Борьба за место под Солнцем

Нина Ядне
Как-то приезжаю в один посёлок, где организован хороший музей, вхожу в зал, а пожилая женщина-ненка вела экскурсию. Вдруг, увидев меня, она остановилась и с улыбкой сказала: «Вот Нина Николаевна Ядне, которая своей жизненной позицией и своим творчеством заставляет нас, коренных, думать о прошлом своего народа, пробуждает наше самосознание: кто мы такие? какого рода? что знаем о своих отцах, дедах и предках? Порой мы даже не осознаем, какую огромную пользу приносит она своими статьями, выступлениями, книгами, всей своей необычной и яркой жизнью! Таких людей у нас нет, её надо беречь!»

Такие высказывания западают в душу. После таких встреч хочется работать ещё больше и лучше. Но для этого таким людям, как я, которые пишут книги, нужно создавать хорошие условия: нужна хорошая квартира, хорошая зарплата, чтобы не ходить и не просить денег на самое необходимое.

К сожалению, у меня нет никаких условий для полноценной работы над книгами, статьями. Покупка необходимых предметов быта, продуктов, вещей для меня становится проблемой, потому что никаких источников дохода нет, а на мизерную пенсию человек не то что писать – даже жить не может нормально.

Борьба за место под Солнцем, за то, чтобы как-то выжить в этом мире, отнимает много сил и нервов, не даёт реализовать многие идеи, написать новые книги.

Меня часто обманывали, травили, унижали моё человеческое достоинство, оскорбляли без всякой причины только за то, что не подхожу под общую мерку, на меня устраивали гонения власть имущие, увольняли с работы без всякой причины, устраивали проигрыш на выборах, а если я занимала первое место на выборах в Госдуму ЯНАО, то такие выборы отменяли под любым предлогом; не пускали на мероприятия.

До 1988 года мои статьи, рассказы не печатали ни в каких газетах и журналах, потому что представители властных структур, которые отвечают за идеологию в округе, велели во всех редакциях занести моё имя в чёрные списки людей, которых печатать запрещено. И это в наше время!

Всё это происходит потому, что у власти остались те же самые комсомольцы и коммунисты! А представители коренных народов Севера, добравшиеся до власти, делают всё, чтобы Нина Ядне нигде не появлялась, чтобы никто не приглашал её ни на какие мероприятия в округе, чтобы её не избирали никуда, чтобы даже имя её нигде не появлялось. Они наделены слишком большим чувством зависти к талантливым и умным людям. Просто они никогда не переживут успех Нины Ядне в том или ином деле!

А если рассуждать по-человечески, то именно они, представители коренных народов Севера, наделённые властью, должны заботиться о своих людях: помогать им, продвигать их, устраивать на работу, ходатайствовать перед губернатором о трудоустройстве образованных, умных, с опытом управленческой работы, знающих законы, авторитетных людей своих народов, которые могут принести пользу не только северным народам, но и всему обществу.
А если они не думают о таких людях, мыслящих и активных, то зачем трещат с высоких трибун: «У нас нет национальных кадров!»

Сорок лет живу и работаю в Надыме. Много раз бывала в Новом Уренгое, Ноябрьске, Муравленко, Губкинском и других населённых пунктах нашего автономного округа. Везде и всюду вижу неподдельный и возрастающий интерес к жизни, истории и культуре коренных народов Севера. Это меня радует, как и интерес жителей промышленных городов и посёлков к моему творчеству, лично ко мне как писателю и человеку.

По моим книгам дети и студенты изучают краеведение и литературу народов Севера. Это конкретная помощь тем детям и взрослым, которые хотят знать. Только от властей округа и городов нет признания моих заслуг за труды по воспитанию и просвещению народа.

Быть первым во многих делах, касающихся жизни моего народа, нелегко. Нужна большая сила воли, твёрдый и стойкий характер, уверенность в правильности избранного пути, желание изменить жизнь к лучшему, просто мужество...

Вот такой отрывок из моей повести «Как живёшь, тундровик?» я решила отправить на Проза.ру в День своего Юбилея.