Обоснование понятия философского спокойствия

Лев Полыковский
ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЛОСОФСКОЕ СПОКОЙСТВИЕ»

         В словарях «философское спокойствие» определяют как философское отношение ко всему (в том числе и к жизни).
         Что значит философски относиться к чему-то? Очевидно, к рассматриваемому объекту следует относиться оптимистично, доброжелательно. Можно предположить, что в основе философского отношения ко всему лежат какие-то принципы доброжелательности и оптимизма.
         Одним из принципов доброжелательности можно назвать принцип Пифагора: «В общении держаться так, чтобы не друзья делались врагами, а враги друзьями».
         Поскольку спокойствие является средством оптимизации общения между людьми, следовательно, роли человека в философском отношении к миру следует уделять должное внимание, соблюдая принцип Протагора, что человек есть мера всех вещей и принцип Дела Карнеги, что правильное общение – путь к успеху.
         Усиленным вариантом этих принципов и является принцип доброжелательности и, предлагаемый мною, принцип позитивного возвышения человека (см. мою статью: «К вопросу о возвышении человека»).
         Частным случаем этого принципа является предложенный мною принцип сияния, согласно которого «Человек есть сияющий храм, надо только увидеть сиянье, это больше всего нужно нам, оно с высшим блаженством слиянье» (См. мою статью «К вопросу о природе сияния).
         Второй ряд принципов, благоприятствующих философскому отношению к жизни, являются принципы оптимизма. Здесь мы исходим из того, что оптимистичный настрой порождает уверенность в завтрашнем дне, жизнерадостное и добродушное мировосприятие. Пессимизм же порождает беспокойство, неуверенность в себе.
         Подробнейшим образом принципы оптимизма рассматриваются в моей статье «Роль принципов оптимизма в перестройке мышления». Поэтому я только назову их и попытаюсь проанализировать их роль в философском мировосприятии.
         1.Принцип Б.Г.Кузнецова: «Всё оптимистично». Его можно интерпретировать по-разному:
         1.1.Онтологически: мир неисчерпаем в своём качественном и количественном многообразии, неуничтожим и несотворим, человек так же неисчерпаем как и природа («бесконечен в себе» - И.Т.Фролов).
         1.2.Гносеологически: всё в мире в принципе познаваемо и познавательный процесс бесконечен. Человек тоже познаваем и его познание тоже бесконечно.
         1.3.Праксеологически: всё в мире позитивно преобразуемо и усовершенствуемо, преобразовательный и созидательный процессы в принципе бесконечны. Прогресс человека тоже бесконечен.
         1.4.Аксиологически: Ценность бытия, познания и созидания бесконечны, как и ценность каждого человека.
         1.5.Антропологически: Смотри 1.1-1.4, где раскрываются четыре момента оптимистичности человека.
         2.Принцип Готфрида Лейбница: «Мы живём в лучшем из миров». Уточним «Мы живём в лучшем из возможных миров». Этот принцип хотя и противоречит неисчерпаемому множеству возможностей более совершенных миров, но может считаться ранней стадией развития этих миров. В этом аспекте он является лишь выражением онтологической стороны принципа Б.Г.Кузнецова.
         3.Принцип В.И.Синютина и др., утверждающих что оптимизм есть следствия социального прогресса, революционной практики познания и преобразования мира, строительства нового общества. Этот принцип вытекает из гносеологических и праксеологических сторон принципа Б.Г.Кузнецова.
         4.Принцип Ю.М.Шейнина, касающийся методологического оптимизма. Он состоит в разрешимости любых действительных противоречий на основе того, что недостаточность любой системы низшего порядка может быть преодолена путём перехода к системе управления высшего порядка. То есть идеальная система управления способна устранять любые противоречия управляемых ею систем.
         Здесь я не рассматриваю религиозный принцип оптимизма, основанный на бессмертии души и божественной заботе о человеке.
         Некоторые исследователи считают принцип смирения перед несовершенством мира и злом основанием философского спокойствия (например, Сергей Лаптев, руководитель Витебского дискуссионного клуба).
         Следует различать смирение как приход с миром к людям и смирение как принятие мира таким, как он есть. Если идти к людям с миром вполне в духе доброжелательного отношения можно только приветствовать, то принятие мира таким как он есть можно лишь на время пока мы не в состоянии сделать себя или какие-то явления мира лучше, совершеннее, экологичней, гармоничней.
         Таким образом, философское спокойствие – это умение, искусство доброжелательно, но с триумфом выходить из любых конфликтных ситуаций с окружающим миром, превращать врагов в друзей, зло в добро, негатив в позитив.
         Я здесь не рассматриваю понятия «олимпийского спокойствия» и «медитативного восточного спокойствия». Это темы для особого разговора.
         В заключение хочется сказать, что данная статья – это лишь начало разговора о философском спокойствии.
          28.06.2008               
P.S.Рекомендации:
1.Молчать, когда сказать в духе философского спокойствия нечего.
2.Если сомневаешься в сказанном оппонентом, говори «Возможно, вы правы».
3.Если не согласен с мнением кого-то, задавайте ему такие наводящие вопросы, которые не отвергают суждения оппонента, но в ответе на которые выявляются слабые его позиции.