Последние люди

Жамин Алексей
Красное солнце не спешило восходить. Туманные, будто пыльные, лучи вяло отделялись от светила, опасливо чиркали горизонт, скользили по высоким волнам и, казалось, уже вплавь достигали острова. Где-то, далеко на западе, дно океанской бездны всколыхнулось, замерло и провалилось – грохот и скрежет земной тверди поглотила толща вод. Чудовищных размеров линза выгнулась над поверхностью, застыла и сорвалась в стремительный, кольцеобразный бег. Ничто не могло устоять перед этой силой.

Макарий ничего угрожающего не почувствовал. Даже смутное волнение, рождаемое у дикарей инстинктом, ни на миг его не потревожило, а причиной невнимания было лишь то, что дикарь уже был взволнован до невероятной степени. Со стороны можно было принять его за больного тропической лихорадкой. Отчасти верно – именно лихорадка, но обще-природная, выгнала этого человека из хижины в ночь и отправила в добровольное изгнание. Однако глубинная причина была весомее вспыхнувшего жара. Людское равнодушие и злоба – они преследовали Макария всю жизнь, потому и лихорадка желания никогда не проходила.

Горбатому уроду с кривым лицом никто никогда не обещал женщины, сами же островные дамы сторонились и даже прятались, если Макарий показывался рядом. А ведь бывали времена, особенно после жестоких, кровопролитных стычек с врагами или в периоды повального мора, нарочно косившего самых сильных, когда женщин становилось в избытке. Прокормить их, ещё и отягощенных малыми детьми, становилось очень трудно. Тогда вождь и старейшины насильно распределяли орущее и плачущее стадо по хижинам мужчин, включая юнцов и стариков, игнорируя всякие законы и обычаи – надо было спасать будущее поколение, а не играть в ритуальные игры.

Затянувшийся рассвет застал Макария на восточной стороне острова. Скалы здесь особенно высоки. Постепенно умаляясь, они идут на запад к просторному плато, за которым, как щупальца морской звезды, следуют укрытые буйной растительностью языки ущелий, объединённых в низовой широкой части плодородной долиной с пляжем, омываемым водами лагуны. Давно исхоженную и изученную до камушка географию, ограниченную островными природными типажами, Макарий знал назубок, но никто его о ней не спрашивал и оценок знанию выставлять не собирался. Впрочем, этим знанием он не отличался от остальных островитян.

Макарий рассвет не встречал. Он был страшно занят - выпиливал из большой кости крупного морского животного образец возлюбленной, которой никогда не было, а возможно, что никогда и не будет, но фигурка, он надеялся, при благоприятном стечении обстоятельств, пригодится для сверки прообраза с живым предметом, а если нет, так для бесполезного, но напоминающего о цели всей жизни праздного её созерцания. В куске материала уже угадывался непомерно объёмный живот, щедро украшенный мощными складками и дыркой пупка – узловой момент идеи, выраженной необоримым эстетикой глубинным порывом. Тщательно и с любовью уже была вытесана правая нога самки, снабжённая округлой коленкой и подколенным углублением – крайне важная деталь, ведь кто не знает: именно здесь расположены нервные жилы, позволяющие в нужное время уложить женщину на песок, нежно ударив сюда ребром ладони.

Точность моделируемого образа, за которую с высунутым языком боролся художник, отнюдь не означала точности исполнения анатомического строения женского тела. Это был дух и закон любви – всё лишнее в сторону. В сторону ушла левая нога идеальной женщины, подвёрнутая мастером едва ли не под спину; здорово укоротились голени и усохли икры, достаточно показать их ширь и мощь; шея красавицы практически утопла в плечах, но все пропорции искажались не без смысла.

Неважно, что бёдра приобрели величину достойную слонихи, ведь если б Макарий копировал это животное - он и не пытался, потому как в жизни не видел слоних – ничего бы у него не получилось. Получилась бы копия слонихи – в случае невероятной удачи, принимая во внимание его неокрепшее мастерство. И не требовалось ему кого-то копировать - его воображение, его внутреннее созерцание бытия, изрядно опалённое огнём желания, не нуждалось в натурщицах. Макарий чувствовал, что гениален, но был к себе строг и старался меньше увлекаться грядущей славой, а больше работать.

Лицо женщины Макарий оставил неопределённым, следуя трезвому расчёту: а вдруг попадётся непохожая, но во всем остальном идеалу соответствующая? – Не стоит быть таким привередой, вполне впишется в образец и маленькое, овальное лицо-зёрнышко, похожее на рыбий глаз, а вот что делать с губами, помогающими при еде и питье, Макарий никак не мог решить. Сомнительно, но кажется, могут и они для чего-то услаждающего понадобиться… После некоторых посторонних творческому процессу отвлечений, прервавших пиление и выражавшихся в метеорологической оценке цветов неба,  в задумчивом качании головы и ковырянии в носу, решение нашлось будто бы само: многоступенчатый подбородок не пострадает, если в случае нужды лишится одной-двух складочек, - а пока можно оставить рыбий глаз без украшения.

Он даже увидел в женщине без губ на лице огромное преимущество – молчание. Попробуй шипеть, бубнить и трубить, если губы, лишь тонкая полоска. Макарий малость сжалился, прикинув, что поддержка порядочных форм может пострадать из-за вынужденного голодания, а какая подойдёт еда без глубокого, широкого рта с весёлым рядом крепких зубов? Пришлось отложить дальнейшую работу над образом и заняться ртом. Увлёкшись, Макарий отвёл ему целых три складки подбородка.

Мелкую доводку черт лица Макарий отложил с удовольствием – с него воды не пить, не листок пальмы, нечего тратить время. Теперь палец ваятеля проверял состояние скульптурного лобка, вот его-то точно надо было сделать большим, треугольным, надёжно подпирающим живот и обязательно гладким, приятным на ощупь. Так и получилось. Макарий даже удовлетворённо причмокнул. Предстоял переход к самому существенному в идеальном образе – детально проработать дыру между ног, уже намеченную кремниевым лезвием.

Макарию представилось  устье большой реки, изливающей воды в море. Он видел подобное на соседнем острове, откуда раз в году привозили невест для его племени. Далеко в островной прибой вдавался узкий песчаный нанос, светившийся под зеленью волн бурым языком похожим на пламя и клубившимся красной глиной, сносимой с гор острова. В самой середине буруна пылал, будто раскалённый до белизны протуберанец, клок морской пены. Макарий согнулся от возбуждения, работа остановилась, но в мозгу, не останавливаясь, носились волны. Они били в виски, надували вены, пульсировали в затылке и гнули позвоночник.

Жуткий вой вырывался из глотки вынужденного монашествовать урода. Он пал на скалу и впихал в рот колючие кусты папоротника – жесткого, невкусного, тщедушного уродливого и всё же пробившего камень, и переработавшего в свою жизнь ничтожный в щедрости, но вездесущий сок земли. Непреодолимая сила желания скрутила человека в клубок мускул, заставила кататься по камням, рискуя уронить в бушующую у подножья скал пучину. Наконец, в целях самосохранения, Макарий нащупал сук, восставший из коряги-тела, и судорожным движением рванул его вверх, затем вниз. Движения повторялись. Вскоре рычание перешло в вой, а когда кулак насильно разжала какая-то тугая горячая пиявка, напитанная кровью, и изрыгнула клейкую слюну в небо, вой Макария спал до стонов, казалось, несчастных.

Мышцы дикаря ослабли, дыхание восстановилось – теперь оно следовало в такт приливным волнам, всхлипывающим у скал. Успокоившись, Макарий закончил так неожиданно брошенную работу. На руках его лежала серо-белая, местами коричневатая кукла. Он держал её как младенца у груди, вглядывался и, уже любя, не видел изъяна, а то, что честно считал изъяном, то любил ещё больше. Умом он подвергал шедевр критике: кокетливой, по задумке, волной ниспадавшие с плеч волосы, более походили, в исполнении, на пучки водорослей, колышущихся на подводном камне; не очень-то здорово смотрелась горбатая спина, украшенная острыми, как скалы, лопатками, и многое, многое другое - но сути образа это не меняло. Идеал.

Перед ним был идеал, на руках лежала его невеста, единственная и неповторимая. Он схватил её посередине, где у других женщин, особенно у нерожавших, была талия, и потряс увесистой фигурой в воздухе, затем плавно и нежно опустил свою богиню на кусок скалы и принялся приплясывать вокруг, помогая себе горловым пением и аккомпанируя хлопками ладоней по вспотевшим бёдрам. Потом танец закончился. Настало время любования. Макарий удобно устроился напротив фигурки. Он выставил её на границе света и тени, где свет был особенно острым, а тень, наоборот, нежна, но очень точна. Он ревновал её к солнечным искоркам, шаловливыми бликами игравших на грудях, плечах и локтях его женщины, поэтому вырвал хлипкие веточки папоротника, ограничив движение фигурки лишь мысленным парением.

Она светилась на фоне влажного неба, чистого и прохладного, слегка затуманенного плавающей над растительностью серой дымкой. Время исчезло. Оно больше не тревожило сердце своими вечными колебаниями, чередованием причин и следствий, повтором событий, нудным в бытовых мелочах и бесконечно великим за пределами человеческого понимания. Мелочи жизни сейчас отступили и не трогали душу. Дикарь растворился в самом себе. Однако инстинктивная и благоприобретённая привычка во всем следовать малейшим изменениям в природе, - а они безжалостно быстро надвигались, - грубо отвлекла Макария от высококультурного занятия.

В далёкой дымке, у самого горизонта дикарю уже виделись багровые всполохи, небо зазвенело безъязыкими колоколами, поток ветра, дувшего до сих пор постоянно и равносильно, стал вибрировать, в порывах достигая существенной силы. Настала тьма. Беззвучно рвались в небесах молнии, озаряя землю и океан неестественным светом. Опять всплыло из недр вселенной время. Миги ползли друг на друга и сливались в клубки мгновений. Частые всполохи во тьме сменял глубокий мрак, медленно ползущий, закрывающий небесный полог земного ложа от лучей светил густым водяным папоротником.

Макарий вскочил на ноги, схватил и прижал к груди созданную им женщину. Тревога росла. Спиной он почувствовал угрозу и немедленно повернулся к ней лицом, слегка согнув ноги, словно подготовился к прыжку. То, что он увидел, облило нутро холодом – весь горизонт представлял собою гигантскую волну, быстро бежавшую в сторону острова. Только усиливающийся ветер позволил её заметить, слегка обозначив пенный, узкий гребень, не бывший собственно гребнем, а лишь плавной кривизны вершиной, обелённой сорванными с неё брызгами.

Неумолимость волны и очевидная неизбежность катастрофы сковали волю Макария, он пригнулся, укрылся за камень и стал наблюдать за кончиной острова и своего племени, забыв помолиться великому Ману и попросить у него пощады. Впрочем, в гибели всего острова он сомневался, уж слишком высокими были горы, на которых он находился, но долина и даже ущелья… гибель их неминуема.

Макарий лежал на скале без чувств. Даже грубые, дикарские они его покинули. Опять светило солнце, небо омытое дождём сверкало, океан раскачивался, но не ревел бурунами и не бился угрюмыми валами в скалы, он делал это тихо и внятно, будто водил волны по струнам выгнутого дугой музыкального инструмента. Макарий вздрогнул, ещё пребывая в забытьи. Сознание пробуждалось, но было ещё не таким, с каким он привык управляться: ему казалось, что это не он, а его кукла-невеста открыла глаза и глядит на него, раскрыв трёхступенчатый рот и выставив вперёд огромный живот.

Оценить разрушения получилось просто – ничего не осталось - и в тоже время невозможно: невозможно было поверить, что всё это происходит наяву. Макарий прижал к животу куклу и бросился в середину седловины, практически лишённую волной растительности, оскальзываясь на камнях и глине, ощущая под ногами жуткое количество всяких мелких животных тварей, ищущих на горе спасения, миновал её и принялся карабкаться на следующую половину своей горы. Он ни о чём не думал, а просто хотел достичь места, откуда открывался вид на деревню. Он стоял на краю естественной площадки поражённый: пейзаж настолько изменился, что наверно увидеть в нём что-то знакомое не представлялось возможным. Он с большим трудом, привлекая на помощь всю силу напитанного прошлым воображения, угадал в грязных разводах на берегу остатки жилых строений, но, сколько не вглядывался, не мог высмотреть ни малейшего признака человеческой жизни. Вопрос был так важен, что воображение молчало.

Отчаявшись и обратившись всем существом к надежде, Макарий стал искать хоть что-то нетронутое волной. Взгляд его вольно и невольно начал подниматься к вершине, следуя за пятнами зелени, становившейся гуще среди гор, остерегаясь и тревожась лишь об одном: не увидеть последним живым предметом одного себя. Ближе к вершине сохранилось несколько деревьев. Они не были такими большими и сильными, как в долине, поэтому выдержали напор. Макарий чуть не вскрикнул, когда среди ветвей углядел что-то серое, немного рыжее, даже издалека не гладкое, а лохматое. Он головой, отделённой от всех помех чувств, уверился – лодка! Это, несомненно, была лодка, которую выбросило вверх, на гору, где она повисла в ветвях несчастной кучки деревьев. О, Великий Ману! Отсюда ему не было видно, есть ли что-то в раненом судёнышке, потерявшем тяжёлый противовес-бревно, но сохранившем почти целой корму.

Деревья оказались кустами – это Макарий с горы хотел видеть их деревьями. Лодка стояла почти вертикально, сильно накренившись в противоположную сторону от дикаря, с кормой,  задранной так высоко, что Макарию ничего, кроме шершавой древесины, не было видно. Он продрался сквозь перепутанные ветви и …

Она лежала перед ним, словно тогда, на горе, утром, когда он только её изваял, но в лодке, как в ладони. Макарий проверил на месте ли она. Она была в руке. Тогда кто это? Он заткнул куклу за пояс, а эту взял на руки. Он нёс их и нёс, нёс со всей бережностью, на которую был способен. Всё же он потерял одну. Она звякнула о камни и откатилась в сторону, видно он выпихнул её животом из-за повязки, когда клал на землю ту, другую…

Она дышала. Глаза закрыты, но дышала. Макарий сноровисто проверил всё ли на месте, нет ли каких повреждений. Нет. Не было повреждений. И это не обморок. Женщина спала! Это ужасно… Как можно спать, когда погибла деревня, племя, когда такая красивая и жуткая волна, смыла всё на свете, оставила только тебя (и меня), а ты спишь! Это невозможно! Макарию стало смешно. Он громко рассмеялся и смеялся до тех пор, пока женщина не начала просыпаться. Сначала она вывернула из-под себя ногу – правильно сделала, думал Макарий, потом громко чихнула, но глаз не открыла – боится, догадался Макарий.
- Ты страшный! – Таковы были первые её слова.
- А ты – красавица! – Красавица поправила клок волос на голове и гордо вскинула вверх подбородок.
Макарий увидел, что у неё не было шеи, и ухмыльнулся.
- Урод! Так я и знала!
- Откуда ты, красавица? – Круглый живот!
- Я с острова невест, я повариха – король меня выгнал из-за протухшей креветки – я думала сэкономить - и велел выдать замуж за Макария – он красавец! Не такой как ты! Он будет мне муж!
- Я – Макарий! – Макарий выпятил грудь и постучал по ней ладонью, как делают все гориллы, но и не думал подражать тем, о ком и не слышал.
- Ты может и Макарий, но не мой! – Маленькие глазёнки сверкали притворным гневом, смешанным со страшной вредностью.

Шло время. Штормы и бури не утихали, но гигантских волн больше не было. Только однажды, тому несколько лун, остров тряхнуло и задымилась одна из гор, но это пустяки.
- Разве это лангусты? Креветки, креветки – вот что это такое!
- Где огород? Откуда мне взять репку-лук и имбирь, чтобы как следует протушить этих заморышей в томатах! Где, наконец, акульи зубы для бус и иголки с чернилами, чтобы обновить мои тату? Я не могу выйти к ужину в новых пальмовых листьях!

Макарий лежал под деревом в тени и наслаждался замечательной, наконец-то установившейся, погодой. Глаза его были прикрыты, но лишь наполовину. Он легко отмечал все передвижения женщины, а что не видел ясно, то отлично слышал: стук половинок кокосовых орехов, скрежет ножа из розовой раковины по бамбуковому столу, цыканье зубом, смачные плевки на песок и шлёпанье её ножек по мокрой траве. Это была музыка…

- Ничего не можешь поймать или убить на приличный обед! Я была королевской поварихой – только и делал что пила пальмовое вино и какао! Ела молодых мартышек! А теперь? Вы только на него посмотрите, - она подняла каменный чан, начищенный до блеска, в котором отразился её выпуклый глаз, - это что? Мужчина?
- Это твой великолепный, очаровательный чёрный глаз! – Тут же пришлось увернуться от кокоса.
И всё же… Макарий был счастлив. Он погладил свою похудевшую пиявку, всё реже ему докучавшую, никогда больше не стрелявшую в небо и обратился к ней:
- Ничего, потерпи до вечера, а может быть… очень может такое случиться, мы с тобой уговорим её позволить тебе плюнуть прямо в горячий кратер её вулкана ещё до обеда…