Жадность

Иван Гауди
                «ЖАДНОСТЬ»


  Я долгое время живу в Европе, но довольно часто летаю в Россию, чтобы проведать родственников, повидаться с друзьями и встретиться с одноклассниками. Иногда мне приходится пользоваться транзитными рейсами с пересадкой в крупных аэропортах, где я вынужден ждать своего рейса несколько часов подряд. В таких случаях скучаю в зале ожидания или занимаю какое-нибудь укромное местечко, чтобы убить время и понаблюдать за пассажирами, в том числе и за своими соотечественниками.
  Трудно объяснить: почему, но наших людей можно безошибочно распознать в самой разношерстной толпе иностранцев. Раньше советские туристы выделялись безликостью одежды и скованностью в общение. Сейчас же «новые русские», выезжающие за границу, одеваются намного богаче европейцев и свободно чешут на любом языке.
  Следовательно, причина нашей яркой этнической принадлежности кроется не во внешнем виде, а в чём-то ином!
  Да, россияне научились чётко определять свою гражданскую идентичность не по языку, шмоткам и жлобским повадкам: модников и хамов в избытке хватает в каждой стране. Видимо имеется что-то неуловимое в выражении наших милых лиц и прекрасных глаз, нечто дерзкое и необъяснимое в нашем поведении, что сразу говорит окружающим: господа - хорошие, извините, подвиньтесь, - «русские идут»!
  Но имеется одна специфическая особенность у большинства наших туристов, которая отличает их от всех остальных людей планеты земля. Так, например, когда на чужбине случайно встречаются американцы, французы, немцы или итальянцы, они, пусть и формально, но обязательно окликнут друг друга, после чего, если позволит время, могут пропустить по стаканчику: виски, пива, вина, поболтать и обменяться впечатлениями.
  Русские же в таких ситуациях сделают вид, что они не понимают родной «великий и могучий», и начнут усиленно маскироваться под иностранцев, злобно шепча сквозь зубы: «понаехали, блин, тут - никуда от них не деться»!
  Так происходит не потому, что представители других развитых народов намного нежнее относятся к ближним своим. О любви здесь речь вообще не идет! Просто жители развитых стран обладают более высоким уровнем общей культуры, а это значит, что они с детства привыкли уважать права соседей по общему социуму, имеющих с ними одни цели и задачи, которые им приходится вместе решать. Наш же народ настолько разобщён, что, если он не воюет и у него отсутствуют внешние враги, то он обязательно найдёт их среди своих. Причём, наши сограждане будут проявлять при этом полное неуважение к правам окружающих и невероятное звериное хамство по отношению друг к другу.   
  Кто знает, быть может, причина взаимной ненависти и презрения русских кроется в том, что каждый гражданин нашей великой державы настолько привык в вековому бесправию и унижению, что, находясь вдалеке от своей любимой родины, не желает общаться с лихими собратьями по общему несчастью. Увы, даже от случайного столкновения с нашими "пацанами и барышнями" не стоит ожидать ничего хорошего, поскольку многие из них напоминают беглых каторжников, которые вырвались из тюрьмы за "бугор", чтобы "отвиснуть" там по полной программе и показать всему миру свое пренебрежение к общепринятым нормам поведения.
  Однако бывают редкие случаи, когда «наши» могут очень легко и охотно пойти на контакт со своими согражданами, проявляя при этом максимум внешнего дружелюбия.
  Но именно в подобных случаях следует быть начеку!
  Этот вариант подчёркнутой приветливости и учтивого поведения россиян является самым опасным и непредсказуемым, поскольку такая мимолётная - «транзитная дружба» может принести массу неразрешимых проблем.
  Так в результате знакомства с такой общительной частью наших туристов лично со мною происходили сплошные неприятности. Меня обворовывали и втягивали в семейные разборки с мордобоем, «занимали деньги с большого бодуна» и трепались по моему «хенди» с женихами из Египта и Турции, а сколько было выкурено на халяву моих сигарет, об этом даже страшно вспоминать…
  Но жизнь так устроена, что в ней бывает всякое: негатив сменяется позитивом, день следует за ночью, а свет борется с тьмой... 
  Во всяком случае, в любой ситуации нужно мыслить позитивно и стараться думать о хорошем. Ведь иногда на пыльных перекрёстках далёких дорог судьба сталкивает нас с очень интересными людьми, общение с которыми может доставить массу удовольствия...
                ***
  Однажды я летел в Россию транзитом через Прагу.
  Разница между рейсом составляла массу времени, в течение которого мне пришлось куковать в пражском аэропорту. На моё счастье, там имелось одно уютное кафе, в котором я «приземлился» за «рюмкой чая». В этом баре кроме меня и хозяйки заведения не было никого. Она молча возилась у своей стойки, а я тупо глядел на экран телевизора, по которому транслировался документальный фильм о том, как стая голодных касаток пожирает раненного кита. Сие жуткое зрелище вызывало во мне ужас и напрочь отбила аппетит.
  Я было уже совсем заскучал, когда моё внимание привлёк один ночной посетитель, появившийся у входа в питейное заведение. Это был ярко одетый мужчина, который сначала внимательно обвёл глазами зал, пристально поглядел по сторонам, после чего решительно направился прямо к столику, за которым сидел я.
- Вы, русский? - Произнёс он, хитро щурясь.
- Ну, почти? – Без особого энтузиазма ответил я.
- Почти да, или почти – нет? – Не отставал он.
  Вместо ответа я сухо улыбнулся.
- Случайно, не из Одессы? – Продолжил свой допрос незнакомец.
- Нет, - ответил я.
- Значит, земляки. – Потому, что я тоже не из Одессы, ха-ха-ха! – Громко рассмеялся он.
  Этот человек присел напротив меня, жестом подозвал официантку, заказал себе пива и без всякого вступления начал очень подробно излагать историю своей жизни. Причём, делал он это так чётко и складно, как актёр, читающий наизусть текст заученного сценария.
  Я ничего не имел против подобного монолога: мне всё равно некуда было спешить. Замечу только, что этот более чем увлекательный рассказ продолжался несколько часов подряд, прерываясь на короткие паузы, связанные со сменой пивных кружек и небольшие отлучки для отправления моим ночным гостем естественных надобностей.
  Упуская ненужные подробности нашего случайного знакомства, сообщу только, что звали этого человека - Яшей Зелекманом и он, действительно, был не из Одессы, а являлся выходцем из славного города Житомира. Вернее, он проживал в Германии, но родился в Украине, где провёл своё детство, отрочество, юность, молодость и все лучшие годы.
  В момент нашей судьбоносной встречи Яше было уже за шестьдесят. Но он старался выглядеть моложе своих лет, о чём свидетельствовал нарядный вид этого старого щёголя: длинные седые волосы, потёртые джинсы, велюровый пиджак, красный батник и лаковые туфли. При этом он косил в разные стороны, говорил с местечковым акцентом, а ещё слегка картавил и заикался.
  По словам Яши, раньше он работал на очень крупном заводе, естественно, самым «главным инженером». Этот факт из его доблестной биографии меня нисколько не удивил, поскольку почти все наши эмигранты утверждают, что в прошлой жизни они являлись незаменимыми специалистами и только высокими начальниками.
  Продолжая свой панегирик Яша, как бы, между прочим, намекнул на то, что когда-то он ворочал огромными деньгами и решал любые вопросы мироздания. Он уверял, что имя его знает каждый чудак на «батьковщине», а легенды о немыслимой доброте и щедрости Яши Зелекмана до сих пор ходят в народном эпосе. Одним словом, среди самых уважаемых людей Жмеринки и её окрестностей он считался чуть ли не самым крупным подпольным миллионером, олигархом и  меценатом.
  Но, как это обычно бывает: у крупной рыбы – море врагов и океан завистников. Короче говоря, Яша почти убедил меня я в том, что в прошлом он являлся чем-то вроде того кита на мониторе телевизора, которого всё время нашего разговора по-прежнему преследовала и безуспешно пыталась сожрать стая коварных касаток.
  Одним словом, стало понятно, что не все люди на земле относились к успехам Зелекмана однозначно. Так, например, местные правоохранительные органы постоянно преследовали Яшу и в один прекрасный день вполне серьёзно заинтересовались его нелегальной деятельностью. Поэтому Яков решил так: «пока ветер без камней», «слинять» за бугор в тихую, спокойную Германщину, чтобы отсидеться там до наступления лучших времён. Так, он воспользовался своим семитским происхождением, по-быстрому оформил документы и тихо отвалил на ПМЖ.
  Однако, «для поддержания штанов» Яша оставил на родине один небольшой гешефт, который приносил ему "не бог весь какой, но всё-таки доход, которого вполне хватало на хлеб с маслом". В итоге Зелекман не прогадал и остался при хорошей «капусте», обеспечив себе безбедную старость. Правда, время от времени Яше приходилось мотаться в Украину, чтобы решать проблемы бизнеса, а там, как говорится, "не подмажешь - не поедешь". Для удобства, комфорта и сохранения делового авторитета в родном городе, Яков отправлялся из Германии в Украину на своём собственном автомобиле престижной марки «Мерседес», вызывая фурор у изумлённых друзей и чёрную зависть у конкурентов, чтоб они все сгорели. 
  «Однако пару месяцев назад, - посетовал Яков, - когда я в последний раз проходил эту «грёбанную» границу, у меня – таки возник непримиримый конфликт с таможней. И теперь, я – Яша Зелекман, как последний поц с детской карусели, должен возвращаться в Европу на обычном рейсовом самолёте».
  На этом месте, мой собеседник сделал паузу, хитро поглядел на меня и спросил:
- И, вы, хотите знать, уважаемый господин - товарищ, что произошло?
  Я развёл руками, как бы, отвечая: «дескать, не очень, но, если надо, то излагайте».
  И Яша продолжил своё неспешное повествование.
  Оказалось, что каждый раз, пересекая украинскую границу, он вёз в своей машине немного сигарет: так, несколько блоков – чтобы оправдать дорогу и затраты на бензин. Естественно, ему приходилось платить хохлам с таможни немного денежек за то, чтобы они делали вид, что не замечают его «мелкооптовую контрабанду».
  Вскоре Яшу Зелекмана знали все бригады стражей границы, и он регулярно платил им положенную мзду. Такой расклад устраивал обе стороны: а, кому в наше время помешает лишняя копеечка. Короче, всё шло как по маслу, пока между ним и таможней не произошли досадные разборки на почве взаимного непонимания.
  В один прекрасный день, Яша не успел купить сигареты и подъехал к границе без запрещённого груза. Он, как обычно, поздоровался за руку с дежурным таможенником, но, увы, на этот раз ничего в ней не оставил.
  «Извините, а за что?! – Подумал Зелекман.
  Таможенник же с тоской поглядел на свою пустую ладонь, и обратил свой возмущённый взгляд на Якова, типа:
  «Ты, что, «козёл», совсем охренел»!?
  Зелекман виновато улыбнулся и ответил шёпотом, дико извиняясь:
- Добрая душа, дело в том, что я сегодня еду пустой…
- Не понял? – громко ответил таможенник, тупо глядя на Яшу.
- У меня… это, - начал заикаться Яша, - ну, короче, нет сигарет… 
- Каких сигарет? – Повторил свой вопрос таможенник и в его глазах блеснули молнии.
- Я, это…- промямлил Яша, сконфузившись, и тут же пожалел о своей внезапно проснувшейся честности.      
- Значится так, - грозным командным голосом объявил таможенник, - раз ты стал таким принципиальным, прошу отогнать машину в ангар для более детального осмотра.
  После этих слов в Яшиной душе что-то резко оборвалось.
  Он вдруг отчётливо понял, что ему настал, так сказать, «полный и окончательный трендец», а, может быть, и хуже. В голове Зелекмана промелькнули фрагменты всей его непутёвой жизни и печальные факты из истории своего бедного и вечно гонимого народа.
  Однако трезвый голос разума подсказывал Якову, что вины его нет, а, следовательно, и бояться ему – нечего.
  Тем временем «Мерседес» Зелекмана загнали в бокс и начали «шмонать» до винтиков. Сначала машину обнюхала собака, затем бригада таможенников обыскали каждый сантиметр салона. После этого специально обученные техники полностью разобрали и собрали "в зад" его авто, но...
  Ничего запрещённого в ней так и не нашли!
  Яша внимательно наблюдал за каждым движением блюстителей границы, а когда они, наконец, закончили, он ощутил себя на вершине восторга.
- Я же вам говорил, что чист. – Довольно улыбаясь, подмигнул Яша бригадиру.
- Ну – ну, - зло прошипел он.
- Так можно ехать? – Спросил Яков, гордо усаживаясь на водительское сидение.
  Бригадир махнул - было рукой, но потом взгляд его, вдруг, замер на передней панели автомобиля.
- А, это что – такое?! – Он пальцем указал на книжку, лежащую перед Яшей.
- Что, где? – Растерялся Яков.
- Да вот, вот это – что такое?! – Таможенник отворил переднюю дверь и потянулся к панели.
- Это – книжка! – С облегчение констатировал Яков.
- Ваша?
- Моя!
- Это очень хорошо!? – Таможенник взял её в руки и начал листать страницу за страницей, после чего довольно улыбнулся и громогласно произнёс:
- Да, но – это не просто книжка!
- А, что же ещё? – Испуганно воскликнул Зелекман, чувствуя мелкую дрожь во всех конечностях.
- Эта роман Шевченко – Тарас Бульба? – На лице бригадира появилась счастливая улыбка победителя.
- Ну - у - у?! – Яшин голос задрожал.
- Год издания: 1928 году?! – Ликовал таможенник.
- Ну – у – у, старая, – грош цена в базарный день?! – Натянуто улыбнулся Зелекман.
- Грош, говоришь?! – Усмехнулся таможенник, после чего голос его стал официальным и он строго добавил. – В соответствии с действующим законодательством Украины эта вещь признана государственной собственностью и запрещёна законом для вывоза за её границы.
  Бригадир вызвал понятых, составил протокол и всё сделал согласно установленному порядку: в отношении Якова Зелекмана тут же было возбуждено уголовное дело по факту контрабанды, а его «Мерседес» конфисковали, как техническое средство, используемое для осуществления преступной деятельности…
                ***
- Вот, так я стал контрабандистом за вывоз за бугор Тараса Шевченко! – Печально улыбнулся Яков. – Но, если вы думаете, что это – всё,  так это ещё далеко не всё – главный «Тарас Бульба» ждал меня впереди!
  Яша отхлебнул пиво из очередной кружки и вопросительно поглядел на меня.
- Хотите узнать, чем всё же это закончилось?
  Я пожал плечами, показывая своим видом, типа: «на ваше личное усмотрение»!
  Конечно, я предполагал, что с Зелекманом должно было произойти нечто ужасное, но концовка Яшиного рассказа превзошла все мои самые скептические ожидания. Случилось то, что в априори не должно было случиться, но…
  Яков был вынужден остаться в Украине: сначала как обвиняемый, а потом и в качестве подсудимого. Все Яшины попытки откупиться на стадии предварительного следствия, увы, не увенчались успехом – следователь проявил редкую принципиальность и категорически отказался брать от Яши конверт с деньгами.
  Однако когда Зелекман предстал перед судом, ему повезло чуть больше.
  Хотя, то, что там произошло трудно назвать везением…
  Короче говоря, после долгих переговоров через своего адвоката, судья «пошёл на встречу» Якову и пообещал ему «пустить дело на тормозах». В понимании судьи это означало: не давать Зелекману «на полную катушку», а ограничиться условным наказанием и денежным штрафом. Сначала Яша дико обрадовался, но когда узнал размер требуемой взятки, то ему стало не по себе.
  Судья объявил сумму, равную стоимости арестованного «Мерседеса» и сам этот чудо - автомобиль в натуре. Это выглядело как откровенный грабёж среди белого дня, но от подобных предложений правосудия, как известно, невозможно отказаться. В противном случае, Фемида могла шибко разозлиться и отправить Якова Зелекмана на полное содержание за государственный счёт, а так же конфисковать всё его движимое и недвижимое имущество. К уголовному наказанию Яши прилагались дополнительные меры воспитательного характера, как то: официальное уведомление криминальной полиции ФРГ о преступной деятельности гражданина Украины со всеми вытекающими из этого последствиями.
  А для Яши это было пострашнее расстрела!   
  Яков был вынужден согласиться, подумав не больше минуты, но эти тягостные мгновения показались ему вечностью. Он впервые в своей жизни почувствовал, что его «развели», как последнего лоха. Теперь Зелекман одним махом мог потерять всё нажитое честным трудом, а главное – бесценный статус эмигранта,социальное пособие и постоянный вид на жительство в Германии.
  И виной тому стала его собственная скупость, которая, как известно, часто граничит с глупостью…
                ***
  Яков какое-то время сидел молча и печально глядел в сторону.
  В это время объявили рейс на Ганновер.
  Яша, вдруг, оживился, встрепенулся и протянул мне свою руку.
- Приятно было познакомиться! – Произнёс он уже бодрячком, после чего поднялся и быстро пошёл в сторону выхода.
  Я же ещё долго сидел в баре, а когда пришло время расплачиваться за себя и за пиво, выпитое моим ночным собеседником, я вдруг подумал:
  «Как же всё-таки правильно говорят коренные одесситы: «жадность фраера сгубила»…