Из дневников. Январь-Февраль 2007 г

Борис Гуляев-Бегом
   1 января. Новый  год  встретил в гостях,  среди  почти  незнакомых  людей.
Но это лучше, чем в одиночестве.
   Утром,  после  небольшого отдыха,  пришла  мысль: великие победы  вели-
ких людей начинались с маленьких  каждодневных  побед над собой. Мысль
оригинальностью  не  блещет,  но  как хорошо сформулирована! Нечасто, но
слышу вопрос: как у вас рождаются мысли? А как  у  наседки,  которая  всег-
да в состоянии  хронической  беременности;  когда отложит  яичко –  и  сама
не знает. Вдруг!
   2 января.  Вечером  по ТВ  впервые  смотрел  американский  фильм «Троя»
(по поэме Гомера «Илиада»). Впечатляющее зрелище. Правда, авторы филь-
ма кое в чём  подправили Гомера. Ахиллеса  и  Патрокла  сделали  братьями;
тема  их  отношений  почти  стёрта. Дочь троянского  царя Приама сделалась
любовницей Ахиллеса. Видимо, брутальный  Брэд Питт отказался сниматься
в картине, если тема отношений Ахилла и Патрокла будет звучать правдиво.
И как всегда, много ненужного натурализма боевых схваток,  кровавых  ран,
смакования смерти. Ну  не могут  американцы  без  этого! Они почему-то из-
начально уверены, что в  каждом  человеке сидит садист,  и  кровавые сцены
должны  нравиться.  Если  бы  они  пережили  настоящую  войну,  то  такими
вещами «баловаться» не стали.
   8 января. Со дня  презентации «трёх  богатырей» прошло  два  года.  Нигде
ни строчки,  ни звука. Заговор  молчания  продолжается. Чуть выше я сказал,
что седьмые  года  у  меня  были   переломными.  Если  в  этом  году  удастся 
хотя бы пробить брешь в стене умолчания,  то это уже будет  великим дости-
жением. Первый  человек,  который разрушит стену умолчания вокруг моего
имени, заслужит благодарственного памятника при жизни.
   На днях  по ТВ прозвучала  давно знакомая  мысль: сначала  ты  работаешь
на авторитет,  потом  авторитет работает на тебя. Хотя  мысль  и  справедли-
вая,  но сугубо подлая.  Подлость в  торгашеской сути  отношений  личности
и авторитета.
   Смотрел  по ТВ новый  фильм П. Лунгина «Остров». О чём фильм? О цене
святости. Человек  прожил всю жизнь под бременем душегубства, совершен-
ным в молодости  по  малодушию.  Он  сохранил  свою  жизнь  ценой  жизни
другого. Это каждодневное страдание сделало его почти святым. Он исцелял
людей, стал пророком  и  ясновидцем. В конце концов выяснилось, что чело-
века-то он  тогда  в  молодости  не убил, а  только  ранил. Святость непросто
приобрести,  но ещё  тяжелей с ней  расстаться. Старик  умирает. Остров,  на
котором  он  молился  и  каялся,  стал его храмом  и  голгофой.
   9 января. Пришел  с  работы  с  больной  головой. У  соседей  сверху вовсю
орёт музыка. Бьёт  по  мозгам: бум, бум, бум… Сейчас обитается  там  моло-
дая семья. Снимают  квартиру. Если  уж  живём  на  головах  друг у друга, то
надо хоть  немного  думать об  окружающих. Праздник – не оправдание. Хо-
чешь громкой  музыки,  разгула – иди в  ресторан, в кафе. А  уж  если  празд-
нуешь дома, то изволь считаться с соседями.
   Всё ещё  под  впечатлением от фильма «Остров». А ведь этот фильм  и обо
мне. Разве я  не совершал  в  детстве  и  в  юности  по малодушию своему по-
ступки,  которые камнем легли на душу?! Грешен, грешен… И живу сегодня
как монах-отшельник среди многолюдства города, всем чужой и чуждый.
   10 января.  Как  ни  смешно  это  звучит  сегодня,  но  взялся  перечитывать
«Философские тетради» Ленина.  После  Платона  и  Аристотеля  захотелось
ещё раз окунуться  в  тему «интертрепации» идей  классиков философии. Ка-
кие грандиозные философские системы  были  созданы  за  минувшие столе-
тия, сколько  было  наворочено спекулятивного,  глупого,  смешного, страш-
ного; каждый, бравшийся  за  темы  философии,  что-то привносил своё. Раз-
грести и переварить всё это невозможно. Но интересно наблюдать подобную 
 пляску мысли.
   На улице – плюс пять, лужи. И  это январь  месяц!
    11 января. В  газете «Красный Север» очередные «вопли  Видоплясова» по
поводу вымирания  населения. Статья «Как  избежать катастрофы?». Ставят-
ся верные диагнозы (М.Оглуздина, А. Попугаев, И. Макаровская),  но рецеп-
тов лечения  никаких. Опять упование  на  духовное возрождение,  на укреп-
ление  нравственности.  И  это  тогда,  когда  русская   деревня   практически
мертва,  а  город  –  раковая   опухоль,   которая  губит  всё внутри  и  вокруг.
Финал статьи как насмешка: единственные крепкие и многодетные семьи – у
духовенства. А  вывод  какой?!  Всем  облачаться  в  рясы?!   Духовенство за
последние двадцать  лет  времени  не  теряло, понастроили столько, что диву
даёшься.  Практически у каждого чина – свой отдельный просторный дом. В
таких условиях не грех  и  плодиться,  нужда на работу не гонит и грошей до
получки не считают.
   Если  ситуация  в стране  не  переломится (а она не переломится), то сцена-
рий будет  таков: России  придётся  открыть  свои  границы  для  людей  всех
цветов  кожи,  начнётся  эпоха  великой  ассимиляции  народов. На смену на-
циональным  квартирам  придёт  интернациональный  дом. Нации  исчезнут.
Останутся только  память  и  памятники  некогда  процветавшей  националь-
ной  культуры. А  впрочем,  настоящая  культура  всегда  интернациональна.
Немцу  так  же близок Чайковский  и Толстой,  как  и  русскому. Нации, зам-
кнутые в себе (территориально, этнически,  культурно, духовно),  неизбежно
деградируют. Спасение в ассимиляции, в открытости миру.
   Чтобы ситуация  переломилась и русские остались нацией, должен  начать-
ся  процесс дезурбанизации, возвращение людей  на землю. Русские должны
бросить  пить  и  воровать  и   начать  заново  обживать  великие  российские
просторы.  Вон  из  городов!  Но  этого, увы,  не случится. Экономика довлеет.
   В химии есть  такое  понятие: реакция замещения. В  этой  реакции слабый
радикал в сложной молекуле замещается  сильным  радикалом. Мы, русские,   
рискуем стать слабым радикалом  и  уже  являемся  таковым. Сильный ради-
кал – народы Азии и Востока.
   12 января. Сергею Павловичу Королёву – 100 лет.  Его  мать  похоронена в
Вологде  на  городском  кладбище.  Возможно, Сергей  Павлович  инкогнито
приезжал в Вологду.  Королёв  умер  скоропостижно в 1966  году.  Ему было
всего 59 лет.
   13 января. На  улице  похолодало,  температура упала до минус десяти.
   14 января. Похоже,  мои  мучения со смертью «соседки сверху»  не  кончи-
лись. Грех  пенять  и  жаловаться,  ведь  молодая  семья с ребёнком… Живут
уже несколько месяцев,  но  потенциал  раздражения во мне скопился  изряд-
ный. Почти  постоянная беготня девочки, стуки, музыка, кухонные ароматы,
такие, хоть противогаз одевай. Да ладно бы ещё днём, а  то  около  полуночи
так потянет с кухни, что вон беги.
   Ей-богу,  и  смех  и  грех!
   Дня  не проходит,  чтобы  в  мыслях  не  возвращался  к  фильму «Остров».
Страдание  Анатолия  под  бременем  душегубства  сделало  его  святым.  Но
ведь были  и  есть  люди,  которым  убить  человека  не  трудней, чем выпить
стакан воды. Никаких мук совести, ниаких угрызений и страданий. В Анато-
лии всегда была жива совесть, голос божий. В тех же,  кто не страдает от ду-
шегубства, совесть мертва. Это страшные,  но не безнадёжные люди. В иных
случаях совесть чудесным образом может воскресать.
   Минувшей  ночью в  гостях  познакомился с О. Л. Первый сюрприз нового
года. Такое чувство родства и близости!
   15 января. Выходной.  Был  в аллее  моих  тополей-великанов. У половины
недавно высаженных сосенок варварски  обломаны вершинки, сломаны  вет-
ки, одна сосенка сломана у корня. Ну что за люди?!  Скажут:  по  молодости,
по глупости.  Да откуда же возьмётся в подростках любовь  и  сострадание  к
живому, если растут они в семьях как лишние, ненужные, как обуза и бремя!
Большинство  из  них  рождено  без любви,  нежеланные. Рождены  как  долг
обязанности, традиции,  рождены  по  настоянию родственников,  по прочим
причинам  корыстного порядка. Зачатый  и  рождённый без любви ребёнок –
потенциальный преступник. Нынешняя  политика власти – повышения  рож-
даемости – даст  потом  такой  рост  криминализации общества,  что прокля-
нут зачинщиков  этой  политики.
   17 января. Продолжаю читать «Философские тетради» Ленина. Какие  деб-
ри абстракции, иносказательности, символов!.. Простые понятия и представ-
ления  так  усложнены  и  запутаны,  что свихнёшься,  разбирая  их.  Не  рис-
кую даже приводить цитат. Немцы  по части философии – мастера! Один Ге-
гель  чего стоит. В  философии  древних  было  много  поэзии,  художествен-
ности. В немецкой философии никакой поэзии, всё сухо, педантично, строго.
Их  философия  пугает  своим  рационализмом. Так  может  мыслить  только
думающая  машина, но не человек. Громада немецкой философии восемнад-
цатого и девятнадцатого веков  подмяла  под себя свободный мыслящий дух
человека,  парализовала  его. Маркс  и  Энгельс всё  же свернули  эту  глыбу,
поставили немецкую философию  с  головы  на  ноги.  Но  подобный  фунда-
ментальный  переворот  попытались  использовать  только в  России. Истина
открылась,  но  она  не  принесла  никому счастья. Счастье  не  по  ведомству
философии, счастье по ведомству мудрости,  где  разум  и  сердце на равных
правах,  где  нет  претензии  на лидерство,  где  нет  лжи  и  фальши.
   В Вологде абоненты телефонной сети получили возможность выбора форм
оплаты: безлимитная,  повременная,  комбинированная. Затея,  по-моему, за-
поздалая  и  теперь  ненужная. Проводная связь дышит  на ладан. Мобильная
связь – конкурент неодолимый. Ещё год, два  и  абоненты проводной связи в
массовом порядке начнут отказываться  от  контактных  телефонов.  Чем  иг-
рать с формами  оплаты,  лучше бы  сделать  проводную связь  более доступ-
ной, снизить абонентскую плату. 
   19 января. Ровно тридцать  лет  назад, в январе 1977 года, началась моя  ра-
бочая биография связиста. Отправился  на  производственную практику в се-
ло им. Бабушкина,  на  районный  узел  связи. В общей  сложности  прорабо-
тал  там  восемь  месяцев. Оттуда  призвали  осенью 77  года в армию. Очень
дорогие  и  памятные  для  меня  месяцы.  Кстати,  село  им. Бабушкина – это
бывшее село Леденьгское. Оно примечательно не только  тем,  что здесь  ро-
дился  революционер Иван Бабушкин,  но  и  тем, что здесь жила в девятнад-
цатом веке семья Ильи Чайковского, отца великого Петра Ильича.
   23 января.  Кажется, зима всё-таки  пришла. На  улице около двадцати  гра-
дусов мороза, хороший снежный  покров. Первая половина  календарной  зи-
мы прошла  как  дурной  сон,  истерзала  и  измучила людей. Надолго запом-
нится.
   Продолжаю  читать «Философские  тетради» Ленина. Читал сегодня  о  ди-
алектике   движения.  Увидеть  диалектику  (единство  противоположностей)
движения  не  так-то  просто. Движение есть сущность времени  и  простран-
ства. Сущность времени  и  пространства выражают два  понятия: непрерыв-
ность и прерывность. Движение, стало быть, есть единство непрерывности и
прерывности. Движение  есть  противоречие,  единство  противоречий.  Дви-
гаться – означает быть в  этом  месте,  и в то же время  не быть  в  нём;  это –
непрерывность пространства  и  времени,  и она-то  именно и делает возмож-
ным движение.
   Кризис современной физики  проистекает  именно из-за непонимания  диа-
лектики движения. Время  и  пространство есть сущности движения, т. к. без
движения время и пространство обращаются в ничто. Когда в общей  теории
относительности Эйнштейна говорится о кривизне пространства-времени, то
кривизну п.-в. следует  понимать  как «кривизну» (изменение) движения. Из-
меняющаяся  динамика  физического вакуума составляет  природу  всех  фи-
зических взаимодействий.  Понятие «кривизна  пространства-времени»,  взя-
тое в отрыве от  понятия  «движение» – абсурд. Точно  также  движение, взя-
тое в отрыве от материи – нонсенс. Если  теорию Эйнштейна переписать, за-
меняя понятие «кривизна пространства-времени» на понятие «изменение ди-
намики», то смысл её станет очевиден. Вакуумная динамика – вот разгадка!
   24 января. Приснился хороший сон: будто бы я брожу по старому деревян-
ному жилому дому. Дом большой,  просторный, с лесенками, балкончиками,
верандами. И  такое всё  родное,  и  такое  всё  близкое,  что  от  переизбытка
чувств  проступают слёзы. Люблю я старые деревянные дома,  прямо до обо-
жания. И как мне всегда тяжело  и  больно видеть,  когда  их  сносят. Старые
дома  как  старые  намоленные  иконы. Разрушать старый  дом  всё равно что
уничтожать икону  или  губить чужую жизнь. В тех  людях,  кто  провёл своё
детство в деревянном  доме, всегда будет жить ностальгия. Деревянные дома
имеют душу. Каменные многоэтажные дома по определению бездушны.
   27 января. Между  делом  подумалось о диалектике  жизни  человека. С од-
ной стороны – безумная любовь к жизни,  а с другой – отрицание жизни. От-
рицание жизни  проявляется в пьянстве,  курении,  обжорстве, в  чрезмерной
половой активности. Да,  конечно,  это  у  кого  как,  обобщать  здесь  нельзя.
Многое определяется  культурой человека. Но в большинстве-то случаев ди-
алектика налицо. Любовь к жизни и отрицание жизни взаимно обусловлены.
Например, человеческая  сексуальность. Именно в сексуальности в  наиболь-
шей  мере проявляется любовь к жизни. Но  когда  из  сексуальной  близости
людей уходит духовный элемент, иначе говоря, искренность чувств, то отно-
шения вырождаются в губительное плотоядное действо.
   28 января.  Бог  мой,  какая  это  мука  и  какое  это  счастье – любить! Вче-   
рашний вечер  и  сегодняшний  день были  самыми  тяжелыми  за  минувшие
десять лет.  Вновь  обретённая  любовь,  казалось, уходила  как  песок сквозь
пальцы. Я  потерял  покой, сон, аппетит,  мне  не хватало воздуха, я задыхал-
ся… Не мог  сидеть  дома,  но,  выбегая  на  улицу  и  видя   счастливые лица
влюблённых  пар,  мне становилось ещё хуже. Не мог ни читать, ни смотреть
телевизор, ни думать о другом. Рой  чёрных  мыслей завладел моим сознани-
ем. Состояние на грани  помешательства. Возможно,  наделал  глупостей. Но
сегодня вечером  положение  прояснилось. Виной  всему – роковое  стечение
обстоятельств. Ты не отвергнут, ты любим!.. Какое счастье! 
   Ну  кто  из влюблённых  не  переживал эти чувства?! Трудно, очень трудно
в такие моменты держать себя в руках. Страшна  неопределённость. Уж если
отвергнут, то знать наверняка. Собраться  с  духом,  поблагодарить судьбу за
недолгое счастье  и  продолжить  путь. Влюбляюсь я  часто,  люблю – редко.
Потому-то так  и  дорого вновь обретённое чувство, сильное  и  глубокое, за-
хватывающее  человека  целиком.
   29 января.  Вчера  вечером  смотрел  по  ТВ  новый  фильм  «Живой». Этот 
фильм оказался в некоторой  перекличке с фильмом «Остров». Если в карти-
не «Остров» душегубство и страдание человека делают его святым, то в кар-
тине «Живой» сюжет  противоположный:  изначальная  если  не святость, то
душевная  чистота  и  порядочность человека  делают его душегубом (как ни
странно сие звучит). Правда,  за это он расплачивается жизнью,  т. к.  дальше
на этом свете оставаться он не мог. «Сильные духом,  как  младенцы, падают
на  пути  беззакония» (Н. М. Карамзин). Фильм «Живой» значительно слабее
фильма «Остров». Авторы «Живого» явно своей некоторой запредельностью
хотели снискать расположение  поколения  двадцатилетних-тридцатилетних.
Смакование сцен с выпивкой, почти  постоянное курение главного героя  иг-
рают  не столько на образ, сколько на активное навязывание стереотипов по-
ведения. Молодёжь  на  это хорошо  клюёт.  Нельзя  заигрывать со зрителем.
Фильм «Остров» тем  и  замечателен, что ни с кем не заигрывает, а даёт  тра-
гедию человеческой жизни просто и правдиво.
   Вчера же вечером  в  новостях  ТВ  смотрел  фрагмент  выступления  вице-
премьера Дм. Медведева. Он сказал,  что  средняя  ежемесячная зарплата ра-
ботающего россиянина составляет  сегодня 500 долларов (13 тысяч руб.). Ес-
ли я зарабатываю сегодня  пять  тысяч  в  месяц, а  начальник  нашего цеха –
двадцать тысяч,  то в  среднем  мы зарабатываем  по двенадцать с половиной
тысяч. Медведев  прав. Мне вспомнился  прикол  брежневской  поры об аме-
риканском благополучии: если один американец  перед сном  съедает  целую
курицу, а другой американец  ложится спать  натощак, то в среднем они съе-
дают по полкурицы.
   В Палестине –  гражданская  война.  Палестинские  группировки  «Фатх» и
«Хамас» воюют друг с другом. Думаю,  здесь дело  не  обошлось  без  прово-
каций со стороны Израиля  и  Америки. Израильтянам всё же удалось перес-
сорить палестинцев.
   Второй сюрприз  нового года: купил проигрыватель DVD. Эпоха видеокас-
сет уходит в прошлое.
   31 января. Первый фильм,  который  я  посмотрел  на своём DVD – «Война
и мир» С. Бондарчука. Быть может,  это самый лучший фильм  такого плана.
Знатоки  называют  первой  картиной  среди  первых –  «Унесённые ветром».
С художественной стороны – да,  но с содержательной – нет. А фильм «Вой-
на и мир» гармоничен во всём. Отчасти  потому, что в  основе  этой  ленты –
великая литература. 
   Был  повод подумать на тему: война 1812 года. Рассматривая обстоятельно
течение этой войны, думается, что всё случилось именно так,  как  и  должно
было случиться. Великая  Россия  буквально  поглотила  и  сожрала великую 
армию Наполеона. Бессмысленно спорить –  кто  победил в битве при  Боро-
дино. Здесь не было ни победителей,  ни  побеждённых. Силы оказались рав-
новелики. Наполеон  никогда  не  решился  бы  на  поход  в  Россию, если бы
Суворов был жив. Но генералиссимус  уже  двенадцать лет лежал  в  могиле.
Кутузов – полководец иного масштаба, без суворовской  гениальности. Он  и
сам  это  понимал. Кутузов взял опытом  и  мудростью, знанием  своей  стра-
ны и народа. Любой захватчик  всегда заведомо в проигрышном  положении.
Он приходит  на  чужую землю, в  мир  чужого  народа. Всё восстаёт  против
захватчика: и земля, и воздух, и  небо, растения и животные. Захватчик обре-
чён на поражение. Как инородная ткань, попадая в живую клетку, перемалы-
вается и переваривается, а остатки выбрасываются вон.
   Взялся  перечитывать книгу Вольфганга Паули «Теория относительности».
Впервые  прочёл  эту  книгу осенью 1983 года. Конечно, теория  относитель-
ности Эйнштейна  содержит  важное  рациональное зерно,  элемент  истины, 
иначе ей не стали бы заниматься  такие  незаурядные умы  как Паули. Но это
рациональное зерно похоронено под слоем  математических спекуляций. До-
копаться  до  него – вот  проблема!
   5 февраля.  Вчера вечером записал  на  видео большой  фильм «Рихтер,  не-   
покорённый».  Картина  о великом  пианисте Святославе Теофиловиче.  Чис-
тейшее воплощение  музыкального  гения.  Музыка  стала  его  убежищем от
этого безумного  мира.  Рихтер всегда оставался  самим  собой,  конформизм
был ему абсолютно чужд.  Музыка – его родная стихия. Когда  уходят  такие
личности – мир сиротеет.
   Сегодня  вечером  смотрел  по ТВ док.  фильм  «Большая  часть Вселенной
невидима». Речь  всё  о  той же тёмной  материи,  о тёмной  энергии. И снова
назывались  безумные  суммы,  которые   потрачены  и  будут   тратиться  на
поиск  этой  тёмной  материи. О природе физического вакуума  почти  не го-
ворилось, хотя именно вакуум есть разгадка тайны. Ключевое понятие – ды-
хание вакуума – уже найдено. Но меня упорно не хотят слушать.
   7 февраля. Минувшей ночью пережил ещё одну  газовую атаку. Проснулся
в два часа ночи от  резкого, неприятного запаха  пережаренного чеснока. Не-
смотря на лютый мороз на улице,  пришлось открыть все форточки  и  двери.
Спать невозможно. У соседей сверху –  то ли  поздний  ужин,  то  ли  ранний
завтрак.  Пишу  это  без  злобы.   Просто   отмечаю  факт   нашей   нескучной
жизни.
   На первом  этаже  поселился водитель газели-такси. Машину паркует  пря-
мо под окнами дома. Каждый день в  шесть часов  утра  дом  просыпается от
рёва прогреваемого двигателя.  Рёв  стоит  минут  десять-пятнадцать.  Потом
машина отъезжает. Спите дальше. 
   Отправил сегодня на адрес ТВ-канала «Культура» свои «Дневники» и  сти-
хи  писателю Виктору Ерофееву. Может,  что  и  выйдет.
   8 февраля. Сегодня  –  170  лет  как  прозвучал  выстрел  на  Чёрной  речке,
смертельно ранивший Пушкина.  Поэт  будет  умирать долго  и  мучительно.
   Ровно 10 лет  назад случился  инцидент, едва  не стоивший  мне жизни. Го-
ворю вполне  серьёзно.  Мне  было  столько  же  лет,  сколько  и   погибшему
Пушкину.  Невероятное,   мистическое   событие.  Человек,  хотевший   меня         
убить,  и  сам  не  понимал – что  творил.  Как будто в  него  на  какое-то вре-
мя  вселился  бес. Человека  этого я знал с детских  лет,  был  дружен  с  ним.
За минувшее десятилетие он  о  себе  ни  разу  больше не напомнил. Жив ли,
нет ли – не знаю.
   10 февраля. 170 лет назад прозвучали слова: «Солнце  нашей  Поэзии  зака-
тилось!». Но ведь это не совсем так. Солнце Поэзии восходит в каждом  под-
линном, настоящем поэте. Их  немного, но они были  и  есть. Пока жива поэ-
зия, Пушкина не забудут.
   Поздно вечером смотрел по ТВ новый фильм «Пушкин. Последняя дуэль».
Фильм абсолютно бездарный. Ряженые говорящие куклы.  Сценарий,  поста-
новка, игра актёров за редким  исключением  ниже всякой  критики. Как лю-
ди,  не  наделённые  даже  долей  таланта,  берутся  за  подобные  темы?! Это
оскорбление памяти  поэта.
   Да, кино –  условность, игра, простор для  воображения и фантазии. Но всё
должно делаться  талантливо, умело. Нынешняя  эпоха в искусстве – торжес-
тво бездарей. Хорошие произведения  рождаются,  но  крайне  редко (напри-
мер, картина «Остров»).
   Семейственность  в  искусстве –  ужасная  вещь. Творчеством  занимаются
те, на ком природа отдыхает. Закон себе не изменяет.
   12 февраля. Ровно год  назад занёс  на  факультет  журналистики  пед. уни-
верситета (декан – некто Валерий Александрович) свой трёхтомник. Сегодня
сходил, забрал. Потрясающее равнодушие, книг даже не читали. Хотел было
сказать декану кое-что о равнодушии, но вспомнил Пушкина, когда он пенял
Грибоедову  по поводу  его «Горе от  ума».  Книги  передал  библиотеке пед.
университета.  Будет ли  здесь  прок?!
   Наша бюрократия  каким-то неведомым чувством угадывает в моих книгах
смертельную опасность для себя. И  потому делает всё возможное, чтобы  не
пустить  их  к  широкому  кругу  читателей.
   13 февраля. Девяносто второй  год  рождения  замечательной  актрисы  Ли-
дии Смирновой отметил  просмотром  фильма «Дядюшкин сон». Прошел се-
годня  на  канале «Культура».
   Удивляешься  слепоте  и  равнодушию  людей! К ним в дом  приходит  ше-
девр, а они бровью не поведут. Многие люди, прожившие долгую жизнь, да-
же не знают о существовании чудесных  картин режиссёра К. Воинова («Же-
нитьба Бальзаминова»,  «Дядюшкин сон»,  «Дача»)! 
   Дочитал  сегодня  книгу  В. Паули  «Теория  относительности» (1922 г.).  И
что поразительно,  те проблемы, о которых в заключение говорит Паули, так
до сих пор и  не решены. Дискретный  атомистический  заряд  электричества
невозможно непротиворечиво вывести  из  полевой  непрерывной  модели. А
решение-то  задачи  лежит  на  поверхности:  следует  поставить  под  сомне-
ние непрерывность самого поля. Само поле дискретно! Оно соединяет в себе
черты  непрерывности  и  прерывности. Прерывность делает  возможной  ди-
намику поля, а непрерывность обусловливает связь элементов поля. 
   И  как забавны выглядят сегодня  попытки  учёных  той  поры  представить
устойчивую частицу  материи  в виде равнодействия двух сил: кулоновского 
отталкивания  и  гравитационного притяжения; и их совершенно не смущало
различие природы этих сил. Тогда как задача решалась одним махом: вместо
статической  картины  равновесия  двух  сил  вносится динамика колебатель-
ного, осциллирующего рода (дыхание вакуума). Но чтобы  понять это,  пона-
добилось ещё 60 лет.
   14 февраля. На адрес  первого  канала  ТВ  (программа  «Времена»)  послал
свои  дневники  журналисту Владимиру Познеру. Возможно,  это  моя  самая
большая ошибка в жизни,  а быть  может – самая большая удача. Познер мне
всегда был симпатичен,  и  как человек,  и как журналист. Помню его первое 
появление  на экране ещё в  начале восьмидесятых  годов прошлого века. Он
как-то сразу обратил  на  себя  моё  внимание.
   На  канале  «Культура»  вечером  идёт  документальный  сериал  об откры-
тиях одного учёного-биолога. Тридцать лет назад он озадачился  проблемой:
почему аборигены Малайзии  и  некоторые  племена Африки остались в сто-
роне  от  цивилизации,  они  до сих  пор  живут  как   их  предки  тысячи  лет
назад,  кормятся охотой  и  собирательством. Учёный  много думал, анализи-
ровал,  сопоставлял,  изучал;  пришел  к  выводу о революционном  переходе
первобытных  племён  к  землепашеству  и  скотоводству, о развитии орудий
труда, о развитии  производительных сил  и  многое другое. Открытия  этого
учёного-биолога подаются как неслыханные откровения. А мне  подумалось:
милый,  слышал  ли  ты  когда-нибудь  имена Карла Маркса  и Фридриха Эн-
гельса?! То, что ты открыл, было открыто ещё 150 лет назад  этими  людьми.
В каком университете ты учился?! Есть ли там библиотека?!
   16 февраля. Был повод  подумать на тему: человеческое достоинство. Быть
может, одним  из  главных достижений  революции 1917 года было – возвра-
щение человеку его достоинства. Ведь что греха  таить,  при  царском  режи-
ме достоинство людей  низших  классов  ни  в  грош  не  ставилось. Человека
могли  всячески  оскорбить  и  оскорбитель  не  нёс  никакого  наказания, всё
сходило  с  рук.  Таково было  положение вещей,  таково  было  общество.  А
попробуй-ка сегодня  безнаказанно оскорбить  человека  даже самого низше-
го  положения.  В  ответ  услышишь  такой  набор  крепких  выражений,  что
только держись. Недостаток уважения человека к человеку, недостаток куль-
туры,  терпимости,  понимания  порождают   массу  конфликтных  ситуаций.
Взаимное хамство стало  типичным  явлением. Диалектика  понятия  «досто-
инство» и здесь показывает свои уши.
   Взялся  перечитывать сборник «Последний  год жизни Пушкина». Приуро-
чил  к  годовщине  гибели  поэта.
   19 февраля. Под  утро приснился  сон: залетел  ко  мне в  комнату воробей.
Сделав по комнате два  круга, воробей сел  на сухой цветок. Что-то поклевал
на  нём.  Цветок  опрокинулся  и  воробей  оказался  прямо  передо  мной. Со
взлохмаченными на головке перышками, с каким-то человеческим  взглядом
раскосых глаз,  как  у  моего первого сюрприза  этого года О. Л.  Я  протянул
ему семечко. Воробей смело взял его и… сон прервался. 
   О. Л.  приносит  мне  много  страданий.
   А  не сделаться ли  мне детским  писателем?! Бросить ведение этого безра-
достного дневника и начать писать рассказы для  детей. О лохматом воробье
Тришке, о хромоногой собаке Даше, о соседской черепахе Тортилле. 
   И действительно, чем бранить тьму, лучше зажги свечу.
   На  прогулке подумалось: романс Глинки «Я  помню чудное мгновенье…»,
несомненно, один  из лучших  русских  романсов. Удивительно красивая ме-
лодия! Заслуга здесь не только композитора Глинки, но прежде всего – Пуш-
кина. Его стихотворение породило глинковскую  прекрасную мелодию. Кра-
сота  мелодии  рождена  красотой  и  гармоничностью  стиха.   И  так  всегда.
Вспомните  песни  блатного  или  уголовного  репертуара.  Какая  примитив-
ность мелодии  или  вообще  её  отсутствие, одно  бацанье.  Бездарные стихи
никогда не родят хорошей музыки.
   И снова в одной  передаче ТВ  прозвучал  сегодня  вопрос о  национальной
идее. Десять  лет,  даже  больше,  носятся  с  этой  идеей  и  никто толком  не
может её сформулировать. Тогда как  идея  эта лежит  на  поверхности,  идея
эта присуща всему живому, а  именно: выжить  и  сохраниться. Но выжить и
сохраниться  не  за  счёт  погибели  или  угнетения  других, а  благодаря  вза-
имной поддержке и помощи. У  России  были  и  есть  противники  её  сохра-
нения. Внутренний  враг – вороватое,  бесчестное  чиновничество, люди, ме-
шающие научному,  культурному,  экономическому развитию страны; внеш-
ний враг – люди,  мечтающие о развале России, о завладении  её  сырьевыми 
и энергетическими  ресурсами. Чечня – это пробный шар; устоит Россия или
рухнет? Где тонко –  там и рвётся. Не получилось. Но  цену  народам  нашим
пришлось  заплатить  великую.   И   всё-таки   внутренний  враг   пострашнее
внешнего. Он разрушает организм изнутри.
   Однако  сегодня  есть  надежда  на  благополучное  будущее России. На за-
щиту её вновь,  как  и  встарь, выступили  Три  богатыря. Люди ещё не видят
богатырей,  но  топот  их  боевых  коней уже слышен  на  просторах  страны.
   21 февраля. Вчера вечером  смотрел  по ТВ док. фильм о замечательной ак-
трисе  Екатерине  Савиновой. Талант  от  Бога.  Драматично  жила,  трагично
ушла.  А   режиссёра  Ивана  Пырьева  я   возненавидел   лютой  ненавистью.
Фактически  он  не дал  расцвести в полную силу великому  таланту Савино-
вой. Вот  и  говори  после этого: гений  и  злодейство несовместны. Совмест-
ны, да ещё как! Что ему, б..дей было мало?! На кого он покусился?!
   Главная ошибка Катерины в том,  что она в  начале  пути  не  связала  свою
жизнь со сценой,  с  театром,  а  доверилась  кино. Сцена – вот её  настоящая
стихия. А  кино бы  от  неё  никуда  не  ушло.
   К слову  сказать, Савинова  прекрасно  исполнила  роль  Матрёны  в  филь-
ме «Женитьба Бальзаминова».  Видел в  этом  образе актрису огромное  мно-
жество раз  и  всё равно образ  не  бледнеет,  всё  также ярок  и  выразителен.
Драматург А. Н. Островский – совершенно  её  автор. 
   23 февраля. Смотрел  по ТВ док. фильм «Лев Троцкий. Тайна  мировой  ре-
волюции». Оказывается,  революции в России 1917 года  делались  не только
на немецкие марки,  но и английские фунты и американские доллары. В кру-
шении романовского самодержавия были заинтересованы  прежде всего про-
мышленники  и  банкиры Америки. Они заварили  эту бучу, столкнули евро-
пейские страны в  империалистической войне, чтобы  на  этой  войне  делать
большие деньги. Всё  нынешнее  богатство Америки  пропитано запахом  че-
ловеческой  крови. Парвус, Троцкий,  Ленин  были  всего лишь  марионетка-
ми в руках  умелых  кукловодов. Троцкий  и Ленин считали, что они исполь-
зуют деньги  капиталистов для  их же погибели. На самом же деле использо-
вали  их,  их  темперамент,  ум,  глупость.
   По мнению американских  промышленников  и  банкиров, европейские мо-
нархии начала двадцатого века изжили себя. Нужен  был  только  небольшой
толчок, чтобы они рухнули. А для  этого надо жать на больные  мозоли: Гер-
мания – колонии, Россия – Балканы.
   24 февраля. Купил и посмотрел впервые новый худ. фильм режиссёра Э. Ря-
занова  «Андерсен. Жизнь без любви».  Признаюсь,  ждал  большего.  Ничего
исповедального в этом фильме не увидел. А то, что в  конце  картины Бог го-
ворит Андерсену: «Ты  дурак,  Андерсен, что прошел  мимо такого чуда, как
любовь женщины. Тут,  как  мужчина, я  тебя  не одобряю» – то здесь, кроме
наивно-глуповатой авторской усмешки, я  ничего не вижу. Картина фальши-
вая, лживая. Даже само  название  фильма  лживо. В жизни  Андерсена  была 
любовь,  и  редко  кто  из людей  умел  так  любить,  как Андерсен. Это было
чистейшее воплощение чувственности. Но правды боятся, правду скрывают.
   Не надо было Рязанову браться  за  подобную тему. Гений – всегда великая
тайна. И касаться этой  тайны без дозволения Вышних  сил - опасно. Автора-
ми,  как  мне кажется, руководило минутное настроение. Они совершенно не
поняли истоки творчества датского сказочника. Хотя слово «страдание» бы-
ло произнесено, но так  можно сказать и о человеке, страдавшем вечной зуб-
ной болью. Когда непосвящённые люди начинают судить-рядить гения, кро-
ме конфуза, ничего не выходит. 
   Этот фильм ещё раз  показал,  как  мало в  мире настоящей любви. Любовь
и секс – абсолютно разные вещи!
   26 февраля. Совершил сегодня  традиционную  предвесеннюю прогулку по
льду реки  Вологда от Петровского домика до Соборной  горки. Самый  луч-
ший  зимний  проспект  города:  ни  машин,  ни людской сутолоки. Простор- 
но, красиво… И к тому же погода сегодня замечательная: совершенно весен-
нее солнце, весеннее небо. Чудо как хорошо!
   Вчера  в  одной  информационной  программе ТВ  показали  сюжет  о  бед-
ственном положении некогда очень  популярной  комедийной актрисы Тама-
ры Носовой. Одинокая, разбитая параличом, лежит в квартире,  где хозяйни-
чают  крысы  и  тараканы. А кругом соседи, люди, многомиллионный город!
И никому никакого дела. Не будь этого сюжета – так никто бы и не узнал.
   К слову  сказать, Тамара  Носова  чудесно сыграла  эпизодическую  роль  в
фильме «Женитьба  Бальзаминова». Она  была  украшением,  яркой  краской
каждой  картины,  где  появлялась.
   28 февраля. Учёному  и  просветителю  Юрию  Михайловичу  Лотману  се-
годня  исполнилось  бы  85  лет.  По  видео  пересмотрел  несколько «Бесед о
русской культуре».
   Недавно  услышал:  счастье – это  отсутствие  несчастий.  Подумалось:  су-
ществует  множество определений  счастья,  но  никогда не будет единствен-
ного,  претендующего на истинное. Можно ли одной фразой определить лю-
бовь,  дружбу,  какую-либо страсть?! Нет. Всё  это будет субъективно,  неод-
нозначно, относительно. В этом  многообразии,  в этой  многокрасочности  и
заключается  прелесть жизни. Здоровая душа воспринимает мир в многоцве-
тии, больная душа – в бесцветии.