Дефицит панорамного мышления

Лев Полыковский
ДЕФИЦИТ ПАНОРАМНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ДЕФИЦИТ КЛЮЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(вариант второй)
         Под дефицитом панорамного мышления (ДПМ) В.Н.Третьяков понимает узкое мышление, узость поля сознания или недостаток  человеческого менталитета.
         То есть ограниченность знания о том или ином явлении, недостаточно глубокое его понимание, если это явление имеет принципиально важное значение для развития данной личности или данного общества. Иными словами, в этом знании содержится ключевой, то есть судьбоопределяющий (стратегический) элемент истины, без которого данная личность или данное общество не могут принять верное решение о своей дальнейшей деятельности.
          В этой связи можно говорить об индивидуальной ключевой информации (ИКЛ) как основном информационном ядре знаний о правильном образе жизни данной личности, путях опознания, раскрытия и реализации ее основных ключевых способностей, как оптимум духовной эволюции, раскрытия ее гения и основного назначения, определения смысла ее духовно-нравственно-интеллектуального стержня.
             Применительно к обществу можно говорить о социальной ключевой информации (СКЛ) как основном информационном ядре знаний о правильном (оптимальном) пути развития данного общества, путях раскрытия его потенци-альных возможностей через реализацию ИКЛ большинства (максимума) его граждан.
         Выделим также мировоззренческо-ключевую информацию (МКИ) которая тесно связана с ИКЛ и определяет основное информационное ядро верного воз-зрения данной личности на мир, ее ориентиры в мировом порядке.
         Далее по каждому из  моментов концепции В.Н.Третьякова можно выделить своеобразную ключевую информацию, которая и составляет ключ к пони-манию и развитию данного момента согласно развиваемых мною идей.
         Ключевая информация экологии межчеловеческого пространства (КИЭМП). Прежде всего, следует определить цель межчеловеческого общения в данном конкретном случае. Одной из таких целей, например, может быть обнаружение духовно родственной личности по параметрам общих интеллектуальных интересов.  Далее следует определить степень духовного родства (параметры общности и различия, соотношение между ними) и важность именно этого канала общения (в идеале это взаимная уникальность и незаменимость минимум двух общающихся личностей). Но тут-то и начинаются сложности. Чем более человек приблизился к познанию своего назначения, своих основных ключевых способностей, тем более он нуждается в духовно-родственном общении, тем более он способен распознавать параметры духовного родства и тем более он обнаруживает духовных родственников. Вообще экология межчеловеческого пространства имеет своей основой стремление преодолеть неумение людей находить продуктивное поле общения и неумение людей не мешать друг другу оптимально жить и оптимально общаться. Они не соблюдают ключевые принципы успешности общения: доброжелательность, творческий подход к акту общения, умение вдохновлять собеседника на сотворчество в акте общения и его высший этап умение достигать озарения, инсайта в акте  общения. Это последнее я и называю «чудом общения» (ЧО). Человек – это такой духовный инструмент, на котором мы всю свою сознательную жизнь учимся правильно играть. Для гениев общения все без исключения люди – духовные родственники. Все наши межличностные беды от неумения общаться, от неумения извлекать неисчерпаемые духовные (интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, эстетические) богатства из актов общения из пренебрежения общением, из непонимания того что человек человеку не только лекарство, но и неисчерпаемый источник творческого вдохновения.
              Ключевая информация к проекту "К счастливой жизни на планете Земля". Здесь следует определить необходимые и  достаточные моменты счастья применительно ко всему человечеству. Прежде всего, следует заметить, что человек не должен полагаться на субъективные предпочтения счастья и на субъективный выбор. Ведь большинство людей, не зная ни своего назначения, ни своих основных ключевых способностей, создают себе ложные стереотипы счастья, например, узкое мещанское счастье, основанное на личном благополучии в семье, на работе, в досуге, в творчестве, в максимуме плотских и психических удовольствий. Это счастье непрочно и недолговечно. Поэтому опросы общественного мнения по вопросам счастья и счастливой жизни не дают истинного представления о счастье или несчастье как человека, так и человечества. Люди основывают впечатления о счастье на субъективных переживаниях. Но, не зная в большинстве своём  своего истинного места на Земле, своего подлинного предназначения, своего интеллектуально-духовно-нравственного стержня,  своих основных ключевых способностей, они ведут серый, безликий образ жизни и представление о счастье у них тоже серое и безликое. А те редчайшие единицы, кто нашёл себя, своё назначение, свои основные ключевые способности глубоко несчастны, ибо отторгаются этим серым и безликим обществом, как возмутители его мнимого спокойствия. Эта серая безликость проникла во все сферы общества: производство, государственные учреждения, науку, искусство, системы образования и здравоохранения, спорт и семейные отношения. Она по корню душит задатки талантов в молодом подрастающем поколении. Существующие способы лечения от этой болезни показали свою беспомощность и бесполезность. Нужны радикальные средства преодоления подобной серости. К таковым я отношу, во-первых, создание единого государства-школы радости, в котором воплотятся идеи соборного всеединства всех духовно-родственных личностей через чудеса их общения, слияние их в гениально-мозаичных коллективах, излечение всех от пороков тела и нравственности путем достижения глубинной радости творческого вдохновения и воплощения в жизнь их индивидуальных ключевых общественно-полезных замыслов (лечение творчеством).
         Ключевую информация к концепции противодействия старению можно выразить в идее инкубатора творческого бессмертия. См. соответствующую статью (Л.А.Полыковский. «К вопросу об инкубаторе бессмертия личности», которую планируется опубликовать в журнале "Мыслители"). Речь идет об идее превращения государства в инкубатор здоровой, творческой и счастливой жизни людей.
        Ключевая информация к идее педагогики наивысшей эффективности состоит в изменении приоритетов и стандартов образования, т.е. в переходе от стандарта образованности по знанию некоторых обязательных дисциплин к развитию тех нестандартных, но ключевых духовных устремлений личностей, в которых и заключена их духовная и творческая самобытность, основное назначение, творческий гений. 
        Они то и могут дать наивысший эффект творческой самореализации личности. Более подробно во многих моих статьях.
         Ключевую информацию сильного методологического принципа толерантности скорее всего можно выразить именно в нестандартности и уникальности всего живого и разумного на Земле, как взаимодополняющих моментах их избыточности и устойчивости.
         Таковы в первом приближении некоторые ключевые подходы к отдельным идеям В.Н.Третьякова. После их анализа  В.Н.Третьяковым и уточнения им методологических особенностей ситуации, не учтённых в данной статье, возможно дальнейшее углубление в проблемы.
 18.06.2005, 4.02.2007