Синдром патологической сердитости, обидчивости

Лев Полыковский
         Рассмотрим две народные мудрости: 1.Умный не обижается, а делает выводы. 2.Из спорящих виноват тот, кто умнее.
         Первое выражение можно интерпретировать так: чем более просчитана человеком экстремальная ситуация, связанная с общением, тем более его разум владеет чувствами, т.е. тем выше порог устойчивости его психики к обидам. В итоге у каждого человека свой порог защиты от обид, который прямо пропорционален величине интеллектуальных возможностей личности. Причём мудрость соответствует максимальному порогу защиты от экстремальных ситуаций общения.
         Значит умный тем меньше обижается, чем больше он умеет управлять даже самыми экстремальными ситуациями общения. Например, умный человек (теоретик) может практически в любой ситуации доходчиво, без лишних эмоций и лапидарно объяснить неправоту того, кто не прав. Это следствие принципа изворотливости теоретиков, придуманного астрофизиком В.И. Слышем в 1973 году.
         Вторая ситуация акцентирует внимание на том, что осознание вины требует довольно больших интеллектуальных и духовных усилий. Если же в общении возник конфликт, спорная ситуация, то его причина таится в неумении вести спор. Естественно, что у того, кто умнее, больше возможностей бесконфликтно решить эту спорную ситуацию общения. И на нём лежит большая ответственность и вина  за то, что ситуация разрешилась конфликтом, спором.
         Но осознают свою вину только благородные высокодуховные люди. Они, в силу своей прозорливости ощущают глубинные скрытые духовные возможности своих оппонентов. И они ощущают глубину своей вины перед этими оппонентами, вину за то, что были недостаточно терпеливыми и тактичными перед ними.
         Целью нашего анализа являются не эти высокодуховные люди, а те, которые в силу искажённого мировосприятия действуют вопреки принципу: умные не обижаются, а делают выводы.
         Итак, вначале мы говорили: учёный может то, может это, но речь идёт о том хочет ли он этого? А это уже зависит от направленности его личности. Вышерассмотренный идеальный тип личности стремится любыми путями помочь оппоненту выйти из критической ситуации общения. Он готов взять всю вину за эту ситуацию на себя и тем самым облегчить выбор оппонентом решения.
         Но есть и противоположный тип личности, который стремится доказать оппоненту, что тот невежда, ничтожество, что на него не стоит тратить драгоценное время, чтобы помочь выбраться из тупика, потому что это бесполезно и не поможет. И вообще обидно и досадно, что он связался с таким невеждой.
         Итак, оппоненты делятся на высокодуховных гуманистов и обидчивых, постоянно сердитых на своих оппонентов и сварливых оппонентов бюрократов общения, вечно недовольных.
         Первые оппоненты являются позитивными возмутителями спокойствия, а вторые оппоненты-бюрократы возмущают спокойствие негативно.
         В чём причины такой негативистской обидчивости и сердитости? Попробуем выделить следующие причины:
         1.Мировоззренческую: непонимание того факта, что если доброжелательно, умело, грамотно и искусстно организовать общение с оппонентом, то можно достичь огромных результатов общения с ним.
         2.Нравственно-педагогическую: элементарная невоспитанность и неумение вести дискуссию.
         3.Психологическую: специфические особенности психики, низкий порог чувствительности ко всем недостаткам общения, неумение себя сдерживать из-за такой повышенной чувствительности.   
          14.11.2008, 27.11.2008