Оглянуться назад. Часть вторая. Глава 24

Людмила Волкова
               
                ГЛ.24  О ПОЛИТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО


     Я пишу о своей семье, а не о стране, потому что жизнь государства все равно отражается на существовании отдельных семей. Пусть и в разной  концентрации.
     Война, например, никого не оставила в сторонке – понаблюдать. Всех втянула в общую беду. Ее участниками стали и дети. А трудности мирного времени распределились весьма неравномерно между всеми гражданами и соответственно – запомнились неодинаково – в зависимости от принадлежности к определенному классу или так называемой прослойке - интеллигенции.
     Больше всех материально, физически и духовно страдали крестьяне,  не имевшие даже паспортов, как в крепостном государстве. Рабочая «элита» (смешно звучит!) материально жила не так скудно, как мы, относящиеся к прослойке.
     Но ведь и та в свою очередь делилась на слои. И  если  позволить себе   метафорическое сравнение интеллигенции со слоеным пирогом, то все-таки самым вкусным и ценным  в нем была красивая верхушка из крема и взбитых сливок, а мы, мелкие служащие, находились в самом низу этого «пирога»,   пытаясь  изо всех сил выжить под грузом  остальных слоев. Не сломиться,  но прогнуться, потерпеть, умудриться прожить впятером на мамину зарплату в 55 рублей и папину – в 75. Эта цифра не менялась годами. И только когда Ната закончила институт, стало полегче.
    Да, нам  было не до высоких материй. В понимании того общества, что сформировалось к середине пятидесятых, мы были  обыкновенными мещанами, презираемыми даже в литературе. Как же – рабочий класс думал о производственных планах, крестьяне об урожае, а мы  - как бы  достойно прожить на получаемые копейки.
     Где-то в Москве и Ленинграде зарождалось диссидентство, как результат нежелания терпеть моральный гнет; проходили очередные зачистки вольнодумцев, и поезда увозили в далекую Сибирь и на Север новые  порции сталинских жертв; в газетах то и дело кого-то клеймили, разоблачали.  А  в нашем большом провинциально-промышленном болоте, именуемым Днепропетровском,  только лопались пузыри. Физиономии членов Политбюро украшали городские стенды, парковые аллеи,  заводские цеха, школьные коридоры, институтские и все прочие. Никто ими не любовался, и мало кто  помнил занимаемый пост. Это был какой-то  парад скучных чиновничьих портретов, не вызывающих эмоций у граждан. Другое дело – Сталин, прославляемый  в разнообразных жанрах искусства и литературы. 
       Нашей семье повезло: никто не пострадал от сталинских репрессий, но это не значит, что к чужой беде мои родители были равнодушны. О политике они дома не говорили никогда, понимая, что мы, пионерки и комсомолки, вне дома растем в атмосфере «высоких идей». Но чтобы эти идеи опровергнуть и направить наши души в противоположное русло,  нужны были другие родители. Не такие покорные, а   протестанты по духу и более информированные.
      Вот почему я была потрясена реакцией папы на смерть вождя.
      В тот день нас отпустили с уроков после траурного митинга, и я прибежала домой с этой ужасной новостью. Папа, очевидно, не знал еще ни о чем, потому что не включал радио.  Он колол дрова возле сарая.
      – Папа, Сталин умер! – заорала я издали.
      Папа молча положил топор на пенек, вошел в сарай. Я – за ним.
       – Слава Богу, конец душегубу!– сказал  он с такой  сдержанной яростью, что я опешила и молча уставилась на папу. А тот вдруг перекрестился. Он, атеист,  – и перекрестился три раза, словно в церкви!
      Потом глянул на мое растерянное лицо и тихо сказал:
      – Ну, иди,  доноси на меня.
      Все это было как в страшном сне. Не потому, что я так обожала вождя, что за него обиделась. Нет. Я ведь ни одного доброго слова в адрес товарища Сталина в домашних стенах не слышала и вполне могла предположить, что его не любят. Я была к нему равнодушна. Меня убила горечь фразы – «иди,  доноси»,  как будто папа не знал собственную дочь, не способную  на подлость!
       Получается, что нас, детей, остерегались! В нас видели потенциальных Павликов Морозовых! Сколько же  отец знал такого о сталинском режиме, чтобы так обрадоваться смерти всенародного кумира!
      И как хорошо, что вся правда о злодеяниях вождя и его подручных была вскоре обнародована газетами, радио! Она дала многим возможность всю накопившуюся обиду, ненависть выплеснуть наружу и хоть немного расслабиться, поверив в справедливость советского строя! Вот, мол, мы о своих ошибках можем говорить вслух! Вот если бы жил Ленин, он бы не допустил такого – мысль, зазвучавшая во всех домах, где обсуждались разоблачения.
       И папа раскрепостился в какой-то мере. Не скажу, что совсем. Он по  крестьянской своей натуре был человеком осторожным. Но все, что его возмущало в университетских делах, мог теперь озвучивать дома – без страха, что его посадят.
       А там было чем возмущаться. Хотя бы тем же антисемитизмом государственным, которого якобы не было. Был! Еще какой! И вылезал он наружу во время вступительных экзаменов, когда ограничивали процент поступавших евреев, а на физико-технический факультет вообще у них не принимали документов!
       Отец работал ответственным секретарем приемной комиссии и все прелести этого неписанного закона ощущал на собственной шкуре.
       Итак, мы жили себе тихо и скромно, даже скудно. Лялька донашивала мою одежду,  мама вечно что-то перешивала из своего скудного гардероба для нас с сестрой. Летом мы носили ситцевые платья, осенью – байковые или фланелевые. О такой роскоши, как шелк, крепдешин или шерсть, не знали. Теплые кофточки тоже шились из толстой фланели, с начесом. Нижнее белье  шили из белой бязи.
       Купались мы в бане, которая располагалась в подземелье, вырытом на Октябрьской площади во время войны – под бомбоубежища. Раз в неделю мы занимали длиннющие очереди в эту баню, а в промежутках мылись в большом тазу, в комнате. Для моей  чистюли-мамы такое ограничение в водных процедурах было настоящим испытанием. Иногда она ходила ночевать к своей сестре, тете Лене Дьяченко, у которой в кухне стояла настоящая огромная ванна.
     С семьей маминой сестрички мы общались тесно, не только на праздниках. Во-первых, я не могла жить без книг, а тетя Лена работала в библиотеке бактериалогического института, куда я бегала регулярно. Во-вторых, я очень любила ее мужа, дядю Володю, чувствуя его искреннюю симпатию к моей персоне. Он с таким интересом расспрашивал меня о школе, подругах, моих увлечениях.
      Их дом по-прежнему, как и до войны, был для меня притягательным местом. У дяди Володи, страстного охотника,  имелась собака, длинноухая симпатяга Пальма, спаниэль, красивого шоколадного окраса.  У  тети с дядей также  было три аквариума с экзотическими рыбками, за которыми дядя Володя ездил в Москву! Наблюдать за рыбками, возиться с Пальмой, рассматривать безделушки на пианино, находить на книжных полках в шкафу еще не прочитанные интересные книги – какое это было удовольствие! А животных я обожала! В нашем доме не переводились кошки, а чудная Пушинка, помесь шпица с болонкой – остроухая, стройная,  пушистенькая и длинноногая,  у нас и выросла во взрослую собаку!  Как мы любили это чудо, однажды утром приблудившееся к нам  на веранду и выбравшее именно наше семейство для обожания и охраны!
       Я помню тот день. Белоснежный щенок-подросток,  с симпатичными черными глазками и густой волнистой шерстью,  сидел под нашей дверью и смотрел проникновенно на  меня, склонив голову на бок. Очевидно, его  кто-то подбросил.
       – Ой, ты кто? – спросила я, присаживаясь рядом на корточки.
       Щенок подал мне лапу. Я рассмеялась, а так как страха перед собаками никогда не испытывала, то тут же кинулась его обнимать. Пес ответно лизнул меня в нос.
       И в этот момент с третьего этажа стала шумно спускаться тетя Аня, мама Светы Куликовой. Собака вскочила и с грозным рычанием бросилась под ноги соседке.
       – А-а-а! – заорала тетя Аня в панике.
       – Пушок! – крикнула я,  наугад снабдив щенка именем. – Назад!
       Пушинка (  вскоре  оказалась девочкой)  тут же вернулась ко мне и заняла боевую позицию у моих ног.
       Пока возмущенная тетя Аня спускалась вниз по лестнице, угрожая милицией, Пушинка  выразительно ворчала.
       Пришлось ее взять домой. Но сначала выдержать словесный бой с родителями.
        – Как можно дворнягу держать в квартире?! У нее же блохи! Глисты! – возмущался папа.
        – А как она уживется с Мурчиком? Ведь коты и собаки не дружат! – сомневалась вслух мама.
        Мы с Лялей устроили  маленький спектакль со слезами, чтобы задобрить и без того незлых родителей.
        Пушинка и Мурчик, обожаемый нами кот, тоже отнюдь не дворянского происхождения,  словно договорились соблюдать нейтралитет и  редко ссорились. Иногда веселая Пушинка, заигравшись,  пыталась добраться до физиономии Мурчика – просто так, потрогать. Но котяра тут же заваливался на бок и угрожающе шипел, выдвинув конечности вперед. Пушинка, походив вокруг недотроги, покидала место действия с опущенным хвостом. Вся ее выразительная физиономия говорила миролюбиво  «Дурак ты,  Мурчик, я же поиграть хотела!»
       Пушинка сопровождала нас с Лялей в школу, когда мы еще учились вместе. А поскольку все кобели в округе были в нее влюблены, то и шли мы в окружении собачьего хоровода.      
        Количество влюбленных увеличивалось с каждым годом взросления Пушинки, и нам уже неловко было появляться перед одноклассниками с таким  многочисленным и шумным эскортом. Псы ведь по дороге выясняли отношения друг с другом, а иногда пытались снасильничать нашу красотку вопреки ее  воле – прямо на глазах у приличной публики. Хотя  Пушинка  всегда шла нога к ноге с нами, ею охраняемыми, и не давала никакого повода для приставания.
        Но вот когда она успевала все-таки закрутить любовь и с кем – мы так и не могли разнюхать. Личная жизнь нашей собачки оставалась тайной. Однако регулярное появление на свет очаровательных щенков, почти всегда похожих на  свою маму,  подтверждало  догадку, что сердце красавицы не было равнодушным к земным радостям. Не только преданная охрана семьи из пяти человек была ее  высоким предназначением, но и воспроизводство красивого и умного потомства. Нет, она не даром коптила небо!
       Правда, материнские радости Пушинки сопровождались нашими проблемами: куда девать щенков, на которых никто не мог поднять руку, чтобы утопить в несознательном возрасте?
       Пока нам удавалось  не губить потомство – мы даже за прохожими по улице бегали, умоляя взять щеночка.  И мама пристраивала их у своих сотрудников, имеющих частные дома.
       Несколько раз папа делал попытку завести нашу любимицу подальше от дома, но она всегда возвращалась раньше него, и подлый умысел срывался.
       Но однажды  в воскресный день папа встал пораньше, поманил нашу Пушинку – якобы на прогулку, и исчез с нею на целый день.
       Мы ломали голову, куда девался папа, и уже заподозрили, что он вздумал отвезти Пушинку  к тете Лиде, в Незабудино, поездом. Вот откуда она бы  точно не вернулась!
       Под вечер мы услышали скулеж  за дверью. Пушинка с какой-то картонкой на шее, прицепленной к ошейнику, не вбежала, а устало  протопала в комнату и тут же брякнулась на пол с открытым ртом.
       Мы кинулись к ней, окружили.
       Ната сняла с ее шеи лист картона, на котором крупно было написано:  «МЕНЯ ЗОВУТ ПУШИНКА. Я ХОРОШАЯ СОБАКА. ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ К СЕБЕ, ПОЖАЛУЙСТА! Вы не пожалеете! МОЙ ХОЗЯИН ЗАБОЛЕЛ!»
      Мы рассмеялись, стали ласкать нашу хорошую собаку, притащили ей воду под нос,  суп в миске,  косточки – на выбор. Пушинка кинулась  лакать воду.
       – А где же заболевший хозяин? – волновалась мама.
       Пока Пушинка пила и ела, мы строили догадки. Ее грязный мех  и явная усталость означали, что бедняжке пришлось пережить какие-то  потрясения.
       И тут раздался звонок в дверь. Мы быстренько  спрятали Пушинку в другой комнате, прикрыли дверь и пошли навстречу нашему заболевшему хозяину.
       – Ты где был? – кинулась мама с упреками. – Мы весь день переживали, ждали тебя!
       Папа отводил глаза.
        – Борщ наливай, – попросил маму. – Столько пришлось пройти и проехать.
        – А не знаешь, куда это Пушинка исчезла?
        Папа облегченно вздохнул:
        – Все, больше она не вернется. Не переживайте,  я ее пристроил в хорошие руки. Это… далеко.
        Пушинка услышала голос  своего хозяина и не выдержала – с радостным визгом  выскочила из спальни.
        Мы рассмеялись, а папа  так и открыл рот:
         – Ты откуда взялась?!
        Пушинка совершала в воздухе радостные кульбиты, прощая своему хозяину   его коварство.
        – Это же надо, какая хитрая, – изумлялся папа. – Я с нею проехал до самых Кайдаков на трамвае! Потом пересел на другой – в противоположную сторону. Доехал до тупика! Там выпустил на волю, а сам вернулся в этом же трамвае. Она не успела вскочить назад, ко мне…Неужели она за трамваем бежала?
        – И не жалко было? –  не выдержала я.
         –  От нее одни неприятности! Это же вам не Мурчик! Она на людей кидается! А если укусит?
         – Она не кидается, а просто лает! Она предупреждает, чтобы нас не трогали!
         – Кому мы нужны, господи? – вздохнула мама.
         Забегая вперед, могу сказать, что Пушинке с нами все-таки повезло. Она несколько счастливых лет провела в нормальной семье, всеми любимая.
          А отдать ее все же пришлось, когда однажды наша  телохранительница перестаралась и цапнула  за палец младшую сестру Светы Куликовой, Галку. Несильно, но  скандал был грандиозный. Тетя Аня вызвала милицию, папе пришлось отвезти Пушинку к ветеринару, чтобы тот осмотрел животное на предмет бешенства. Там и установили породу, но бешенство исключили. А подписку о том, что собака должна быть нами удалена, папе дать пришлось.
       Слава Богу,  Пушинка попала в хорошие руки. Это устроила мама (папа из доверия вышел) – с помощью все тех же сотрудников поликлиники.
       А вот кошкам везло больше. Они в доме не переводились. Простые, любители погулять во дворе, без приплода, так как  то были исключительно мужские особи, за репутацией которых не надо было следить.
      Жизнь наша состояла из маленьких радостей  и  разнообразных неприятностей. Мама часто болела. С сильнейшими приступами панкреатита ее увозили в больницу – под капельницу. У меня тоже болел желудок, но я не подозревала о язве, что потихоньку формировалась в двенадцатиперстной кишке. О диете никто не думал – ели, что удавалось купить или достать. Я терпела, но иногда приходилось даже уходить с урока – до того становилось невыносимо больно.
       Уж не помню,  какие таблетки тогда давали врачи. И почему-то никто не догадывался сделать рентген желудка. Или маме казалось, что я преувеличиваю боль, чтобы улизнуть  из школы, или ее собственные болезни отодвигали на второй план такие мелочи как боль в животе. Подумаешь, живот болит! А у кого он не болит?
        Скорее всего, мама подозревала, что у меня обыкновенный гастрит, а с этой штуковиной она сама жила до операции много лет. Ничего, пройдет!
        – Не ешь жареного, Люся, – напоминала она. – Я сварила манную кашу.
        Ну да, стану я есть манную кашу! Лучше поджарить  хлеб и запить чаем,
        В еде я оставалась привередливой – в глазах своей семьи.
        – И в кого ты такая? – сокрушалась мама, в которую я и пошла этим своим свойством – хорошо развитыми вкусовыми ощущениями.
       Я ведь заметила, что мамочка тоже хитро обходит некоторые приготовленные папой блюда, чтобы съесть  что-то ею любимое. А когда ела, то с явным наслаждением. Иногда – жертвуя   здоровьем.
       Например, она предпочитала арбуз – дыне, и  могла съесть половину арбуза, не нарезанного, а чайной ложкой, да еще и с хлебом.
       Ну, от этого была только польза, а от выпитого  стакана молока ей всегда становилось плохо: после операции на желудке ее организм  не переносил ничего молочного. Но ей ведь хотелось, хотелось! И мама, как ребенок, нарушала свою диету, расплачиваясь потом приступом панкреатита.
       Так что мы с нею были одинаковыми в этом плане, и не имела она права повторять время от времени:
       – Нет, ты точно не наша! Тебя подбросила какая-то принцесса, ей богу!
       Помню, как это предположение, смешное по сути в устах мамы, меня рожавшей, в детстве мне понравилось. Я задумалась: «А вдруг меня в роддоме подменили? И во  мне течет кровь княжеская или графская?»
      Я предпочитала французское происхождение – уж очень увлекалась  Францией и ее писателями. Нагулял какой-нибудь граф (французский) на стороне ребеночка и уговорил отвезти в чужую страну, а там подкинуть.
     Эту приятную мыслишку я вынашивала пару лет, пока удивительное внешнее сходство с мамой не вернуло меня в суровую реальность. Нетушки, хохлушка я обыкновенная,  из полтавских казаков (в графе «социальное положение» у мамы в паспорте стояло: «казачка»). Правда, явно с примесью греков или других каких-то народностей, типа хазаров да половцев,  нападавших на украинские села и насилующих женщин. Иначе откуда эти усики у мамы, нос с горбинкой, смуглая кожа,  не совсем славянский тип лица в целом?
     На семейной фотографии из маминого детства только моя бабушка, похожа на полтавчанку, а мама, ее отец и брат Коля (дядя Натан) – вылитые южане.


продолжение          http://proza.ru/2011/05/11/119