Воспоминания о Чернобыле...

Анатолий Раздерин
На кузова машин спешно грузились люди в солдатской форме, военные грузовики были наспепех оборудованы для перевозки людей. Стояла нормальная сухая и тёплая погода.
Месяц октябрь подходил к концу. Четыре грузовика быстро заполнили только что переодетые в новенькую форму так называемые солдаты резервисты. Была команда, и машины отправились в путь. Из города Белая церковь, мы выехали, где-то  к полудню, наш путь лежал по направлению станция ЧАЭС. Мы ехали в открытых машинах чуть больше четырёх часов, дорога нас не утомила, потому что мы её не замечали из-за шумного настроения, каждый рассказывал какие-нибудь байки, анекдоты, или прикольные истории. К вечеру  авто-кораван прибыл на границу тридцати километровой зоны отчуждения. В этом месте, было, село, Оранное, где и расположилась двадцать пятая бригада воинов ликвидаторов. Наши грузовики остановились  напротив  КПП. Мы быстро покинули насиженные места и построились вдоль трассы, нам объявили, нужно оставаться на месте и ждать, по распределению мы должны попасть каждый в свою роту по специальностям. Время пошло, нас постепенно разбирали и уводили в палаточный городок, где расположена была вся двадцать пятая бригада. Несколько часов пришлось мне с товарищами ждать, нашей так сказать очереди. Уже стемнело , а мы все ещё гуляли вдоль дороги, по которой постоянно двигался транспорт, в основном грузовой. Мы видели проезжающих людей в марлевых масках. Одни ехали на станцию, другие возвращались со станции. Ожидание затянулось, мы стали беспокоиться, не забыли ли нас, на КПП нас успокоили, а через некоторое время пришли и за нами.
  Я попал с товарищами в 137 отдельную пожарную роту, почти все мы были из Донецка. Нас привели в большую сорока местную палатку, каждому определили место для сна, это были обычные двух ярусные солдатские кровати. Естественно сразу началось знакомство и разговоры, обычные вопросы, кто такие и откуда. Утром началась солдатская жизнь, после развода многие отправились на станцию, уже к обеду многие возвращались, а другие смены отправлялись. Нас вновь прибывших не сразу пустили в дело, лично я первый раз выехал на станцию на свой день рожденья, это был подарок судьбы, но что поделаешь, такова жизнь. На станцию мы ездили в пожарных машинах, полными расчетами, в расчете был водитель, дозиметрист разведчик, командир экипажа и еще два бойца-удальца. Командир был, как правило, на, несколько экипажей одновременно. По прибытию на станцию, командир с разведчиком получали задание в штабе на первом блоке АЭС. Получив задание, мы подъезжали к заданному объекту, разведчик выходил из машины и определял уровень радиационного фона в общей сложности, после этого вычислял, сколько времени мы должны находиться в данном месте, и только после этого мы включались все в работу. А что мы делали, мы просто смывали струёй воды осевшую радиацию, после нашей стирки шли химики и удаляли всевозможные предметы в определённые места. Фоны были разные в разных местах, трудно сказать, где было больше или меньше, все время шли изменения. Работали не долго, максимум час, после чего сматывались, то есть отправлялись в баню, а она  находилась на третьем  энерго, блоке. Бани были на третьем этаже, и там же делали замеры на зараженность одежды, если показатель был высокий, одежду снимали и выбрасывали в кучу грязного белья и обувь тоже, все зараженное не стиралось, а утилизировалось. На смену выдавали новую чистую одежду, в которой ты выходил и садился в свою зараженную машину. Все машины содержали в себе заразный фон не хуже самой станции. Но это что, выходили мы из бани к нашим машинам, которые стояли между разрушенным четвертым и третьим блоками. Конечно, мы не ходили там, разинув  рот от любопытства, но все же так было, во всяком случае, в то самое время, когда мне там довелось присутствовать. Возвращались мы той же самой дорогой, при выезде с территории станции нужно было помыть машину, на пункте спец обработки. Люди в специальной защитной одежде струёй воды смывали всю грязь, и можно было продолжать движение, но по пути следования стояли посты контроля, если приборы определяли грязь, нужно было пройти повторную обработку. Наши машины были настолько зараженные, что их мой не мой бесполезное дело. Все подобные машины пропускались, потому что дальше тридцати километровой зоны на них не ездили.
Я рассказал только немного того, что видел в самом начале, я еще ничего не рассказал о том, как было через сутки после прибытия. После прибытия к вечеру у всех произошло расстройство, мы начали роптать на кухню, а нам популярно объяснили, что кухня не причем, это первые влияния радиации, продолжалось это не долго, к утру все пришло в норму. Прошло еще пару дней и многие из нас вновь прибывших стали сухо кашлять, в горле першит и сушит, кашель будь здоров, тоже влияние радиации. Прокашлялись и пришли в норму, пили минеральную воду, кормили очень хорошо без ограничений, в свободное время спасли или играли в домино.  Был и красный уголок в каждой роте, тоже в палатке, и телевидение было, смотрели про себя новости и возмущались потихоньку, чтобы не попасть на крючок в особый отдел, или в полит отдел. Вот так и покатились будние дни, вперемешку с хозяйскими делами, для того чтобы не валяться весь день на кровати мы пытались хоть немного работать. Во время работы чувствовали слабость и быструю утомляемость, прошибало в пот  даже от незначительных усилий. Постепенно привыкли, и зажили как будто, так и надо.
 Я не вдаюсь в подробности бытия, для этого понадобится  больше времени, возможно, как-нибудь расскажу.  Конечно, расскажу, мне так кажется, что тема современной жизни многим интересна, особенно после событий на японской атомной станции.
Мой рассказ это не выдумка и нет никакого в этом преувеличения или приуменьшения, нет так же желания запугивать, я рассказываю, как частное лицо прошедшее свой личный путь в этом хаосе. Здесь сугубо личное мнение увиденное мной лично, я знаю много разных ситуаций рассказанных мне такими же ликвидаторами во время лечения в наших больницах уже после всего пережитого…
Продолжение следут...Я временно возьму тайм аут,после просмотра двух фильмов о Чернобыльской АЭС, у меня что то пропало желание говорить об этом,ведь я прибыл туда уже в октябре,а к этому времени уже многое было стабелезированно,и мне бы не хотелось выглядеть здесь героем,считаю с моей стороны это непрелично,вот такое мое мнение...