Детство босоногое моё. Глава 2

Елена Пешкова-Рыбина
Потом мы переехали на другую улицу в дом, который раньше, до революции ,был частным. Дом был  по сравнению с нашим прежним довольно красивый, но тоже деревянный, только большой двухэтажный, обшитый вагонкой и выкрашенный в зелёный цвет .Он находился в глубине большого двора, обнесённого таким же зелёным забором. Раньше хозяева жили наверху, на втором этаже, а челядь, иначе говоря прислуга, внизу , на первом. Правда, тогдашняя хозяйка  и теперь жила тут, наверху, у неё был отдельный вход в квартиру. Я была  у неё однажды и видела, как там светло, красиво и уютно.  Мы же имели две комнаты на первом этаже. К сожалению, сторона северная, да ещё деревья у самых окон, поэтому комнаты не очень светлые, но по тогдашним меркам довольно просторные, отопление печное, но нам не привыкать, в прежнем доме тоже было такое. Школа, в которую я пошла в первый класс, была за углом. В коричневом сатиновом платьице и в сатиновом также новом фартучке я чувствовала себя   сказочно красивой. Моя первая учительница Анна Семёновна Оболтина- Замечательный педагог, о таких говорят : педагог от Бога. Мы все её боготворили. Она не была красавицей, и возраст её  уже достаточно зрелый, но это был удивительный человек, очень внимательный, добрый, как мама, знающий великолепно своё дело, светлый и мудрый. Там я проучилась до восьмого класса .Все первые четыре года я была круглой отличницей , моя фамилия была напечатана на доске Почёта  в  городском музее .Я была гордостью школы и своих родителей, так по крайней мере мне говорили, а  в шестом классе ездила на Кремлёвскую елку  в Москву. Это было очень почётно, так как из города ездили только двое, я и Володя Харионовский, тоже шестиклассник. Надо сказать , что я была справедливой и доброй  девочкой, такой меня воспитали родители, спасибо им за это большое. Я всегда защищала слабых, маленьких, обиженных, не уверенных в себе, и это качество сохранила на всю свою жизнь, иногда даже от того  страдала сама, ибо принимала огонь на себя, а так как была максималисткой, то и доставалось мне больше всех и чаще всех от драчунов , разных  обидчиков. Рядом в соседнем доме жила девочка, которую ещё  грудным ребёнком уронила нянечка на пол. У неё вырос горбик. Понятно, что такому маленькому человечку было тяжело переносить насмешки детей, их уколы больно ранили детскую душу .К сожалению, не все дети понимали  это. Вот эту девочку защищала я разными методами, иногда поступками. Например, не брали в игру тех, кто оскорбил её, помнится ,я даже беседовала по этому поводу с некоторыми родителями, чтобы те  серьёзно поговорили со своими детьми, а ведь я и сама была тогда ещё ребёнком. Надо отдать должное родителям этих детей: они выслушали меня внимательно, пообещали всё уладить, не выгнали , а я так боялась этого разговора « А вдруг они меня не поймут и засмеют, а ещё хуже прогонят,»- думала  я с опаской. Но всё прошло просто замечательно. Обострённое чувство справедливости позднее, когда я уже стала сама мамой, могло привести не раз к печальным , а иногда даже непредсказуемым последствиям. Опишу только 2 случая .Времена тогда были тревожные .Все  помнят , наверное, криминальные  90- е годы .Однажды я возвращалась домой после работы. Случилось это  в разгар светлого дня( я работала в школе в первую смену)Я вышла из автобуса и перешла дорогу, до моего дома оставалась каких – то метров 500, точнее полквартала. Впереди меня шла компания молодых людей примерно в возрасте18 -20 лет. Некоторые слегка покачивались. Навстречу шёл  совершенно седой мужчина приятной наружности .Вдруг  от компании отделился парень и подойдя к мужчине, нагло , вальяжно, извиваясь, словно змея, сказал: « Дед! А ну- ка , дай сигарету!» Мужчина ответил спокойно, что он не курит уже давно. Тогда парень размахнулся и со всей силы ударил его.  Мужчина еле устоял на ногах. Я , проходя мимо, не удержалась: «Парни! Что Вы делаете! Ведь он Вам в отцы годится!» И этим я перевела огонь на себя. Они  буквально все разом обратились ко мне с непечатными словами и пока я не отвернула в сторону, они мне кричали, что обязательно  узнают , где я живу, что ещё со мной встретятся, и я , мол, запомню эту встречу на всю свою оставшуюся жизнь .Второй случай произошёл в трамвае .Мужчина лет 50- ти отрывал талончики из компостера, бросал их на пол и топтал ногами, деньги естественно не платил .Я сделала ему замечание,  а он невозмутимо продолжал своё  чёрное дело. Кругом стояли такие же мужчины , но никто не вмешался. Мне необходимо было уже выходить. Я подошла к кабине  водителя и сказала ему об этом  Тот , видимо, услышав мой разговор  с ним,  спросил громко: « Что это там?»И тут меня особенно поразило отношение других людей. Сильный пол оказался трусливым и один , из молодых крикнул ему: « Да тут Вами женщина возмущается!»Понятно, что я услышала тогда вслед себе. Это были настоящие угрозы. Мы вышли из трамвая.(Ехали домой с дачи)Просто муж с детьми зашёл в заднюю дверь, а  я в переднюю. Оказалось: муж краем уха тоже слышал какой- то  скандал, происходивший в передней части . Он спросил  меня: «Что ты там расшумелась?»И когда я ему рассказала, он  добавил так: «Нет, ты не умрёшь своей смертью!» На что я  ответила : «Ты ошибаешься , дорогой! Верю: придёт такое время, когда люди поймут, что так жить нельзя!»  Простите, отвлеклась,  сейчас я продолжу начатое.  Игрушек у нас особых тогда почти не было. Откуда им взяться , ведь недавно закончилась война, мы в основном играли в прятки , в лапту, в войну, в разведчиков, поэтому в кармашках были всегда мелки, которыми мы рисовали стрелки на дощатом тротуаре, указывая ими свой путь, иногда обманный для неприятелей, вражеских агентов.  Никаких кукол , кроме одного большого пупса, я не помню. Этого пупса привезла мне в подарок сестра, когда  мне было всего- на- всего  четыре годика. Кукла оказалась больше меня .Мама сказала Вере: « И зачем ты такую купила?»Куда потом она исчезла, я не знаю, только я ею не играла.  Бегали мы все летом  , без исключения, босиком, только в четвёртом классе мне купили сандалии, а в школу ходили в тапках, осенью в ботинках, зимой в подшитых стареньких валенках. Помнится : нужно ехать в Кремль на ёлку, а у меня ни нового платья , ни туфлей , ни новых валенок. Хорошо сестра Вера сшила из своего  платья мне нарядную юбку и отдала модную в то время капроновую кофточку и под неё атласный чехол. Так в тапочках я и танцевала на самой главной ёлке в Кремле, и была самым счастливым человеком на всём белом свете. В седьмом классе мне купили самое настоящее шерстяное школьное платье , такой же шерстяной чёрный красивый передник, и наконец,  туфельки на маленьком каблучке, изящные и такие красивые, что не оторвать глаз. Такое у меня было босоногое детство, может быть не очень обеспеченное, но  беззаботное, беспечное и, конечно же, мирное и счастливое.

22.04.2011г.