Права

Андрей Кадацкий
        Цепляя обочину, бензовоз петлял по дороге, из-под колес летели ошметки грязи. Сзади ударил свет патрульной машины, «Принять вправо и остановиться», - прохрипел мегафон. Летняя ночь содрогнулась скрежетом тормозов, автоцистерна клюнула носом и заглохла.

        Кряжистый мужик выпал из кабины. Гаишный фонарь осветил оскал из-под шрама во всю щеку. В сорок Витька Аристов выглядел на шестьдесят.
        - Тю-ю! Женька! – Витька поднялся, оперся о крыло. – Не дал два шага до дому доехать…

        Сержант ГИБДД Евгений Половников шмыгнул, напарник поморщился от перегара.
        - Опять напился? - Половников подернул околыш фуражки, с белесых кудряшей скатилась капля пота.
        - Так пятница же. И-ик… получка.
        - Сколько можно?! Я тебя уже пятый раз задерживаю, а, вообще, это уже семнадцатое нарушение, господин Аристов. Ваши «права».
        - Ты чего, Женька?! Какой я тебя господин? Я ж тебя вот таким… - ладонь опустилась до колен, - нянчил. А кто тебя первой папироской угостил? То-то же!
        - Дядь Вить, я ж уже не раз предупреждал. Одного шрама мало? Еще аварий хотим? Или как на прошлой неделе – семь машин всмятку?!
        - Ах вон-оно что! - покачнулся Аристов. - Вас отдрючили за тех козлов, а вы на мне злость срываете?!
        - Хватит базарить, давай «права»!
        - Хрен тебе, а не «права»!

        Кукиш стукнул в нос сержанту, размашистая затрещина сотрясла затылок. Фуражка запрыгала по асфальту.
        «Справились?! Вдвоем на одного», - рычал Аристов, вмятый скулой в цистерну. Щелкнули наручники. Фельдшер тетя Клава зафиксировала значительное превышение нормы алкоголя.

        Проспавшийся Витька хлебал из банки рассол: «Ну-ка, мать, полей», - нагнулся перед рукомойником.
        Жена Елизавета оторвала от груди ребенка, ковшик зачерпнул колодезной воды.
        - Как же мы теперь, кормилец ты наш?
        Ледяная вода скатывалась по русым лохмам.
        - Не стони, - буркнул Витька, - дело поправимо. А где Колька с Лешкой? Опять на речку убёгли?

        Аристов, в армейских брюках, кирзе и белой рубахе, приплелся на двор Половниковых. Стучал топор, пахло сушеным зверобоем. Солнце выжигало землю.

        Голый по пояс Половников откинул полено, рука стиснула топорище.
        - Не казни, Женька, - взмолился Аристов, - мне без «прав» нельзя. Трое детей… кормить надо. На деревне работы нет, сам знаешь… пропадем…
        - Раньше надо было думать, - шмыгнул Половников, крикнул высунувшимся мальчику и девочке, - живо в дом!

        - Ну хошь… на колени перед тобой встану! - Аристов рухнул на колени, из-под рубахи вырвался оловянный крестик, закачался на веревке. – А не вернешь – руби!
        Голова шофера легла на плаху.

        - Тьфу, ты черт! – Половников отбросил топор к поленнице, зашагал к дому.
        - Прости меня дурака! – рыдал Аристов. – Не хотел я тебя бить. Бес попутал!
        - За это зла не держу, - Половников дернул дверь, дети высыпались наружу. - Кому сказал дома сидеть?!
        Дети, спотыкаясь, кинулись в комнату.
        - Может, посоветуешь что? – выл Аристов.
        Половников вполоборота бросил:
        - Съездей в район до суда, поговори с юристом… может, что и можно.
        От хлопнувшей двери вздрогнул дом, звякнули оконные стекла.

        Аристов при параде ввалился в районный суд.
        - А чего с канистрой, дядь Вить? – всплеснула руками бойкая секретарша Танька.
        - Добро казенное, либо сдать, если «прав» лишите, либо… - Аристов смахнул пот с шеи. – Печет-то как. Пекло… Не губите, девоньки! Мне без работы нельзя, трое ртов!

        - Уже лишили, - по-школьному сложила руки на столе дородная судья, аляповатая брошь пустила солнечного «зайчика».
        - Как так, Верка? – заморгал Аристов. – За что ж ты меня так? Ты ж ровесница моей Лизки… Должен суд быть, все честь по чести. Я у юриста был, он сказал – протокол составлен с нарушениями… не должны лишать.
        - Лишили. На два года, - отчеканила Вера, - и это еще по-божески, с такими нарушениями надо бы на четыре. Но суд вошел в ваше положение…
        - А как жешь… юрист же сказал…
        - Подавайте апелляцию, - Вера развела руками.
        Глаза Витьки налились кровью:
        - Вот моя апелляция!

        Крышка канистры запрыгала по полу. Пахнуло бензином, брызги полетели во все стороны. Чиркнула спичка.

        - Вертай «права» взад! Я за себя не отвечаю!
        - Да как вам… вообще… «права» дали? – с застывшими от ужаса глазами прошептала Танька.
        - А ты молчи, грымза! От кого двойню понесла?! Еще меня учить будешь!
        - Не надо, дядь Вить, - кусала губы судья, - у меня ведь тоже ребенок… детский церебральный паралич… кто за ним присмотрит?
        - Вертай взад! – дернул рукой Аристов.

        Подгоревшая спичка подломилась, спикировала в горловину.
        Столб пламени полыхнул как из огнемета, взрыв сотряс округу. Шрапнель стекол расстреляла улицу. Здание суда утонуло в черной гари.

        На поминках стенала вдова:
        - На кого ж ты нас покинул, корми-и-илец?!

        Со стаканом встал бывший председатель колхоза:
        - Хороший мужик был Виктор. Светлая память.