Дело прежде всего

Денис Неглович
"Warum immer ich?" (Worms 3D)

Поздно утром пришел я в городской отдел паспортно-визовой службы. Отдел только что открылся, но несколько посетителей уже ожидали у разных дверей – каждый по своему делу. Главный инспектор вошел почти сразу после меня. Как это я не заметил его на улице? Взглянув в мою сторону, он покачал головой и, как мне показалось, ухмыльнулся. Это было неожиданно и странно, но я приободрился. Возможно, это означало, что сегодня мне, наконец, удастся получить конкретные сведения о моем предприятии. А я хотел начать оформление гражданства. Нужно было узнать, с чего начинать и что делать потом и в самом конце. Пришлось дождаться, пока толстенная, крайне склочная бабка с богатырскими кулачищами выяснит, что ей нужно в совсем другое учреждение. Такие человеческие экземпляры еще встречаются и, с их вымиранием жизнь наверняка превратится в скучнейшую идиллию. Выходя из кабинета, она зацепилась головой за косяк и вымазала всех нас в потолочной известке. После нее очередь покатилась быстрее, и скоро я сам попал в кабинет. Здесь находилось три человека. Первый отправил меня ко второму, второй к третьему. Третий сидел за самым большим столом и, конечно, был здесь главным. Я присел на край кресла и вежливо подождал, пока начальник обратит на меня внимание. Но, оказалось, начальник давно за мной наблюдал. Внезапно он спросил:
- Где живете?
Знаете, такой вопрос всегда приводит меня в смущение. И на этот раз я не знал, как ответить. Что имелось в виду?
- Здесь, в городе.
- ГДЕ, ГДЕ, я спрашиваю, вы живете?
- Ну, если вы хотите знать точный адрес…
- Да нет, откуда вы все такие беретесь, а?
Первым желанием было сразу выйти из комнаты (не туда попал?), но я остался. Всякое бывает. Я прямо перешел к делу. Дело прежде всего.
- Я, понимаете, хотел узнать…
- Что вы хотели узнать? Вам что, делать больше нечего? Тоже мне, исследователь нашелся… Тур Хеердал!
Инспектор выругался, довольно экзотически. На востоке любят сложные русские слова. Еще в коридоре я наизусть выучил его необычное азиатское имя, выбитое на медной табличке, но теперь оно никак не шло в голову. Что-то вроде Рувен Талгатович, только сложнее.
- Ладно, пишите… Вон там ручка.
Он пододвинул ко мне большой белый лист и отвернулся в окно, хотя жалюзи были опущены. Я был в недоумении. Казалось, произошло что-то, о чем еще не знаю я, но знает этот высокий грузный человек. Он говорил без акцента.
- ПИШИТЕ! – заорал он вдруг. Но я никак не мог сообразить, чего он от меня хочет.
- Что писать? – сдержанно спросил я, протягивая руку к сложной канцелярской конструкции в глубине стола. Ручка стояла там, матово поблескивая хромированным боком.
- КУДА? Я же сказал, берите ручку! – Чиновник бешено тряс рукой в направлении второго стола. Я обернулся, но там никого не было. Да и стола уже не было. Снаружи, за дверью, усилился монотонный рокот очереди, утомленной моим долгим отсутствием. Как будто очередь омывала дверь и начался прилив. Так оно вероятно и было.
- Адреса, телефоны! Что тут непонятного! - снова заорал Талгатович, хватая новый лист бумаги, комкая и бросая его мне в лицо. Нет, это уже слишком подумал я, но ничего не ответил.
- За границей были? – вкрадчиво зашептал он через стол, немного придя в себя. Но не мог же я сказать ему всего. Я, ведь и сейчас за границей. Для лица без гражданства любая страна – заграница. Не понимает…
- Вы можете мне помочь… - снова начал я, вспомнив о цели визита.
- А кто я здесь, по-вашему? – вопросом на мою просьбу ответил инспектор, мягко ступая по скрипящему паркету. Его крупные невыразительные глаза оплывали качественным машинным маслом. Он приближался. Вот уже поверх масляного блеска заплясали голубоватые газовые огоньки. Он заходил слева. Я машинально отодвинулся к окну, но он заметил мое движение.
- ПИШИТЕ! – он снова перешел на визг и обнажил маленькие остренькие клыки, которые едва помещались у него во рту. Как это я раньше их не замечал? Ведь и у секретарши за первым столом были такие же, может даже чуть меньше. Даже не глядя на дверь я почувствовал, что за окном повисли густые кефирные сумерки, а может, даже и полночь.
- Итак, адреса, телефоны и кодовые комбинации замков в подъездах. Можете не спешить. Имена и фамилии лучше в алфавитном порядке.
Теперь он был у меня за спиной и нежно массажировал мне шею. Поздно, не обойдется без синяков, думал я, расслабляясь в его железных пальцах. Теперь главное – не растеряться и вспомнить все. В одной руке у меня была большая перьевая ручка, в другой – огромный лист бумаги. Невдалеке стояла монументальная чернильница.
Вдохновение подкралось незаметно, как грабитель в длинном подземном переходе. Когда я закончил большую поэму, уже наступило следующее утро. Ох, и длинное же вышло предложение, с гордостью подумал я, поставил точку, еще раз подумал и написал заглавие: "Война и мир". Лишь тогда я оглянулся и заметил окружающую действительность. Под моим креслом мирно храпел инспектор. Верхние клыки больно царапали его нижнюю губу, запах собственной крови будил его острое обоняние, так что и во сне он морщился от боли и неудовлетворенности. Муки творчества, мелькнула откуда-то мысль. Присмотревшись, я понял природу этих созданий (недалеко, рядом с корзиной для личных дел, посапывала секретарша). Нет! - подумал я. НЕ-Е-Е-Т! - ЕЩЕ РАЗ ПОДУМАЛ Я. Именно я должен спасти этот лучший из возможных миров. При этих словах я обернулся к столу, но рукописи там уже не было. Я поискал антресоли, чтобы заглянуть туда, как я делаю это дома, но антресолей в кабинете не оказалось. Зато из-под кресла раздавалось подозрительное чавканье. Я приложил ухо к полу, чтобы определить источник звука и случайно заметил ужасную картину. Инспектор доедал последний лист моего сочинения. "Рукописи не горят, их просто едят!" - не спеша, прочавкал инспектор. Нет, этого не должно произойти впредь, решил я, размахивая мольбертом, который стоял тут же, в углу. Я по самый холст всадил все три ножки мольберта прямо в сердце кровожадному бюрократу, однако, он все же успел дожевать последний клочок бесценной рукописи.
Я сделал это из лучших побуждений, в мыслях о светлом будущем человечества, забыв о себе, отбросив сомнения и низкую самооценку - и все же я совершил роковую ошибку. Начинался новый день – и это был понедельник. Начинался прилив. В коридоре уже рокотал поток посетителей, дверь дрожала под богатырским натиском противной скандальной  бабки, хорошенькая секретарша с симпатичными клыками уже собиралась начинать обычный еженедельный прием. Я оглянулся назад. Окно было заперто на шпингалет. Под окном желто-зеленым пятном бесформенно цвела клумба. Потайной выход задрапирован массивным сейфом. Пути к отступлению не было.
И вот тут, когда я уже почти потерял надежду, раздался знакомый до боли в шейном отделе позвоночника визгливый голос.
- Гражданин, где живете?
Наверное, мольберт был из пластика. Проклятая научно-техническая революция и полимерные технологии отняли у нас последнюю защиту от чиновников. От неожиданности этого озарения я потерял равновесие и опустился на край кресла.
- Вы что, уснули? ГДЕ ЖИВЕТЕ? – грубо заорали где-то позади меня.
Такой неудобный вопрос – и в такой момент! Это было нечестно. Это был удар ниже... Ну, в общем… Но и на этот раз я стерпел. Дело прежде всего. Чего не сделаешь ради д е л а!