Религиозные мотивы в творчестве Сергея Калугина

Георгис Арина Вячеславовна
Солодкина Арина Вячеславовна
ВлГУ, Владимир, Россия.
Религиозные мотивы в творчестве Сергея Калугина.
   

Музыка связана с природой человека. В наше время странно и неестественно не слушать музыку! Музыка – это то, что приносит эстетическое удовольствие современному человеку. Даже у самых примитивных племён, совсем отрезанных от цивилизации, есть своя этническая музыка и своеобразный (свойский) фольклор.  Это в очередной раз доказывает, что человек – сущность творческая, и стремление к духовному росту лежит в основе его существа. Ведь «музыка – один из продуктов духовной, отражательной деятельности человека» [2;90].
Сергей Александрович Калугин родился 9 апреля 1967г в Москве. На данный момент является российским поэтом, автором песен и музыкантом.
«Музыка Калугина сочетает в себе как классическую гитару, так и традиционные рок-музыкальные мотивы, при этом используются различные этнические направления, барокко, фламенко»[1].
Творчество Сергея Калугина затрагивает большой диапазон проблем: от возвышенных религиозных (песни «Восхождение Чёрной Луны», «Чжуан-Чжоу», «Сицилийский Виноград», «Покой и Свобода», Туркестанский Экспресс», «Ступени», «День Распятья») и философских (сборник стихотворений «Венок Сонетов», песни «Радость моя», «Луна над Кармелем», «Абраксас» и др.) до бытовых (например, такие песни как «Селёдка», «Адель», «Это не жизнь» и др.)
В своей статье я хочу обратить особое внимание на религиозные мотивы в творчестве Сергея Калугина.
Сергей Калугин имеет хорошее представление о современной религиозной ситуации в России. В ток-шоу «Несло (1999)» он свободно критикует Андрея Кураева, одного из самых видных представителей русской православной церкви, с некоторыми взглядами Андрея Сергей Калугин соглашается: «Андрей Кураев очень лихо расправляется с теософией (Теософский оккультизм относится к одному из основных направлений оккультных доктрин, Международное Теософическое Общество было основано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Е. П. Блаватской (Россия) и Х. С. Олкоттом (США)) рерихианством (Учение Рерихов относится к области этического оккультизма), ему это сделать легко, потому что теософия и рерихианство – это сочетание естественного для человека порыва к чему-то высшему, помноженное на гордыню и глубочайшее невежество. Относительно Рерихов и относительно Блаватской Андрей Кураев – это просто светоч культуры, поэтому он их крошит направо и налево, и в этом отношении его критика совершенно справедлива» [композиция «Хитрая Бестия Кураев»; ток-шоу «Несло (1999)»].
Он также критикует Кураева за то, что тот считает: «что «религиозно одарённых людей не более 15%, собственно, к ним и обращено Православие» [композиция «Хитрая Бестия Кураев»; ток-шоу «Несло (1999)»].
Сам Сергей является православным. В «Несло» он также говорит о своём отношении к астрологии [Композиция «Астрология энергия и любимые книги», ток-шоу «Несло»], раскрывает смысл религиозных тем своих песен [Композиции «Калугинский мальчик», «Религия. Каремель», «Чёрная Луна», «Туркестанский экспресс – рок - суфизм»; ток-шоу «Несло»].
Самая любимая песня, созданная Сергеем, - «Сицилийский виноград» [композиция «Лучшая песня, Казанова»; ток-шоу «Несло»]. Она о мистической трансформации, которая происходит с сицилийским виноградом. О том, как тот при помощи монахов проделывает путь от  материнской лозы к символическому становлению кровью Христа.
Песня «Покой и свобода» отражает философское восприятия мира автором:
«…Час придет,
И грехи мне простятся,
И встречу я рассвет
Средь твоих холмов.
В руки посох взяв
Я бродягой пойду по стране
Моих снов...»
Одна из самых ярких песен про религиозное восприятие мира - «Туркестанский экспресс». Лирический герой уезжает из своего города. Он оставляет «город, тусклый как смерть» и садится на Туркестанский экспресс. Он указывает на относительность таких категорий как добро и зло:
«…И я подбросил монету, сказав себе: «Зло и добро".
Монета весело встала три раза подряд на ребро…».
Каждая поездка и путешествие куда-то – это, прежде всего, путешествие вглубь себя, это своеобразный поиск недостающих элементов в цветной мозаике самости (Самость (нем. Selbst — «я», собственная личность) — в аналитической психологии Карла Густава Юнга, архетип порядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека и принципом их объединения).
 После поездки лирический герой возвращается домой абсолютно другим человеком, он находит себя, и жизнь приобретает для него уже совсем иной смысл. Возвращение домой можно понимать как  возвращение к душевному покою.  Разрешение внутреннего конфликта, приводит героя к новому осмыслению окружающего мира:
«Я посмотрел на мой город, и город был новый, живой.
И кто-то тихо сказал: "Получилось.
А ты смотри - получилось!
Ну что, с возвращеньем домой,
Туркестанский беглец.
С возвращеньем домой!"
Самая неоднозначная песня  Сергея Калугина по поводу религии – «Чжуан Чжоу». Она о человеке, который справился с плотскими желаниями и прозрел:
«…Изволь немедля прекратить
свой жизнерадостный бред!
Ты видишь свет во мне, но это
есть твой собственный свет.
Твоя ответственность безмерна -
ты свободен,
ты убил свою мать!"

Творчество Сергея Калугина многогранное, и отвечает на многие жизненно важные вопросы. Для более глубокого осмысления религиозных мотивов в его творчестве, я советую послушать его песни.


Литература.
1)Википедия – свободная электронная энциклопедия.
2) А.Сохор. Музыка как вид искусства. Издательство Музыка. Москва 1970г.
3)Ток-шоу «Несло (1999).
4) Музыкальные альбомы «Nigredo(1994)», «Оглашённые изыдите(2001)», «Виноград (бутлег 2)».