Почему дети утрачивают интерес к знаниям?

Лев Полыковский
         Общеизвестно, что все дети в раннем детстве – гении. Они жадно и восторженно впитывают в себя знания. Почему же редчайшие единицы сохраняют этот дар до конца жизни? А у остальных людей это процесс приобретает самые различные формы. Одни ещё в раннем детстве, в дошкольном возрасте утрачивают этот великий дар, ибо в семье обстановка не способствует, а порой даже препятствует его сохранению и развитию. У других он пропадает от несовершенной организации учебного процесса в школе. А у третьих он может пропасть в специальных учебных заведениях или на работе от рутинности и неэффективности использования способностей человека.
         Иногда же, наоборот, талантливые учителя и преподаватели в специальных учебных заведениях, а также талантливые руководители на предприятиях способны возродить в личности этот уже, казалось бы, утраченный дар любви к познанию.
         Значит, чем более адаптабелен человек к факторам, направленным на гашение его интереса к знаниям, тем больше вероятность сохранить его детскую гениальность. А величина гения выходит состоит в масштабах такой адаптабельности. С другой стороны, чем более благоприятны общественные условия для возрождения в личности уже утраченного интереса к знаниям, тем более вероятно возродить и его детскую гениальность.
         Так, при наличном уровне познавательной адаптабельности личности продлить срок сохранения интереса к знаниям можно и снижая влияние неблагоприятных факторов в семье, дошкольных учреждениях, школе, специальных учебных заведениях, на работе и в быту, то есть, адаптируя общество к познавательным интересам человека, Экономически это очень эффективно, ибо расширяет возможности человеческого гения. А сохраняя достаточно долго свой гений в рабочем состоянии, человек может более эффективно приносить пользу обществу. Кстати, преодолеть эти недостатки: консерватизм, жёсткие но не продуманные стандарты образования и трудоустройства, устаревшие традиции и педагогическую некомпетентность обществу весьма нелегко.
         Другое дело, что какими-то воспитательными методами и специальными тренировками можно увеличивать адаптабельность человека к сохранению неугасающего интереса к познанию. Например, использование принцип Ювенала: в здоровом теле здоровый дух приводит к притоку животворной энергии в те сферы личностной сущности, которые отвечают за познавательный интерес человека. Но метод раскрытия человеческого гения путём расширения диапазона адаптабельности личности к познанию не менее трудоёмок, чем настройка общества на интересы личностного творческого прогресса.
         Но в обоих случаях при успешности метода и общество и личность выигрывают неимоверно.
         Кстати, метод настройки общества на активизацию человеческого гения, снижая сопротивляемость социальной среды исконным интересам развития человеческого гения, способствует увеличению адаптабельности личности к несовершенству механизмов социальной настройки человеческого гения.
         Более сложным путём, через расширение множества педагогов и организаторов гениев, облегчается настройка общества на режим оптимального воспроизводства гениев. То есть, увеличивая адаптабельность личности к необагоприятным условиям поддержания интереса личности к познанию мы создаём более благоприятные условия к воспроизводству гениев.
         На поставленный в заголовке статьи вопрос ответ такой: два фактора влияют снижение интереса личности к познанию: неблагоприятные социальные условия и низкая адаптабельность личности к этим условиям.
         21.04.2008