Мои комментарии к статье на пути к глобальному

Анатолий Фёдоров
Мои комментарии к статье  « НА ПУТИ К ГЛОБАЛЬНОМУ СИНТЕЗУ:  О СМЕНЕ ПОДХОДОВ К ОСНОВАМ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ,  СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ»
 Т.В. МАУЦУК

Написанное  в статье:
 Применительно к науке означенный системный подход- всё правильно, всё верно, за некоторым исключением, о котором…в другом месте.
Применительно же  к обществу = весьма спорно. Почему?
 Человечество -  единственное из живых сообществ, которое  не ДОБЫВАЕТ (берёт) пропитание со « стола природы», а само производит ИХ!
 И это делает ВОПРОС : что, как, чего  и сколько производится и как распределяется - ЧРЕЗВЫЧАЙНО , жизненно важным для людей!
Это ОТМЕТИЛ Маркс и положил в фундамент своей философии жизни…
Поэтому-то исторический материализм и исходит из этого и оперирует такими понятиями , как  средства производства, производительные силы, производственные отношения…!

Вы пишите  (в ответе мне) : « …я вижу, что многие базовые представления марксизма, основанные по сути своей на социальном дарвинизме и детерминизме, за полтора века устарели».

 Как убеждённый сторонник учения  МАРКСА, я не могу не заступиться за своего «гуру», и тут от меня «пощады» Вам, уважаемая Татьяна Владимировна., не будет!
 
Во-первых . Никакого социального дарвинизма («жизнь есть борьба и выживают сильнейшие») в учении Маркса нет и не могло быть, поскольку философские взгляды и взгляды на историю у него сложились намного раньше, чем Ч.Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов…». Более того (привожу отрывок письма Дарвина к Марксу.1873 год).  «…хотя наши исследования столь различны…мы искренне стремимся к распространению знаний..».
 Параллели - есть: «Как Дарвин открыл законы эволюции человеческой природы, так Маркс открыл закон эволюции человеческой истории» (Ф.Энгельс).
 Марксу трубадуры капитала  «вменяют» создание «кровожадной теории классовой борьбы», чего ни в коем случае Не было. Классы и классовую борьбу «придумали» до него буржуазные учёные. Одни  из них считали её «вечной и неизбежной» (в духе Гегеля –борьба противоположностей -источник развития), в то время как МАРКС доказал, что существование классов основана на  разделение труда и частной собственности.
С исчезновением разделения труда и частной собственности исчезнут и классы!

Во-вторых. О детерминизме Маркса.  Непонятно, что имеется ввиду…Полная определённость его взглядов и положений? Чем это плохо?

Далее  Татьяна Владимировна  Мацук пишет мне:

. «Поэтому уже более 20 лет, с момента моего первого ухода из РАН после защиты кандидатской, я занимаюсь созданием собственной теории и методологии, которую можно назвать “Философией адаптации”. Кое-что можно понять из тезисов “На пути к глобальному синтезу: о смене подходов к основам научного знания, социального прогнозирования и управления”.
Поэтому, то есть, неудовлетворённый «социал-дарвинизмом  и детерминизмом» Маркса, уважаемый автор  «взялся за перо», чтобы поведать «городу и миру» свою «собственную теорию и методологию, которую можно назвать «Философией адаптации»
Как мы хорошо знаем, что выводом из «КАПИТАЛА» является положение МАРКСА о неизбежности краха капитализма и смена его КОММУНИЗМОМ.
К каким выводом приходит автор «Философии адаптации», призванной «расширить и углубить»… , короче,  преодолеть  устаревший «социал-дарвинизм и детерминизм» учения МАРКСА?

  Посмотрим…
 на примере статьи, из которой  «кое-что можно понять», а именно, рассматриваемой статьи
 « НА ПУТИ К ГЛОБАЛЬНОМУ СИНТЕЗУ:  О СМЕНЕ ПОДХОДОВ К ОСНОВАМ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ,  СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ»
 Т.В. МАУЦУК

Оставляя в стороне чисто научные аспекты «Философии адаптации»,а именно, «Основы научного знания» в интерпретации автора, обратимся только к общественным вопросам, как они РАССМОТРЕНЫ автором….
Слово автору, Т.В. МАУЦУК.
«Общество рассматривалось как система с тремя основными функ-
циями:  производство,  потребление, управление-распределение.
Члены  общества - элементы системы - разделились на три основ-
ные группы:  стремящиеся в основном к потреблению  (носители
психологии люмпена), производители (носители психологии про-
фессионалов) и стремящиеся к распределительной функции, пос-
кольку это дает преимущества за счет социального положения и
власти (носители психологии  номенклатуры).  "Профессионалы"
наиболее полезны для общества, обеспечивают его благополучие
и стабильность,  но в России  господствует  "номенклатурное"
государство,  в которое превращается государство переходного
периода при  невозможности  совершить  переход.  Преодоление
этого,  создание  условий  для "культивации профессионала" ,
переход к государству "профессионалов" и есть основная зада-
ча, о способах решения которой нужно говорить отдельно»

До Вас, уважаемая Татьяна Владимировна,…менее подготовленный в философии товарищ Ю.П. (см у меня http://www.proza.ru/2010/11/04/762 ) ВЫДВИНУЛ «историческую теорию» трёх составляющих элементов общественной жизни: производители, потребители и посредники. Неумеренно хваля первые два элемента, он (Ю.П.) в избыточном гневе всячески  хулил «посредника». Вся его (Ю.П.) новаторская   «философия истории» сводилась к немудреной схеме: во все времена, от Адама и Евы, «посредник» мешал жить «производителю» и «потребителю». Настало, наконец,  время избавиться от него! И …«ловкость мысли и никакого «мошенства»…всё-то у нас (в России и мире) будет «ладушки», коль этого паразита-посредника  всем миром изведём!
Чем-то и Ваша схема напоминает  мне  «философию Ю.П.»!
Только по Вашей схеме следует на передний план социальной жизни двинуть «профессионала» и тогда …МИР облегчённо вздохнёт, избавившись… «от (устаревших) социал-дарвинизма и детерминизма Маркса», найдя вечное успокоение  в миротворящем  учении Вашем, когда «…исследования будут осуществляются методом социальной
стратификации,  в котором делается  попытка уйти от  исторической конкретики, взяв за основу социальную природу человека,  т.е.  осознание им своего места в общей деятельности».

 Да, конкретика…нежелательна…ибо в ней-то и ТАИТСЯ истина происходящего в данное время и в данном месте!   Найти такую истину намного труднее…

Что-то не густо получается у меня с выводами от знакомства с «Философией адаптации»!
 «Есть люди хорошие (нужные), есть плохие (бесполезные). Хороших нужно привечать,
а от плохих  (бесполезных) следует избавляться»… «Волга впадает в Каспийское море..»

П.С. Умозрительная теория «лунок» и «шариков» интересна сама по себе (для исследования квазистационарных состояний систем, в том числе и социальных). Она в большой степени коррелируется с социомоделью, рассмотренной мною в работе «Собственность и Свобода».
 Заслуживает отдельного разговора.