Эвристическая анкета о философском спокойствии

Лев Полыковский
МОИ ОТВЕТЫ НА ЭВРИСТИЧЕСКУЮ АНКЕТУ О ФИЛОСОФСКОМ СПОКОЙСТВИИ

         1.Как вы понимаете философское спокойствие?
         Философское спокойствие – это такое философское отношение ко всему, к жизни, при котором осознаётся отсутствие каких бы то ни было оснований для беспокойства при любых жизненных обстоятельствах.
         2.Полезно или вредно философское спокойствие и в чём его польза или вред?
         Философское спокойствие – это такой высочайший, можно сказать гениальный уровень философских знаний, когда для человека нет никаких безвыходных ситуаций и он способен передать это спокойствие тем, кто в состоянии его понять, а его в состоянии понять любой, у него нет никаких оснований для беспокойства и относительно взаимопонимания с кем бы то ни было. То есть философское спокойствие бесконечно полезно всем как универсальное средство для успокоения и взаимопонимания.   
         3.Кому оно полезно: только философам или всем людям?
         Это не только бесконечная ценность и полезность философского спокойствия для всех, но и бесконечная ценность конструктивной как гаранта философского спокойствия.
         4.Доступно ли философское спокойствие всем людям или только отдельным философам?
         Такой высочайший уровень философского отношения ко всему, к жизни вряд ли доступен не философам. И это абсолютный идеал, к которому самые мудрые философы могут лишь приближаться, но не достигать.
         5.Легко ли достичь философского спокойствия?
         То есть этого идеала достичь практически невозможно, но к нему можно более или менее близко приблизиться .
         6. Философское спокойствие достигается с помощью разума, с помощью чувств или с помощью разума и чувств вместе?
         Разумом достигаются основания для философского спокойствия. НО через чувства его надо ещё испытать на себе, чтобы приблизиться к этому высочайшему духовному состоянию. 
         7. Философское спокойствие – это наука или искусство управления собой?
         Познание оснований философского спокойствия это строго научный анализ достигнутого состояния всех сфер общества и каждого человека и определения возможностей преодоления все причины беспокойства на этом уровне. И это несомненно прерогатива науки. Но донести его до всего общества, до людей, прочувствовать и принять его самому – это величайшее искусство.
         8.Как достичь философского спокойствия?
         Поскольку достичь можно лишь какого-то уровня уверенности в завтрашнем дне, который зависит от глубины обоснованности возможности такой уверенности, то человек уверен в спокойном ходе событий исходя из достигнутого уровня обоснованности этой уверенности. Однако философское спокойствие основывается на качественно иных принципах. Это уверенность в отсутствии каких-то оснований для беспокойства. Принципиальная познаваемость и преодолимость всех оснований для беспокойства здесь недостаточна. Нужна принципиальная уверенность в непобедимости всех оснований для спокойствия как уже реализованных, так и открытых и неопробированных, а также неопознанных. Если бы это было не философское спокойствие, а психоэмоциональное, то достаточно было бы разработать комплекс аутогенной тренировки и задача была бы решена. Но и это не путь философского спокойствия. Для философского спокойствия необходима особая философия непобедимости оснований для спокойствия. Вот её разработка и является путём философского спокойствия. 
         9.Можно ли назвать достигшего философского спокойствия мудрецом и почему?
         Мудрецом можно назвать человека, который не совершает ошибок и предвидит последствия событий. Но ведь философия непобедимости оснований для спокойствия является и философским гарантом безошибочности человеческого поведения и благоприятной теоретической средой для предвидения последствий событий. То есть философское спокойствие явится теоретической базой для человеческой мудрости.
         10.Философское спокойствие это основное достоинство философов или нет, или хотя бы одно из основных?
          Видимо основным в философии является именно философское объяснение всего. Но философское спокойствие можно по праву одним из основных признаков высокоразвитой философии, ибо философское спокойствие  поднимает философию на качественно более высокий уровень успокоителя от всех пессимистических ожиданий.         
         11.Какие достоинства и недостатки философского спокойствия?
         С достоинствами философского спокойствия более или менее понятно: 11.1.оно теоретически защищает человека от любых пессимистических угроз; 11.2.оно позволяет успокоить страсти вокруг очагов опасности человеку и человечеству; 11.2.оно позволяет сделать максимально конструктивным и бесконфликтным общение. Но какие же у философского спокойствия недостатки? Философское спокойствие  не всегда способно вырабатывать защиту против качественно новых угроз человеку и человечеству, выявляемых возмутителями философского спокойствия. Процесс познания бесконечен и время от времени выявляются совершенно неожиданные, непредсказуемые угрозы развитию человека и человечества и необходим качественно новый виток в развитии философского спокойствия, который бы выработал защиту и от этих угроз. Иногда выработка такой защиты представляет серьёзную проблему для развития философии.   
                Часть вторая
        12. Философское спокойствие необходимо человеку только в общении или когда нужно упорядочить в уединении свои переживания?
         Философское спокойствие нужно человеку и в общении, как средство стабилизации конфликтных ситуаций и дискомфортных состояний общения и когда необходимо упорядочить в уединении свои расстроенные чувства.
        13. Философское спокойствие нужно развивать всю жизнь, увеличивая его возможности или, достигнув его в чём-то одном, можно применять его во всех жизненных случаях или есть какие-то другие альтернативы?
         Видимо для каждого принципиально нового возмущающего философское спокойствие фактора необходимо развивать качественно новое мировоззренческое представление о философском спокойствии.
         14.Достаточно ли для философского спокойствия философского отношения ко всему, к жизни?
          Философского отношения достаточно, если в каждом конкретном случае это отношение качественно различное.
         15.Что значит философски относиться ко всему, к жизни? а).Философски решать все вопросы? б).Овладеть методом философского мышления? в).Другие варианты?          
         Это значит, в своих действиях руководствоваться философией непобедимости оснований для спокойствия. То есть необходима философия опережающая все критические ситуации.
         16.Всякий ли философский метод, позволяющий мыслить философскими понятиями, приводит к философскому спокойствию?
         Философскими понятиями можно выразить и высокодуховную, высокогуманистичную философию и антигуманную, античеловечную, бездуховную философию. Философия спокойствия обладает высочайшей духовностью, гуманностью и совершенством. Только на этих основаниях возможна оптимистическая, доброжелательная философия спокойствия.
        17.Например, пессимистический метод анализа явлений (выявление их пессимистических перспектив) приводит к внутреннему беспокойству, неуверенности в завтрашнем дне?
         Пессимистический метод рассмотрения во всякой перспективе стремится найти столько негативных последствий, что сводит к нулю какую-либо эффективность этой перспективы. Но о каком философском спокойствии, исходя из этого метода не может быть и речи. Этот метод позволяет выявить псевдооптимистические иллюзии. Пессимистический метод является лишь предварительным этапом перед выработкой подлинно оптимистической перспективы. То есть действительно философское спокойствие немыслимо без выявления всех оснований для беспокойства и обнаружение оптимистических решений всех этих пессимистических факторов.
         18.Являются ли методы негативного анализа явлений (например, пессимистический метод) возмутителями философского спокойствия?
         Псевдооптимизм как ложное спокойствие не может гарантировать человеку прогресс и процветание. Возмутитель такого спокойствия, которое может быть и консервативным и бюрократическим, пессимистично оценивая такое иллюзорное спокойствие готовит почву для выработки оптимистической перспективы.   
         19.Более того, новатор должен быть возмутителем спокойствия. Какого: бюрократического, консервативного, любого другого?
         Бюрократическое и консервативное спокойствие это – ложное, иллюзорное, псевдоспокойствие. Поэтому и определим его как философское псевдоспокойствие.
         20.Являются ли бюрократическое, административно-командное, консервативное спокойствия философскими? Ведь это особые методы мышления.
         21.Может ли быть возмутитель философского спокойствия прогрессивен, полезен обществу?
         Если возмутитель философского спокойствия новатор, выходящий за границы того установленного наукой знания, на котором и основано данное философское спокойствие, то возмутитель такого переломного состояния философского спокойствия прогрессивен.
         22.Какие возможны виды спокойствия кроме философского: олимпийское, медитативное восточное, бюрократическое, консервативное, застойное, оптимистическое и т.д.?
          Речь идёт о классификации нефилософского спокойствия. Здесь можно выделить иллюзорное спокойствие, основанное на непонимании того факта, что основания для спокойствия ложны; показное спокойствие: умение казаться спокойным тогда, оснований для спокойствия нет. Такое спокойствие очень необходимо дипломатам. Олимпийское спокойствие может быть результатом специального психологического тренинга уравновешенности и следствием максимально отрегулированной нервной системы. Медитативное восточное спокойствие основано на специальной аутогенной тренировке сосредоточенности и концентрации внимания, обучении управления волей и т.д. Бюрократическое спокойствие – это спокойно-циничное отношение к человеческим страданиям, нежелание помочь людям в беде, чтобы сопереживанием не нарушить свой душевный покой. Застойное спокойствие – нежелание понять, что самоуспокоенное восприятие положения дел противоестественно и заведёт в тупик. Оптимистическое спокойствие, основанное не выявлении некоего нового умиротворяющего, благоприятного для развития событий фактора. Мещанское спокойствие основано на устранении себя от решения чужих проблем. Это спокойствие близко бюрократическому. Видов спокойствия, видимо, очень много. Но их анализ уведёт нас от вопросов анкеты в сферы психологии.   
         23.Правильно ли говорить (строго научно) «возмутитель спокойствия» или надо уточнять, возмутитель какого именно спокойствия?
         Логически точнее говорить о возмутителях не просто спокойствия, а некоего конкретного спокойствия. Ведь, как показано выше, видов спокойствия бывает очень много и точность требует конкретизации.
         24.От чего возникает беспокойство?
         Поиск оснований для спокойствия рано или поздно даёт свои плоды, находятся необходимые аргументы для стабилизации ситуации и успокоения. Однако эта победа над неуютом, дисгармонией, беспокойством – лишь временное состояние перед новой душевной бурей. И когда мы, наконец, приходим к желанной гармонии с самим собой, неожиданно, внезапно появляется возмутитель этого спокойствия, который на новом, более высоком уровне обнаруживает брешь в нашем мнимом благополучии и мы вновь возвращаемся к поиску новых оснований для спокойствия. И, если у нас достаёт сил, мы их находим. А иначе наступает состояние усталости от жизни. Возмутителем нашего спокойствия может быть и наш внутренний голос и наш друг или близкий нам человек или человек нам незнакомый.
         25.Возможно ли философское беспокойство и что это такое?
         Философское беспокойство это и есть обнаружение несовершенства обоснований философского спокойствия, их внутреннюю дисгармонию, противоречивость.
         26.Когда полезно беспокойство, а когда вредно?
         Беспокойство полезно тогда, когда человек полон душевных сил и он готов к штурму нового бастиона философского спокойствия. Медицинская этика запрещает нарушать спокойствие больных людей, ибо это препятствует выздоровлению.
         27.Правильно ли, что если философское спокойствие бывает и полезным и вредным, то тогда неверно определять философское спокойствие как философское отношение ко всему, к жизни.
         Философское спокойствие вредно лишь тогда, когда оно достигает критической стадии истощения ресурсов успокоительных возможностей мировоззрения философского успокоения, а люди ещё не осознали этого факта и пытаются извлечь из этого мировоззрения больше, чем оно может дать. Поэтому философское отношение ко всему, к жизни должно быть нескольких видов. Первый вид – это когда философское спокойствие находится в состоянии расцвета и не встречает никаких препятствий. Назовём его гармоничным философским спокойствием. Второй вид философского спокойствия – это такой, когда оно находится в критической стадии. Естественно такое философское спокойствие ненадёжно и даёт сбои. Назовём такое философское спокойствие дисгармоничным.
Исходя из этого обстоятельства, без дифференциации данных видов философского спокойствия философское отношение ко всему, к жизни реализуется некорректно. 
         28.Является ли философское спокойствие счастьем?
         Исходя из вышеизложенного гармоничному философскому спокойствию может сопутствовать ощущение полноценного счастья. Для дисгармоничного философского спокойствия ощущение счастья дисгармонично, иллюзорно.
         29.Является ли причиной отсутствия философского спокойствия дефицит панорамного мышления?
         Отсутствие гармоничного философского спокойствия в кризисные моменты развития общества свидетельствует о том, что всему обществу недостаёт панорамного мышления. Применительно к каждому человеку отсутствие гармоничного философского спокойствия несомненно свидетельствует о дефиците панорамного мышления у этого человека.
         30.Какое основное противоречие философского спокойствия?
          Основное противоречие философского спокойствия в том, что в критической стадии философское спокойствие становится иллюзорным и неспособным быть гармонизатором духовного состояния личности.
         31.В чём неполнота определения (если это и есть определение) «философского спокойствия»? Речь идёт о высказывании: философское спокойствие – это философское отношение ко всему, к жизни.
         Это и есть самый сложный вопрос. Философское отношение ко всему, к жизни не даёт достаточно полное представление об истинной сути философского спокойствия. В ответе на вопросы 14 и 27 частично отвечается на этот вопрос. А в ответе на вопрос 15 раскрывается, что такое философское отношение ко всему, к жизни. Видимо философское спокойствие – это философски грамотное отношение к решению любых проблем не только в простых ситуациях, но и в любых самых сложных ситуациях, особенно в критических стадиях развития философского спокойствия.
         32.Связано ли философское спокойствие с умением выдерживать паузы в общении?
         Умение выдерживать паузу – это не философский метод, а из сферы искусства общения.
         33.Если человек ищет истину, может ли отсутствие идей, застой мысли разрушить философское спокойствие?
         Не всегда сразу удаётся преодолеть последствия застоя мысли, когда философское спокойствие находится в критической стадии. Хорошо, если люди осознают это обстоятельство и не пребывают в состоянии иллюзорного философского спокойствия. 
        34.Если вдруг появляются будоражащие дух идеи, как изменяется уровень философского спокойствия?
         Пребывание в состоянии иллюзорного философского спокойствия тормозит переход к новой стадии гармоничного философского спокойствия. Человек не осознаёт, что философское спокойствие на устаревшем уровне обоснования зашло в тупик и необходим поиск новых идей. Это догматическое, консервативное мышление тормозит развитие общества.
         35.Можно ли вообще говорить о градации уровней философского спокойствия и чем этот уровень измерять?
          В принципе можно градации уровней философского спокойствия. Причём каждое преодоление критической стадии философского спокойствия поднимает его на качественно более высокий уровень. Таких переходов может быть много. А вот измерять количественно различие этих уровней вряд ли корректно. Это просто уровни высоты организации философского спокойствия.
         36.Для каких психических процессов философское спокойствие является инвариантом, от них не зависящим?
          Скорее всего для чувств и эмоций.
         37.Можно ли сказать, что высший этап философского спокойствия не зависит ни от каких психических процессов?
         Нет, ибо мышление как психический процесс в критической стадии философского спокойствия влияет на уровень этого спокойствия.
         38.Можно ли утверждать, что философское спокойствие – это некое состояние разума, которое сохраняется и при трудностях творчества, и при житейских и профессиональных трудностях?
         Это состояние разума зависит больше от стадии развития философского спокойствия, чем от указанных трудностей.
         39.Можно ли философское спокойствие назвать внутриубеждённым инвариантом духовного, психического покоя, равновесия?
         Можно, но только духовного, а не физического покоя.
         40.Философское спокойствие – это результат выработки неуязвимого для беспокойства мировоззренческой защиты или результат тренировки психики?
         Это относится именно к сфере мировоззрения.   
         41.Какой из этих вопросов самый интересный, самый сложный, самый противоречивый, самый полезный?
         31.Какие ещё можно задать вопросы о философском спокойствии?
  19.07.2007