживцам о том, что сестра улетела на север, те ввели её в курс дела, поведав о нелетающих месяцами самолётах…
С этого приключения началась бамовская биография Алины.
3
Стук в окошко поднял с постели Анну. Она вскочила, отдёрнула штору. За окном, в слепящей снежной кутерьме возникло лицо Алины.  Анна открыла дверь и впустила в квартиру ночную гостью.
Алина была в дублёнке, голову покрывал капюшон. А вот на ногах были домашние тапочки! Это в январскую  метель! 
- Что произошло?! – сорвалось с губ Анны.
- Он не уходит! Понимаешь, он не уходит! Я его попросила занести стол, который купила, а он…он не уходит!
- Кто он? Почему не уходит?
И Алина взахлёб начала рассказывать о том, что сегодня она купила небольшой стол, поехала отвезти его в общежитие, а новый прораб напросился помочь ей. Она, конечно, согласилась. Он стол привёз, снял шубу, прошёл в комнату, и сидит там уже битый час! На её постели! Она его гнала- гнала, гнала-гнала, а он не уходит!  Тогда она ушла сама. А так как ей идти некуда, то она прибежала к Анне.
Домочадцы спали. Пришлось будить мужа Анны и вытаскивать из-под него дополнительный матрац, чтобы постелить Алине. Попутно  женщины попили чаю. Затем все улеглись. Утром Алина ушла в общежитие, где посетителя, конечно, уже не было.
Перестроечные дела так захватили подруг, что всё в их жизни было наполнено внедрением новых форм хозяйствования. Об этом они говорили везде: на работе, дома, в гостях, на собраниях в школе, на вечеринках. Всё было заполнено бригадным подрядом.  Дружная компания строителей не расставалась и в праздники.
4
 На восьмое марта из-за сухого закона Горбачёва выпить было нечего, купить спиртное было негде. Зная, что мужчины придут их поздравлять, Анна захватила с собой полбулки хлеба, кружок краковской колбасы и литровую банку настойки из рябины, которую по своим старинным рецептам делала её матушка. Настойка была такова, что пилась как компот, но потом градусы ударяли в голову, а ноги заплетались. Зная эту особенность настойки, Анна приготовила её для мужчин на конец рабочего дня.  Однако обе дамы, Алина и кладовщица Людмила, забредши до обеда на огонёк к Анне, узнав про наличие настойки, решили не медлить.  Анна пить  не стала. Тогда они по-братски  разлили содержимое банки в две  кружки. Анна отчаянно призывала  женщин к благоразумию, пытаясь объяснить им силу напитка. Понюхав  содержимое, сделав глоток-два, женщины, не взирая на уговоры Анны, осушили кружки, говоря при этом:
- Что тут пить! Не смеши!  Мужикам она приготовила! Компот!!!
Прошло несколько минут. Началось действие настойки. Женщины так опьянели, что начали громко спорить, петь песни, пританцовывая  ногами под столом. Всё было бы ничего, но кабинет Анны соседствовал с кабинетом начальника участка, того самого кровожадного прораба, которого все ненавидели и боялись. Анну обуял ужас. Если прораб придёт в свой кабинет и услышит! Их с позором уволят с работы! Всех троих! Она быстро расклеила напрочь заклеенные на зиму окна, раскрыла  их настежь и за шкирку высунула обеих красавиц наружу. Двадцатиградусный мороз в течение пяти минут привёл разбушевавшихся подруг в чувство. Они притихли.
- А что это было? Мы, что, с компота стали такими пьяными? – спрашивали они Анну.
Им несказанно повезло, что прораб в этот день заявился лишь к концу  рабочего дня.
Вспоминали они  своё  восьмое  марта ещё долго.
5
В майские праздники предстояло отметить два дня рождения. Женщины придумали, что купят именинникам: самовары с надписью: от споенного чаем и спаянного работой коллектива.
 Оставалось те самовары купить. Надумали они смотаться в магазин в рабочее время, для чего выпросили у мастера вахтовку. И укатили. Выбирая самовары, они увидели, что к ним примчался мастер монтажников, который взволнованно стал объяснять, почему он их ищет. Оказывается, начальник участка приехал не в духе, их ищет и грозит увольнением. Быстро расплатившись, вся компания дружно поехала на рабочее место, но предварительно заехала на промбазу, где они вытащили коробки и договорились с начальником пробазы, что  были у него, придумав каждый для себя причину. Демонстративно походив по промбазе, чтобы их видело как можно больше работников, забрав ненужные им вещи, за которыми, якобы, они ездили, вся троица дружно заявилась на ковёр к начальнику.
- Объяснительные на стол! Вы не были на рабочем месте!  Я вас уволю!
Все трое дружно и бессовестно врали на бумаге, как и зачем они  поехали на промбазу.
Прочитав объяснительные, начальник рассвирепел ещё больше:
- Вы там не были! Я звонил!
- Были! Звоните ещё!
Начальник набрал номер промбазы, но, услышав извиняющийся голос начальника промбазы о том, что он просто не сразу увидел женщин у себя, а после звонка пошёл удостовериться, что их нет, а они оказались там…
Прораб, белый от злости и  чувства неудовлетворённой расправы (он всю жизнь до БАМа работал с заключёнными), с остервенением рвал объяснительные…
6
Жажда свободы от прораба  развела женщин по разным организациям: Анна ушла работать в передвижную механизированную колонну, Алина – в управление механизации. И ей несказанно повезло там с бригадой малой механизации. Ребята так сработались со своим новым мастером, что стали одной семьёй. Алина с помощью своего шурина и мужа Анны перевезла из Сочи своих стариков – родителей.  В управлении механизации ей дали крохотную квартирку, которую она с помощью ребят из бригады привела в божеский вид. Старики, родом из Бурятии, были рады возвращению на Родину. Однако они были совершенно беспомощны, и Алине приходилось несладко. Но ребята во всём ей помогали. Помогали и Анна с мужем, зная, какая это нагрузка,  мать Анны много лет  жила с ними.
Если бы не бригада, как бы смогла Алина справиться с похоронами родителей, которые случились друг за другом, с разницей в год. Как бы она перенесла все тяготы бамовской жизни. Вернувшись в начале девяностых в Сочи, Алина никогда не забывала своих бамовских друзей, которые иногда приезжали погреться на Чёрном море.

Чаще всех, конечно, её гостем была Анна.
24.04.2011