Я и Берия

Таня Устоева


«Лаврентий Палыч Берия
Не оправдал доверия»
Строки из известной песни.

Когда  году в 1956 пятилетней девчонкой въехала в новый дом – нашей семье государство вместо девятиметровой комнаты, выдало двадцатипятиметровую, то стала жить в КГБэшном доме, в Троицком переулке. Это оказалась трехкомнатная квартира, где в двух комнатах проживал бывший полковник КГБ с матерью и женой. Раньше вся квартира принадлежала ему, а потом его дочь вышла замуж, уехала к мужу, а к власти пришел незабвенный Никита Сергеевич Хрущев, и всем кэгэбэшникам сделал «козью морду», урезал половину пенсии, и уплотнил квартирки.
 Ох, уж какие слова говорили эти пенсионеры про Хрущева, играя в домино под нашими окнами, это отдельная песня.
А тут моя бабушка впервые вышла во двор, посидеть на скамейке, ей и поведали историю нашего подъезда. Оказалось, прямо над нашей квартирой, но на втором этаже, и жил легендарный «душитель свободы», пока еще не достиг самой большой власти в стране, а был одним из многих.
Путь к власти шел через эту квартиру – сначала ее стены обили дубовыми панелями, потом стал ездить с охраной, а после покинул насиженное место и переехал в известный всем особнячок.
Но его панели дубовые я видела – бабка одна сводила на экскурсию. Так, что и мне удалось приобщиться к истории.
Повезло, что таким способом, а не эдаким, как некоторым, что были более близки Лаврентию Павловичу.

P.S. Историю мне тут недавно рассказали мои друзья, а им, их друзья,  постарше. Была такая наука при социализме, генетика – продажная девка капитализма. И уже было Политбюро, или еще кем-то принято решение, что квантовая физика ейная сестра, этой самой генетики. Тоже продажная девка. И списки уже составлены – кого из физиков сажать в первую очередь, а кого просто припугнуть, чтобы жизнь медом не казалась.
И тут Лаврентий Палыч Берия пришел в атомную шарашку, которую курировал и спросил у Курчатова и коллег:
-Вам как, эта самая квантовая физика нужна, чтобы бомбу сделать, или не очень?
А мужики ему и ответили:
-А то! Никак без нее не выйдет, без квантовой физики. Не тогда взорвется. Или еще чего непредвиденное случиться может.
-Ну, тогда ладно, - произнес Лаврентий Палыч и убедил Группу Товарищей отменить решение насчет продажности квантовой физики.
Что и было исполнено Партией.
И  Группой Товарищей.