Кирсановский Новый Александро-Невский мужской мона

Олег Лёвин
Обитель находилась в двух километрах от Оржевского Боголюбского женского монастыря Кирсановского уезда (ныне Уметский район). Она появилась гораздо позже Тишениновского монастыря и относилась к тому типу монастырей, которые обязаны своим существованием, главным образом, месту, в котором он расположен. Это место действительно являло собой изумительный по красоте уголок дикой природы, своеобразный островок леса посреди выжженной солнцем равнины. Уголок получил в народе название Кушниковой дубравы.
Первые упоминания об основании здесь монашеской общины относятся к ХVIII в. Они легендарны, но эти легенды достаточно основательны: отчасти они подтверждаются тем фактом, что в склонах оврагов, изрезавших дубраву вдоль и поперек, ископаны пещеры теми самыми монахами подвизавшимися здесь в те далекие времена. Но им пришлось покинуть Кушникову дубраву из-за разбойников. Можно предположить, что эти разбойники принадлежали к шайкам пугачевцев. С пребыванием в Кушниковой дубраве первых монахов связывают также  ископанный ими источник, при котором была обретена икона великомученицы Варвары. Источник был посвящен этой угоднице Божией и у окрестных жителей издавна именовался Варваринским.
После того как монахи покинули дубраву, источник остался, а его почитание началось после чудесного случая, который произошел с крестьянином с. Оржевка Прокопием Никитиным, страдавшим тяжким недугом. Расчистив родник, он вновь обнаружил в нем образ святой великомученицы Варвары. Помолившись перед ее иконой и умывшись водой из источника, он стал совершенно здоровым. Чудо это видели многие крестьяне, и слава о чудесном роднике разнеслась далеко за пределы Оржевки. С того времени народ стал посещать Варваринский источник.
Нет ничего удивительного в том, что это место привлекло внимание основателя нового монастыря – священника с. Костино-Оделец Борисоглебского уезда отца Василия Голубева. Путь этого пастыря необычен. Занимаясь сельскохозяйственным трудом, он разбогател, стал покупать землю, расширять свое хозяйство и наконец занялся благотворительностью. Пожалуй, самым главным его делом стало основание двух монастырей: женского – в д. Таволжанка Воронежской губернии Новохоперского уезда и мужского Александро-Невского – в Кирсановском уезде.
Год основания монастыря – 1890. Название отец Василий выбрал сам: в честь святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра III, и в память о чудесном избавлении царской семьи от смерти во время крушения поезда 17 октября 1888 г. Монастырь был официально открыт 3 октября 1890 г. и, что примечательно, сразу, без промежуточных стадий (богадельня, община).
При открытии новой обители был заложен пятиглавый Александро-Невский собор (1891 г.), освящение престола в нем состоялось 7 октября 1907 г. До этого на третьем этаже братского корпуса была устроена домовая церковь. Ее престол освятили во имя святой великомученицы Варвары с приделом святого мученика Василия.
Монастырь достаточно быстро отстроили в первые 3–4 года его существования. Он представлял собой два 3-этажных корпуса и один 2-этажный. За оградой находилась двухэтажная гостиница, ледник, погреб, амбар и мастерские. Еще дальше, за оврагом, располагались скотный и конные дворы.
Несмотря на такое внешнее благополучие, монашеская жизнь в обители с самого начала как-то не сложилась. Уже в 1894 г. в Тамбовскую духовную консисторию последовала жалоба на первого настоятеля иеромонаха Илариона от нескольких монахов и послушников. Недовольны были настоятелем и местные крестьяне. Назначенный разобрать это дело благочинный монастырей игумен Митрофан выяснил, что действительно «в заведуемом им монастыре в настоящее время полное безначалие». Сам иеромонах Иларион вины своей не признавал, считая, что монахи клевещут на него. Чтобы не производить дальнейшего соблазна, его отстранили от должности и перевели в другое место. После этого ситуация в монастыре не намного изменилась. Причина этого, возможно, кроется в том, что монастырь с самого своего открытия стал местом ссылки для провинившихся монахов и священнослужителей. В 1900 г. в штате монастыря монах Савва (Смоленков), сосланный сюда из Трегуляева монастыря за «нетрезвость и недобросовестное отношение к монашескому деланию». В 1911 г. прислали иеромонаха Климента (Логвинова) из Лебедянского Троицкого монастыря за «самовольную отлучку и самоуправство по монастырю». Позже это иеромонах перешел в старообрядчество и был лишен сана (1913 г.)
Если проанализировать состав братии спустя 10 лет после основания монастыря (1901 г.), то мы получим следующие факты. Всего в обители 35 насельников. Из них 17 монахов, 3 приуказанных послушника и 15 на испытании. Подавляющее большинство монахов и послушников (31) из крестьян и неграмотны. Такого количества неграмотных не было ни в одном монастыре епархии.
В отличие от других обителей Кирсановский Александро-Невский монастырь был многонациональным по своему составу. Кроме русских здесь проживало 4 мордвина и 1 украинец. Все монахи поступили в монастырь при его основании или спустя 3–4 года и являлись его пострижениками (кроме 2). Примечательно, что 2 монаха поступили в монастырь в 1889 г., т.е. за два года до его официального открытия, что подтверждает версию о существовании изначально небольшой монашеской общины. Средний возраст насельников – 38 лет (самому старшему – 64, самому младшему – 21). Фактически к 1901 г. сохранился первоначальный состав, т.е. тех, кто начинал здесь свою монашескую жизнь со дня основания монастыря. Из послушников только 6 из поступивших в первой половине 1890-х гг. к 1903 г. не стали монахами. Все остальные к концу 1890-х гг. были пострижены в монашество.
Четыре насельника были в отроческом возрасте (самому младшему из них было 8 лет). Приюта и школы при монастыре не было. Все 4 мальчика из крестьян, возможно, сироты, иначе как объяснить их пребывание в монастыре со столь раннего возраста. Главная причина, почему с их присутствием в монастыре мирились, они обладали хорошими голосами, 3 из 4 мальчиков несли клиросное послушание.
В среднем поступивших в Кирсановский мужской монастырь постригали в монахи спустя 2 года после поступления (самое большое – 7 лет, это был единичный случай), что существенно отличается от таких же показателей женских монастырей. Возможно, неопытность в духовной жизни и отсутствие надлежащего руководства – еще одна причина нестроений 1890-х годов.
Особых рукоделий в монастыре не было. Послушания относились в основном к категориям, обслуживающим быт монахов (портной, хлебник, конюх, пастух, пчельник), и церковным (на клиросе, пономарь, ктитор). 10 человек не имели определенных послушаний и были заняты на разных работах, и только двое не имели никаких послушаний (1 монах и 1 послушник).
Благодаря своей главной святыне – источнику святой великомученицы Варвары – монастырь почитался как место для паломничества. Сюда приходили и из городов, и из деревень, причем не только Тамбовщины. Об этом свидетельствуют восемь случаев исцелений, описанных в 1901 г. По ним видно, что на источник совершали паломничество люди и из Пензенской, и из Саратовской губерний, многие приходили по обету, данному в трудных жизненных обстоятельствах. Для приема паломников была выстроена 2-этажная гостиница. Хотя, к слову сказать, постоянное пребывание вблизи монастыря посторонних лиц обоих полов также неблагоприятно влияло на внутреннюю жизнь обители.
Другая достопримечательность обители – те самые пещеры, вырытые еще в ХVIII веке, куда монахи водили паломников. В 1900–1901 гг. настоятель игумен Пахомий приглашал для освидетельствования безопасности пещер архитектора Свирчевского. Тот, осмотрев пещеры, докладывал в консисторию, что они имеют «вид узких (около 1 аршина (71 см)) коридоров с вертикальными боковыми стенками и сводчатыми потолками и прорезаны в горе на значительной глубине от поверхности земли в плотном пласте жирной глины без облицовки и искусственного укрепления стен. Местами коридоры имеют ответвления в виде ниш и небольших келий». Свирчевский сделал вывод, что пещеры безопасны для посещений, это же заключение подтвердил и горный инженер Александров, но он определил высоту пещер в 2 аршина (140 см).
К 1911 г. количество насельников монастыря достигло 59 человек. 1918 г. стал последним в официальной истории монастыря. Он был закрыт новыми властями, большая часть братии вынуждена была покинуть свою обитель. Кто-то еще оставался при действующем в качестве приходского Александро-Невском храме. Но и этот храм был закрыт около 1925 г. Со временем все монастырские постройки были разобраны местными колхозными властями на стройматериалы. На сегодняшний день от монастыря кроме заброшенного монастырского кладбища и приходящего в запустение источника святой великомученицы Варвары ничего не осталось.

Настоятели

1. Игумен Иларион (1891–1898 гг.).
2. Игумен Пахомий (1898–1913 гг.). Родился в 1841 г., происходил из купеческого звания, обучался в уездном училище. 1875 г. – послушник Тамбовского Казанского монастыря, 1876 г. – пострижен в монашество, 1879 г. – посвящен во иеродиаконы, 1886 г. – иеромонах, 1892 г. – казначей в Трегуляевском монастыре, 1898 г. – настоятель Александро-Невского монастыря, 1903 г. – возведен в сан игумена, награжден наперсным крестом.
3. Игумен Андрей (1913–1919 гг.). После революции отрекся от сана, женился и уехал на родину на Украину.

Источники:
1. Лёвин О.Ю., Просветов Р. Ю., Алленов А. Н. Кирсанов православный. 1999.
2. ИСО. Тамбов, 1911.
3. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1834. Л. 941 об.
4. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1617. Л. 4.
5. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2175. Л. 1745.
6. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1929. Л. 313-316.
7. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1929. Л. 1031, 1277, 1280.
8. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2212. Л. 21-23
9. ГАТО. Ф. 181. Д. 2155. Л. 762.