Юрий Башмет он-лайн

Шели Шрайман
И снова Израиль впереди планеты всей! Интернет-оркестр под управлением Юрий Башмета – такого еще ни в одной стране не было, при том, что маэстро гастролирует по всему миру. Из 300 претендентов отобраны 80 лучших музыкантов. На перемещение из виртуального пространство в реальное отпущено всего три репетиции. И что в результате? Грандиозный успех и рукоплещущая публика в главном концертном зале Тель-Авива – «Гейхаль ха-тарбут».

БАШМЕТ СОГЛАСИЛСЯ СРАЗУ

И это, с одной стороны, удивительно – учитывая его колоссальную нагрузку: как ни крути, а он – лучший в мире альтист, солист, дирижер, руководитель оркестров, член жюри международных конкурсов, организатор фестивалей, да еще и актер (Юрий Башмет снялся в фильме Сергея Соловьева «Асса-2»). А с другой – совсем не удивительно. Его всегда увлекали новые и неожиданные идеи. И на сей раз исход дела решил короткий телефонный разговор: Юрию Башмету позвонили из Израиля, предложив стать дирижером первого оркестра, состав которого будет набираться через интернет, и он сразу согласился. Оставалось только согласовать сроки, учитывая занятость маэстро и его бесконечные передвижения по всему миру.

С этого момент процесс, что называется, «пошел». Музыкантам, желавшим сыграть в оркестре под управлением Башмета, предложили пройти «виртуальное» прослушивание, отправив членам жюри записи со своим исполнением. Опережая вопрос «А судьи кто?», отвечу: никакой тайны здесь нет. Членами жюри были люди известные и заслуженные: Галина Глушкова (скрипачка, концертмейстер симфонического оркестра Ришон ле-Циона и оркестра Израильской оперы), Александр Поволоцкий (скрипач и композитор, музыкант Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты) и Маурицио Паз (руководитель факультета духовых и ударных инструментов в Академии музыки и танца имени Рубина, основатель Нового израильского духового квинтета и духового ансамбля Израильского камерного оркестра).

ПОЧЕМУ ОН СОГЛАСИЛСЯ

- Я люблю открывать для себя что-то новое, - говорит Юрий Башмет. – Не случайно в моем репертуаре каждый год - не менее трех мировых премьер. Проект, в котором мне предложили участвовать в Израиле, абсолютно современный и неожиданный. В роли Саввы Морозова - крупная компания сотовой связи, которая раскручивает его через свой культурный сайт. А у талантливых музыкантов, играющих в разных оркестрах, появляется возможность заявить о себе в такой необычной ситуации. Как знать, может, для кого-то из них это обернется впоследствии бешеной карьерой?
Регулярно заглядывая на сайт, я наблюдал за тем, как происходит отбор, - продолжает Юрий Башмет, - так что тоже могу считать себя членом жюри. Нам предстоит сыграть концертную симфонию Моцарта... Я играл ее с Гидеоном Кремером, Володей Спиваковым, Олегом Каганом, Айзеком Стерном, Шломо Минцем, Максимом Венгеровым, но на сей раз мне предстоит нечто такое, чего еще делать не приходилось: дирижировать и одновременно исполнять партию альта. Сложность будет тройная: этот оркестр еще не играл как одиное целое; музыканты должны успеть почувствовать меня как дирижера и привыкнуть к тому моменту, что, когда вступят валторны и я начну играть на альте, они увидят мою спину; и у нас перед концертом всего три репетиции. Даже со своим оркестром мне потребовалось бы на подобную комбинацию, когда дирижер еще исполняет и собственную партию - не менее десяти репетиций! А тут – музыканты, с которыми еще никогда не приходилось играть.

- По каким критериям вы их отбирали? – спрашиваю я маэстро. – Что было важнее всего – профессионализм, манера игры, опыт?

- Интонация. Она не менее важна, чем профессионализм.

- Предположим, вы выбрали самых профессиональных музыкантов, к тому же – со своей интонацией. Но надо же еще добиться чтобы все они зазвучали вместе?

- Это самое интересное – услышать, как каждый из музыкантов будет звучать в составе оркестра. Когда-то у меня была мечта, и она осуществилась. Мы взяли старинные инструменты из Государственной коллекции – 18 скрипок Страдивари, две срипки Гварнери дель Джезу – и отправились на гастроли по России. Наш автобус сопровождали автоматчики, стоимость страховки достигала 42 миллионов евро, все-таки с нами были уникальные скрипки, не имеющие цены, - улыбается. – Но меня больше заботило другое: как редчайшие инструменты зазвучат вместе....Сейчас у меня примерно то же ощущение, что и тогда: люди никогда не играли вместе - как это все будет сочетаться?

- В истории, которую вы упомянули, речь шла об инструментах, а тут – живые люди, для которых вы – царь и бог. Некоторые из них мечтали о том, чтобы попасть на ваши концерты, а тут им выпало сыграть под вашим управлением и вместе с вами. А что если кто-то из них, даже обладающий своей «интонацией» не «впишется» в оркестр?

- Никуда он не денется, «впишется»! Мы его «впишем», - смеется Башмет и продолжает. - Мне нравится выступать с молодым солистами, - продолжает маэстро. - В этом проекте их будет четверо, и все – очень талантливые: юная пианистка Майя Тамир, скрипач Даниэль Айзенштадт, кларнетисты Александр и Даниэль Гурфинкели. Должен сказать, что на формирование молодого музыканта оказывают влияние не только учителя и принадлежность той или иной школе. Очень важны и другие моменты, которые мне трудно облечь в словесную форму, но они тоже присутствуют: место и время рождения музыканта, традиции, которые передаются, как гены, атмосфера эпохи, в которой он живет... Когда я занимаюсь с начинающими исполнителями, то и сам чувствую некое омоложение – у меня в московской консерватории есть целая кафедра, где учатся альтисты... С нами уже нет Святослава Рихтера, Мстислава Растроповича, но я помню их приемы, принципы мышления, у меня тот же, что и у них, музыкальный менталитет. Получается, пришло время и мне отдавать то, что я получил в свое время от моих учителей и больших музыкантов, с которыми посчастливилось работать.

...Юрий Башмет говорит о том, что каждый инструмент накладывает отпечаток на характер исполнителя:

- Достаточно посмотреть на человека и сразу видно: этот, скорее всего, контрабасист, и не потому, что он высокий, - взмахивает рукой, улыбается. – Точно так же можно угадать в музыканте альтиста, флейтиста, кого угодно... В фильме Федерико Феллини «Репетиция оркестра» все исполнители великолепно выписаны и узнаваемы. А лучше всех – дирижер.

ПОЧЕМУ ОН ОСТАНОВИЛ ВЫБОР НА ПЯТОЙ СИМФОНИИ

...Юрий Башмет объясняет, почему выбрал для концерта первого интернет-оркестра именно Пятую симфонию Чайковского, которая будет исполняться во втором отделении:

- Пятая – она более совершенная и менее ответственная для исполнения. Шестая, например, в отличие от нее – исповедь, там любой ляп – это катастрофа. Я решил не рисковать и выбрал пятую, все-таки у нас премьера, и мы никогда еще не играли в этом составе.

«БАХ В МУЗЫКЕ БОГ. У НЕГО НЕТ НИ ОДНОЙ "ОТПИСКИ"...»

- С кем из музыкантов прошлого вы хотели бы встретиться, появись у вас такая возможность? – спрашиваю я Юрия Башмета

- С Бахом... Конечно, с Бахом. Я даже не могу себе представить человека, который написал такую музыку. Бах в музыке Бог, у него нет ни одной «отписки». У Моцарта «отписки» были, у Баха – никогда. Каждая нота –шедевр. Я просто не в состоянии осознать, как можно быть гениальным с утра до вечера. У Баха было фантастическое музыкальное мышление... Для меня встретиться с ним – все равно что встретиться с Богом. Я бы просто хотел его хотя бы увидеть...

- Вас называют «современным Паганини». О чем вы спросили бы Николо Паганини, если бы у вас была такая возможность?

- У меня к нему всего один вопрос: почему он так мало написал для альта? Ведь Пагинини сам играл на альте и выиграл на нем этот бой... Я убежден, что мало кто из скрипачей воспринимает Паганини правильно. Пожалуй только Леонид Борисович Коган его чувствует, остальные идут по верхам. Понятно, что Паганини был виртузозом, но не это в нем главное. В моем представлении он был своего рода экстрассенсом в музыке – с такой невероятно бешеной энергией...

...Юрий Башмет говорит, что если бы у него была возможность, он спросил бы Пушкина о дуэли на Черной речке - что это было вообще? Зачем? Спросил бы Сальери...впрочем... лично он, в отличие от многих, убежден, что на Сальери возвели напраслину. У него была даже идея устроить фестиваль в защиту Сальери.

«ТРЕТИЙ ГЛАЗ» ЮРИЯ БАШМЕТА

- Мне осталось задать вам последний вопрос: где вы находитесь, в каком измерении, когда исполняете сольную партию на альте?

- Это состояние очень трудно описать словами. Что-то вроде «третьего глаза», когда я и «тут», на сцене, и где-то «там»... Похоже на ощущение полета, который длится не очень долго, на чувство зарождающейся любви, когда всем своим существом ощущаешь – вот сейчас, в эту минуту что-то произойдет...

...Маэстро прощается и спускается в зал, где его ждут музыканты. Сейчас он приступит к первой репетиции. До концерта остается три дня, и он еще не знает, чем закончится смелый эксперимент. Я, дописывающая последние строчки этой статьи спустя неделю после концерта, это уже знаю и ставлю в конце не точку, а вопросительный знак: будет ли у столь успешного проекта продолжение? Или мы просто были свидетелями маленького чуда, подобного тому, которое можно наблюдать на исходе лета, когда с неба падают – или, точнее, спускаются к нам на землю «звезды»...»

Фото автора