Былое и думы - о Прозе. ру

Назимов Марат
            ...Был ли  прообраз Интернета в мировой фантастике? Быть может кто-то знает иные примеры, но я могу назвать лишь марсианские «овальные зеркала» из романа Алексея Толстого «Аэлита». Смешно сейчас читать о примитивном коммутаторе с гнездами для штырьков, втыкая которые можно было получить на экране различные изображения и нужную информацию...Но и гораздо позже, когда уже появились компьютеры, не знал, не ведал какие возможности открываются теперь для пишущей братии. Пишущих, жаждущих опубликоваться, самоутвердиться и прославиться всегда было много. Но трудным и тернистым был путь к публикациям в периодике, не говоря уж об издании книг...Однажды, в юности, ждал автобус на остановке. Вдруг подошел некий субъект с потертым портфелем и вынул оттуда несколько машинописных листков скрепленных огромной скрепкой.
            -Я вижу сборник стихов у вас в руке, - доверительно сказал он мне. – Не могли бы вы прочесть и мои стихи? Здесь номер моего телефона и адрес. Позвоните, а еще лучше – напишите мне письмо с вашим отзывом о моих стихах. Поверьте, мне это очень важно...
             Ах милый гражданин из тех далеких лет! Не знаю куда ты делся, куда тебя забрали и что с тобою делали, пытаясь отучить от пагубной страсти...

           Стремление к самовыражению, самоутверждению и просто к общению – глубоко естественно, ищет и находит разные пути.  Еще помню времена, когда включив ламповый приемник «Рекорд», можно было услышать на средних волнах какафонию самодеятельных «радиостанций». Только и слышалось – «Всем, всем свободным операторам! На данном диапазоне работает «Алмаз»! Прослушайте небольшой концерт из джазовых мелодий...» . И так далее...
              Радиолюбители делали простейшие передатчики из одной лампы и нескольких деталей, подключались к радиоприемникам и выходили в эфир, основательно засоряя его. Дело это было незаконным и потому «свободных операторов» вычисляли, находили и наказывали. В конце концов этому увлечению пришел конец, «свободные операторы» исчезли из эфира...
              Но ведь идея о посевах разумного, доброго, вечного не умирает! Она обрела в наши дни надежный приют в Интернете. Свободные писатели выходят ныне в мировое виртуальное пространство, одаряя друг друга и безвестных читателей все более растущим количеством шедевров. Это радует и наводит на раздумья, позволяет делать выводы...
            
       
   Когда-то возле Парижской академии искусств была небольшая закусочная. Она никогда не пустовала, голодные студенты охотно посещали ее, зная, что даже без денег они не уйдут голодными из-под ее гостеприимного крова. Харчевник – добродушный толстяк с проницательно-насмешливым взглядом – не требовал денег, если их не было у посетителя. Он мог записать в долг, но гораздо охотнее брал в качестве платы работы этих студентов – картины, этюды, наброски...
       Прошли годы и расчет харчевника оправдался – кое-кто из этих студентов стал знаменитым художником, а их работы стали стоить огромных денег.
       Вспоминая это, и глядя на мелькающие на мониторе страницы, нет-нет да и столкнешься с мыслью – а не мелькнет ли в призрачном зазеркалье экрана лик того расчетливого Харчевника, чтобы отбирать-издавать, разгребая кучи, отбирая перлы...И тут же отгоняешь эту суетливо-наивную мысль.Кому это надо - разгребать, кого-то издавать...
            Поиск, выявление литературных талантов – не единственная и не главная задача сайта «Проза. Ру». Да и не шибко нужны они, эти таланты, буде появятся таки. Мешают, раздражают, отпугивают прущих  косяком  свободных творцов...Главным на сайте, пожалуй, является массовость, предоставление свободной публикации всем, кто пожелает это сделать. Вот это и важно и нужно. 
            То,  что в прежние совковые годы сотнями людей писалось почти без надежды быть опубликованным, нередко боязливо и тайно - теперь открыто и торопливо преподносится  авторами на всеобщее обозрение. Уже одно это дорого стоит, за это нужно искренне поблагодарить создателей  сервера. Могут возразить – им   ведь тоже не мешает знать, что там бродит в умах, замышляется, и вообще - каковы настроения и мысли...Включил монитор - и как на ладони - кто что думает, у кого что болит, каковы настроения. Сами о себе все расскажут, торопливо и старательно, порой взахлеб - работает давно известная истина - о чем бы ни писал человек, он прежде всего пишет о себе...Окно, распахнутое им в призрачный, казалось бы, виртуальный мир, позволяет  присматривать и за ним самим. С другой стороны этого окна.
       А сколько сюжетов, смутно и невнятно оформленных идей, иногда- удачных оборотов и поворотов! Можно быть уверенным - они не пропадут, где-то найдут применение...
       Но и это, наверное, не самое интересное. А что же? А то, что на новой электронной почве расцветает ныне то, что называлось народным творчеством, фольклором. Всем миром, в прямом смысле, творим мы, господа, нечто новое в литературном творчестве. Оно не подавит и не погубит Литературу, как вид искусства (этого опасаются многие). Напротив - сделает ярче и богаче. А вот кого-то неизбежно отодвигает от привычной кормушки, лишает монополии...Литература всех стран вырастает из устного народного творчества - это азы литературоведения. А теперь к фольклору добавляется электронное творчество масс - станет ли беднее от этого Литература?
               Электронные тексты становятся все доступнее и популярнее. Кроме ставших уже привычными персональных компьютеров, появились уже карманные.  Книги, страницы журналов и газет можно читать даже с экрана мобильного телефона. В результате сберегаются гектары живого леса, тонны типографских красок и других материалов, в какой-то мере улучшается экология.  И все меньше становятся тиражи  бумажных книг и журналов – вот это обстоятельство и рождает панические  страхи и домыслы о гибели литературы. Именно потому, что она становится доступней и для писателей, и для читателей. Потому, что переходит на принципиально другой носитель текстов.
             В былые советские времена  писатель садился за стол, делал наброски к сюжету будущего производственного романа-«кирпича» о жизни тружеников  целлюлозно-бумажного комбината (макаронной или ткацкой фабрики,  мясокомбината или цементного завода ...), о передовиках-новаторах, о о бюрократах и тунеядцах. Иногда, очень осторожно – о политически чуждых элементах...  Заранее зная примерный объем своего творения, издательские расценки за авторский лист, примерный тираж. Он был человеком известным в нужных кругах, роман – еще незаконченный – уже начинал печататься в журнале, появлялись отклики критиков и читателей...Потом выходила книга, писатель шел, в конце концов, в бухгалтерию и подходил к заветному окошечку кассы...
               Он был человеком  элиты и определенного уровня жизни, твердо знал – о чем и как нужно писать и что бывает с теми упрямцами, которые не понимают законов жизни...
               Сейчас жизнь как-будто круто изменилась. Писать теперь нужно совсем о другом.  Но...Издательства по-прежнему остаются кормушками для своих, проверенных, раскрученных. Они исправно выдают любовные романы, псевдофантастику, «остросюжетную прозу»...Проблема в том, что  тиражи стремительно упали, журналы хиреют и закрываются. Читатель норовит уйти в Интернет, где есть все, что его интересует...Мало того – немалая часть читателей тоже возомнила себя писателями и публикуется все в том же Интернете! Романы, рассказы, стихи и публицистику теперь только ленивый не пишет.
                Считать эту публику конкурентами – вроде неудобно для набившего руку писателя, хотя, говорят, среди нее встречаются одаренные экземпляры. Проблема в том, что читательская масса уходит от реальных бумажных книг в призрачное зазеркалье Интернета. И как жить, прокормиться, как всерьез и свободно заниматься литературной работой, если издательства просят «востребованные» темы, а публикации в Интернете не только не дают ни гроша, а напротив – норовят слупить с тебя платеж за «раскрутку» твоих текстов. И вот здесь явно страдает Литература – она не может платить своим служителям. Даже и талантливым.
            В самом деле, кто публикуется на литературных сайтах? Люди, для которых это занятие – своеобразное хобби, игра в писателей и поэтов. Люди, которые имеют определенный, пусть и весьма скромный достаток, заработок, не связанный с литературным творчеством. Пенсионеры, служащие, квалифицированные рабочие, студенты, которым помогают родственники. Иногда – люди малого и среднего бизнеса, люди со случайным заработком, ночные сторожа...
               Интернет – прекрасная, умная вещь, но дать заработок литераторам не может по самой сути своей – у него другие задачи. Авторов- соискателей литературной славы  - десятки тысяч, произведений, уже опубликованных, - миллионы. Но Интернет может помочь талантливым писателям получить признание и заработок.  Одна из таких возможностей, на мой взгляд, это литературный аукцион.
                Что это такое? Отдельная рубрика на главной странице «Проза ру», где автор может разместить свое произведение, достойное, по его мнению, быть изданным отдельной книгой. Кроме такого мнения, должны быть  соблюдены несколько условий – произведение (роман, повесть или сборник рассказов и т.п.) должно быть не меньше определенного объема, иметь краткую аннотацию и, конечно, публикация должна быть оплачена. Конкретной суммой баллов или рублей – это уже будет зависеть от администрации сервера.
                Что это даст в отличие от привычного анонса? То, что автор вынужден будет гораздо более критично оценить свое произведение, проконсультироваться с  рецензентами, прежде чем выдвигать свое творение на аукцион. Но даже самые благоприятные отзывы – отнюдь не гарантия того, что этим произведением заинтересуются издатели. Быть может только одно произведение из ста вызовет их интерес. И вот тут надо сказать об издателях. Их стало много в последнее время. Кроме крупных издательств, известных еще с советских времен, теперь немало новых, а то и вовсе начинающих, пробующих силы в этом бизнесе. Вот им нужны авторы, они пока не избалованы множеством предложений от писателей. Они будут знать, где можно искать нужный им товар! В рубрике «Литературный аукцион на «Прозе ру». И, если найдут подходящее им произведение, то обратятся в администрацию сервера с просьбой оформить контракт с данным автором. Наверняка администрация сделает это охотно и небесплатно. Но дело пойдет, у авторов появится надежда и стимул, а у сервера – возможность дополнительного заработка...Здесь возникает еще один интересный нюанс – дело в том, что у сервера есть свое издательство, которое может издавать книги авторов «Проза.ру». Какие произведения, каких именно авторов? В первую очередь внимание здесь может быть обращено на тех, кто сделал уже заявку в рубрике “Литературный аукцион». Почему бы нет?  И не обязательно для издания в бумажном варианте. Бумага прочно сидит в нас с детства, со школьных лет, вошла в подсознание. Но когда я недавно увидел, подержал в руках современное устройство для чтения электронных книг – изящное, блестящее, с подсветкой и прочими наворотами, способное сопровождать школьника с первого класса до выпускного, вмещая и меняя все нужные ему учебники и тексты – стало не по себе, когда вспомнил свои школьные годы с портфелем, туго набитым потрепанными учебниками, чернильницей и перьевой ручкой. И, конечно, с пачкой тетрадей...
                Туда же, в это карманное устройство, можно поместить и любимые книги, стихи и рассказы. Даже и с «Проза.Ру»... Отсюда вытекает еще одно тонкое обстоятельство. Что такое электронная книга? Нечто эфемерно зыбкое, она как бы есть где-то в виртуальном пространстве, и в то же время ее нет, рукой не ухватишь, на зуб не возьмешь...Можно, конечно, записать ее текст на диск, подарить кому-то. Но тиражировать, предложить в таком виде широким читательским массам – несерьезно. А вот если автор, разместивший свою книгу в рубрике «Литературный аукцион», приобретет одновременно право получать некоторую сумму за каждое «скачивание» его текста – не за прочтение, а именно за «скачивание»! – тогда может случиться и так, что в эту рубрику потянутся и авторы достаточно известные в бумажных вариантах. Электронная книга, опубликованная автором, зарегистрированным на сервере, приобретает юридический статус, защищена Законом об авторских правах.  Идея, материализовавшись на юридической основе в звонкую монету, станет более убедительной и популярной...