В мире клоунов

Ник Карелин
"Дай душу собакам, дай бисер
свиньям, самое главное дай".
(фрагмент апокрифического евангелия)

Эта история, произошла одним пасмурным дождливым днём, когда начался осенний листопад. Учёные, называют это природное явление "апоптозом". В стране Вечной Осени, мы привыкли считать его событием приближающим "Осенней карнавал Смерти".
Доброго времени суток, мистер Рыжий клоун, - подумал кто-то на небесах, когда грянул злополучный выстрел.
Может быть, это случилось так внезапно, что для многих стало ясно: "Он просто устал и тронулся рассудком. Тронувшись рассудком, он тронулся в путь. Куда, с приходом старости, уходят все клоуны, совершая преступление против времени".
А когда, известие разлетелось по всей округе, каждый житель страны Вечной Осени, сказал: "Клоун не мог так просто уйти. Он даже ни с кем не попрощался".
Но многие желающие, могли лицезреть ужасную, в некотором роде, неприличную картину: покойник был жутко весел.
Очевидно, тот, кто всё это затеял, при жизни был настоящим весельчаком. Иначе бы, не распорядился похоронить себя в праздничном клоунском наряде, в котором появлялся на публике, в те незапамятные времена, когда старики слушали мелодии The Beatles и Rolling Stones на виниловых пластинках. Рыжий клоун носил грим, узнаваемый всеми, в виде расплывшийся от счастья улыбки. Этот грим не стереть с его лица уже никогда.
В Мире клоунов, так может показаться обычному наблюдателю, царит настоящий хаос. "Если ты уродлив - стань хорошим танцором", - говорят сами клоуны.
Эти, до безобразия странные люди, ведут себя так, словно для них ни писаны никакие правила. Если говорить об искусстве "представления", может показаться, что эти парни до конца жизни преданы своему ремеслу. Уверяю вас, это не так!
 Всегда найдутся любимцы публики. Но есть и другие. При появлении этих клоунов, детишки испытывают непреодолимый страх. А иногда смутное, невыносимое чувство злого лицемерия. 
Прежде чем начать свой рассказ (видимо, я им вполне увлёкся), не для протокольной грамоты, но ради письменной ясности, назову своё имя и род занятий. Вы можете звать меня Разумник. Я не клоун, если вы об этом подумали. А, как бы это точнее выразиться, - "Мастер скорбных дел".
Когда-то, давно, в году 1969, когда я был ещё ребёнком, мой отец взял меня с собой на "Осенний карнавал Смерти". Первые впечатления, как ни странно, были связаны с клоуном по кличке Джек. Его боялись многие дети. Вовсе не потому, что он был мрачным филином, когда выходил на арену цирка, напротив, он всегда казался задорным парнем. Взрослые не замечали особой разницы между Джеком и его братом, - Рыжим клоуном, который, в тот памятный день, не дал представления, по причине вывиха шеи.
Именно в этот день, я сразу раскусил Джека, вызвавшего у меня чувство опасности. Он ненавидел маленьких детишек. Можете себе представить, на сколько их огорчила новость о том, что Рыжий клоун свернул шею, и находится в больнице. И как, спустя семь ночей после праздника, порадовались детишки, узнав, что Джек на своём фургоне влетел в курятник.
Очевидцы происшествия подтвердили, что клоун был зверски пьян, когда вёл машину на абордаж. В его фургоне громко звучал киберпанк-рок. По чистой случайности он унёс с собой жизнь Эллис, которая являлась подружкой Рыжего Клоуна, но в последний момент, сбежала от него к Джеку. Поговаривали, что после взрыва, мозги Джека разметались по всему страусовому заповеднику. Кто знает, заслуживал ли он такой участи?
Спустя много лет, я пытался осознать, как в голове совершенного безумца, каким был Рыжий клоун, мог зародиться столь гениальный план? Как оказалось, ни кто не понял его чудачества. И многие пытались его осуждать.
После того, как по округе покатилась молва, будто Рыжий клоун пустил себе пулю в лоб, на каждом перекрёстке, можно было услышать: «Как же это мерзко. Господь, не примет подобного малодушия», - твердили те, кто его в частности, даже не знал.
«Впрочем, какое это имеет значение. Ведь этого чокнутого, непременно упакуют в трупный мешок, заколотят в деревянный ящик, закопают на пять метров в землю, и дело в шляпе. Никто, там, наверху об этом не узнает. Даже сам Буратино, не подточит своего, до безобразия длинного носа. Этот парень был из тех, кто просто любит сме(рть)х».   
Но как они смеют, – думал я. Как, посмели они, так откровенно притворяться? Кто давал им право, делать из клоуна мученика? Разве они не понимают одного, - умер Великий Клоун. Музыканты, играйте мажорный блюз. Покойник смеётся над вашими скорбными лицами.
Парень в сером, под мышь пальто, положил венок рядом с гробом. Напряжённо дыша, поцеловав клоуна в губы, он удалился прочь. Я взглянул на венок. На чёрной ленте, крупными золотистыми буквами, было написано:
                БОЛЬШЕ НИКОГДА   
Друзья приблизились к могиле клоуна, чтобы почтить его память, и прочитать молитву за упокой его прокажённой души. Священник же, не находил слов, его любопытству не было предела.
В неуловимом движении, моя рука, подхватила скатившуюся с лица ртутную слезу. Думал ли я когда-нибудь: о нелепой смерти, нелепой жизни и нелепом клоуне? Всё что я хотел знать, это то, что клоун мёртв, а значит, теперь уже не воскреснет никогда. 
Никому не доведётся услышать его вздорного смеха. Но, ведь он был клоуном! И разве об этом он мечтал? Кому, как ни мне знать обо всех его безумных и необратимых по своей природе выходках. И если кто-нибудь пробовал без причины скалить зубы прохожим, это не даёт права, считать себя таким же незаурядным клоуном. Среди нас с вами, пожалуй, найдется недюжинное количество зубоскалов, больше лоботрясов. И пара юродивых, как правило, это семейная пара. Но только клоун сделает так, чтобы всем, по-настоящему, было весело.   
Но давайте, всё же, отойдём от рассуждений. И вместе вернёмся к начатой истории.
Итак, я смотрю по сторонам, и вижу, как вокруг все зевают. Замечаю компанию отважных мальчишек. Их нельзя упрекнуть в трусости. А ещё, от них всегда много шума. Только на сей раз, они находится под тщательным надзором у своих родителей. Я тоже за ними наблюдаю, пока они ёрзают и переглядываются друг с другом. Я знаю, что им не терпится поскорее отсюда удрать, чтобы, наконец, поиграть в войну.
Театр военных действий, несомненно, увлечёт их и наполнит беззаботное детство сладким клубничным сиропом, подмешав в него достаточно дегтя. А как на счёт одной поучительной истории?
Детям трудно понять, отчего их родители, насупившись, топчутся на одном месте так, что вполне смахивают на стаю пингвинов. Почему они всё время молчат, и цыкают на своих чад, чтобы те тоже помалкивали. Им что, и впрямь, жаль этого парня, который "сыграл в ящик". А теперь лежит усыпанный бумажными цветами, и улыбается всем  напоказ до ушей? Он смешной. Ну, зачем они вырыли для него такую глубокую яму? Он мог бы ещё многих развеселить. 
Если бы я был клоуном, то непременно бы решился подойти к этим забавным мальчуганам. И подбодрить их своей улыбкой. Мне бы даже не пришлось ничего делать. Изображая клоуна, который скончался, из-за того, что отказало сердце, надорвался пупок от безжалостного и неумолимого, потешного смеха за стойкой в баре. Радовать людей, – разве не это смысл жизни любого клоуна?
На Востоке, принято делиться мудростью, там говорят: СМЕЙСЯ, И МИР ЗАСМЕЁТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ. ПЛАЧЬ, И БУДЕШЬ ПЛАКАТЬ ОДИН. 
Насыпав детям в ладони по горсти конфет, с червивой начинкой - каждому, - я с задором подмигнул, одному - самому грустному из всех маленькому мальчику, стоящему в стороне от общей компании ребятишек. Затем, сделал первое, что пришло мне в голову. Я сымитировал выстрел, вытянув вверх указательный палец, воссоздав свист летящей пули.
Не заставив долго ждать, меня тут же обстреляли.
Как жестоки, бывают дети. Каждый из них сделал, хотя бы, по одному контрольному выстрелу. Знают ли они что натворили? Возможно, они не поймут этого никогда.
В очередной раз, я взглянул на клоуна смиренно покоящегося в изящном дубовом гробу. Мой подарок для любимого друга, без всяких сомнений, был лучшим ящиком, из всех, когда-либо сделанных мной.
Я оценил его безмятежную, располагающую, ни сколько не наигранную улыбку. Понимая, что он непременно пытается меня подбодрить. Недоумевая, как легко ему это удаётся.
Оторвав от него свой взгляд, я начал замечать нездоровое всеобщее волнение. К лицам собравшихся мужчин и женщин, прилипали ужасного вида гримасы. И от этого, на них становилось просто невыносимо смотреть. Страх сводил их с ума. Люди бывают напуганы, совершив нечто ужасное, только в своих воспоминаниях, предпочитают не возвращаться к этому никогда.
В толпе из тысячи ликов, я заметил одну очень красивую девушку, с внешностью придворной куклы. Это была Эллис. Именно её боготворил Рыжий клоун. Но, по правилам неведомой игры, - смерть с непревзойденным равнодушием разменивается теми, кого мы больше всех любим. Эллис умерла по вине пьяного клоуна, по прозвищу Джек, совершив ошибку. А теперь, она снова вернулась за своим возлюбленным. Чтобы не расставаться с ним больше никогда.
Мне, вдруг, стало не по себе. С трудом, представляя, что нужно говорить в подобных случаях, я впервые почувствовал ужасную неловкость. Да, и что я мог сказать? Сквозь щели ада, Джек наблюдал за нами. А Эллис продолжала смотреть на меня. Она была так прекрасна в своём вечернем наряде, в котором последний раз, её видели в компании с Рыжим клоуном.   
Клоуны могут быть так же несчастны, как все люди. И чтобы сделать нас немного счастливее, они рисуют улыбки на лицах. Только "НИКОГДА", как избавиться от этой необратимой мысли? И что случиться, если мы не сможем найти своего счастья в чужой радости? Возможно, мы просто исчезнем. Исчезнем навсегда!
Не в силах больше сдерживать себя, я вырвался из теснившейся толпы насмешников. Растолкав всех, отдавая себе, отчёт в том, что на меня смотрят всё те же глупцы, понимая, что их лицемерие, хуже, чем ненависть, и что их привело сюда чистое любопытство, - жажда разоблачить смерть, наблюдать её белый танец, и быть не при чём, - я рухнул на землю. 
Сквозь меня пронеслась бесконечность. Подумать об этом, так просто. Но едва ли, кто-нибудь способен исчислять время подобными категориями. Между тем, я пролежал на холодной земле несколько минут. Превозмогая боль в голове и тяжесть в ногах, после стремительного помутнения, мне захотелось вновь подняться.   
Очнувшись, я открыл глаза и обнаружил, что рядом со мной лежит крест, который, я отчаянно выдернул из земли, находясь в приступе беспамятства. Об этом можно было судить по изумлённым глазам публики. 
Поднявшись на ноги, я обратил взор на отпрянувшую назад толпу. Толпа словно впивалась в меня своим птичьим взглядом. Никто не попытался приблизиться, чтобы поддержать меня. А когда я сделал первый шаг на встречу к людям, они испугано отпрянули назад. Тем самым, указывая на то, что я для них безумный Пророк.
И то, что я увидел, сложилось для меня в одно огромное чувство, – "ответственности" перед несчастными людьми.
Совладав с собой, я изобразил крест. Стоя на могиле клоуна, я распростер свои объятия ко всем людям. И призывал всех стать, хоть немного, снисходительнее друг к другу.   
- Будьте свободны в ваших желаниях. В мои объятия может попасть любой из вас, - говорил я им. - Но если я жалок, улыбнитесь, глядя на меня. В это время звучал оркестр, приглушая чей-то надрывный плач.
Именно в такие минуты, люди не должны плакать. И я здесь для того, чтобы всех вас утешить. Утешить, быть может навсегда.
В детстве я мечтал стать клоуном. Как, могло случиться, что без всякого сожаления, я порвал свою детскую мечту? 
- Прощайте, теперь я ухожу от вас, – сказал я, обращаясь к собравшимся. - Объявляю "Осенний карнавал Смерти" оконченным...
Но люди, почему-то, упорно не желали расходиться. Священник всё бормотал, и сыпал проклятия. Говорил, что снег в аду идет тогда, когда на небо попадает грешник. И сегодня именно тот день.
Словно подтверждению его слов, завыл и разметал по лицу длинные седые волосы Эллис, пронизывающий холодный ветер. Я подумал, что скоро наступит зима. После чего, заметил, как собравшиеся люди стали нехотя расходиться. Только священник всё не унимался. Тогда двое мужиков, взяв его под руки, поволокли вслед за собой.
Увидев это, Эллис засмеялась.
Как только я произнес заклятие параноика, к нам подошёл чудной, взъерошенный тип. Он был одет в серое, под мышь пальто, на его шее пестрил ярко-зелёный шарф. Это был парень, который целовал в губы покойника. 
- Француз, - определил я. - Он забавный. И целуется как-то странно.
- Может, не каждый станет выставлять свои чувства на показ, – заметила Эллис.
Теперь, он попросил выслушать его. Говорил он сбивчиво, невпопад. 
"Жалкая кукла... Гроб... Покойник. Клоун, жив! Только не правильно думать...  злобно называть его намерением, шпионить аз Рыжий клоун. Всё произошло как-то грустно... гнусно... неожиданно... Поддавшись эмоциям, кукла... Гроб... Клоун ... не сумел удержаться... поцеловал друга в засос..."
Вся его пылкая речь была поистине глупа и в тоже время правдива. Ему было замечательно известно о клоуне. Хоть выглядел он, как полный недотёпа.
А пока бормотал несмолкаемый гость, представление, могли видеть все, кто находился поблизости. Рыжий клоун, остался, предан своей публике. Улыбаясь, растянутой до неприличия улыбкой, он, тем самым, радовал всех вокруг.
Дети смотрели на него, открыв от удивления свои рты. Клоун, демонстративно проглатывал шпагу. Отчаянно жонглировал огненными кольцами. Он выпускал на волю, из своего волшебного мешка сотню прелестных живых кроликов. Уходя, он исчез, проходя сквозь зеркало. И по обыкновению, помахал всем на прощание рукой.
В Мире клоунов, так может показаться обычному наблюдателю, царит настоящий хаос... Я смутно представил Джека, с улыбкой Джокера. Затем Эллис, которая утянула за собой Рыжего Клоуна. Теперь, я многое начал понимать по-другому.
Тем пасмурным дождливым днём, когда умер клоун, в силу своего профессионального долга, я был вынужден убедиться в том, что он действительно мёртв. А с мертвецами, как известно, не приходиться ждать новой встречи. Их пристанище – кладбище, которое освобождает каждого от ненужных забот. Печаль развеется спустя время, смирение последует за ним…
Так, все эти годы, блуждая по закоулкам своих кошмаров, я тысячу раз посещал кладбище. Находя здесь покой и пустоту. Зато теперь, мне хотелось бежать отсюда, и не возвращаться больше никогда.
А если это не возможно: забыть про лицедеев, оставив в памяти только хорошие и светлые воспоминания; тогда, я мог бы сделать следующий вывод: Клоуны не умирают! Они просто уходят по дороге, с названием «Nevermore».
Доброго времени суток, мистер Рыжий клоун!

 Конец