Народная избранница

Ольга Клионская
НАРОДНАЯ  ИЗБРАННИЦА



Утром в понедельник шеф вызвал меня к себе.

-- Ну что, молодой специалист... Вот пришла пора и тебе проявить свои профессиональные качества. Признаться, мне в твои годы так не везло. Тут такое дело. Поступил звонок оттуда, – шеф указал пальцем в потолок. – У них запарка, к саммиту готовятся, людей не хватает. А тут депутат из самой первопрестольной по делам приезжал, сегодня отбывает. Необходимо обеспечить ему до отъезда культурную программу. Нужен сопровождающий. Вот ты этим и займешься. Возьмешь машину. Водитель предупрежден. Повозишь депутата по историческим местам, покажешь город. Специально маршрут не выбирай. И хорошее покажи и очень хорошее, -- шеф хихихнул.

– Прояви себя с лучшей стороны. Лишнего не болтай. Базар фильтруй, как говориться. Вот тебе на непредвиденные расходы, -- шеф бросил на стол конверт, из которого торчала крупная купюра. – На кофе там, еще на что. Сдачу привезешь. Я, конечно, не думаю, что депутат позволит за себя платить. Это раньше, до перестройки депутаты были сплошь номенклатурой, небожителями. А сейчас настоящий народный избранник. Из одного котла с нами щи хлебает, знает, что почем. Поезд в Москву в восемнадцать ноль-ноль. Экскурсию проведешь, обедом угостишь и на вокзал. Машину сразу отпусти, водитель только  из командировки, ему отдохнуть надо. Вопросы есть?


Вопросов не было. Крепко зажав в руке лист из блокнота с названием гостиницы, фамилией депутата и номером машины, я вышла из редакции. Апрельский воздух был свеж и приятен. Вот повезло, так повезло! Целый день не в душном кабинете, а в служебном автомобиле с настоящим народным избранником! Непременно будет что внукам когда-нибудь рассказать. А, может, я его по телевизору видела? Наверняка. Как там его фамилия? Я развернула листок и прочла: Черняк Л.С. Нормально! Леонид Семенович? Или Лев Сергеевич? А, может, Леопольд Станиславович? Ну, ладно. Буду решать проблемы по мере их поступления. Он же цивилизованный человек, непременно, при встрече представится сам.


Водителем оказался молодой симпатичный парень. Он сидел в машине и ел бутерброд с сыром. Я отважно распахнула дверь черной «Волги» и села на переднее сидение.

-- Привет. Меня зовут Викторией. Сегодня до восемнадцати ноль-ноль нам вместе работать. Будем возить народного депутата!

-- Привет. Сергей. Ну, депутата, так депутата. Мне все фиолетово. Не первый раз замужем. Куда едем?

***


Гостиница находилась в самом центре старого города. Тонированные окна загадочно мерцали, потрясая воображение пасхальной чистотой. Вахтер в униформе предупредительно распахнул передо мною широкие двери. Вестибюль был выстлан современными коврами с узором в стиле модерн. На одном из четырех лифтов я поднялась на пятый этаж, нашла дверь с нужным номером, глубоко вздохнула и вежливо, негромко постучала.

Дверь распахнулась практически в ту же минуту. Передо мной стояла моложавая ухоженная женщина в элегантном костюме, с сумочкой в руке. На лацкане жакета поблескивал депутатский значок. Было впечатление, что застала я ее не в гостиничном номере, а в салоне парикмахерской. Волосы у нее были  уложены самым тщательным образом, каждая прядочка смотрела в свою определенную сторону и была тщательно зафиксирована каким-то супер сильным лаком.


-- Наконец-то! У вас в регионе, видно, принято опаздывать, -- женщина с возмущением тряхнула головой. Ни одна прядь не шевельнулась. – Какое неуважение!

-- Здравствуйте, -- я не узнала своего голоса. – Сегодня я буду вашим гидом, -- выдавила я начало заготовленной заранее фразы.

-- Редкое счастье. Надеюсь, машина уже здесь? – женщина быстрым взглядом окинула меня с головы до ног. -- Возьмите мой чемодан, у нас мало времени. Поехали, да побыстрее, побыстрее!


Погрузив чемодан в багажник, я обосновалась на заднем сидении. Мысли бестолково роились в  голове. Вот это сюрприз! Депутат! Так это же депутатка! И как же ее зовут? Боже, как неловко получилось. Как же к ней обращаться? Госпожа Черняк? И моего имени она не спросила.  Ну что ж, впереди  шесть часов общения, надеюсь, все еще будет хорошо. Да и не опоздала я совсем. Приехала, как только получила задание.


-- Сегодня мы познакомимся с вами с одним из старинных городов нашей страны. Первое упоминание в летописи о нем относится…

-- Не суетитесь, -- народная избранница раздраженно оборвала мое красноречие. -- Я из этих краев. Город знаю, как облупленный. От этого региона избиралась. Давайте-ка проедем в музей-усадьбу, как там он сейчас у вас называется?

-- Так это же за городом, -- вставил слово Сергей.

-- А что это меняет? – избранница снова тряхнула головой, словно отгоняя назойливую муху. Волосы не пошевелились. – Мне что, пешком туда идти? И, ради Бога, милочка, никаких рассказов. Если что-то будет нужно, я спрошу сама.


Минут сорок мы ехали практически молча. Сергей включил радио. Жизнерадостные ди-джеи шутили по поводу неожиданно наступившей весны. Время от времени на фоне популярных эстрадных песен депутатка комментировала пролетающие за окном автомобиля стройки, поселки и поля.

-- Не умеем работать, не умеем... Как было тут пятнадцать лет назад, все так и осталось.… Это что, последний писк архитектурного градостроения?..  А сеять не торопятся… Леса повырубали. После нас хоть потоп… Работаешь, работаешь, а на местах так ничего и не меняется…


Почти в самом конце пути, когда до музея под открытым небом оставалось не более десяти километров, народная избранница неожиданно обратила  внимание непосредственно на меня.

-- А вы, милочка, кто по должности?

-- Ну, вообще-то я журналист.

-- Я спросила не о вашей профессии, а о вашей должности. Понимаете разницу? Я, например, по специальности технолог швейного производства. Но, как видите, не пододеяльники шью.

-- Я работаю в отделе писем вечерней газеты.

-- Понятно. Бумажки перекладываем?

-- Ну, почему? У меня интересная работа, и, думаю, очень нужная людям.

-- Что нужно людям судить не вам. Это надо у самих людей спросить. Этим и занимаются народные депутаты, если вы не в курсе. А вот работать над собой вам нужно еще очень много. Нельзя, милочка, каждое предложение начинать со слова «ну». Возьмите на учет. Слова паразиты характеризуют вас далеко не с лучшей стороны.


Водитель повернул немного зеркало заднего вида и поймал в нем мой затравленный взгляд. Едва заметно подмигнув мне, он установил зеркало в прежнее положение.

***


Прогулявшись минут десять по аллее бывшей барской усадьбы, мы дошли до здания администрации музея. К моему ужасу дверь администрации оказалась запертой, а надпись, выжженная специальным прибором на искусственно состаренной доске объявлений, уведомила, что музей с удовольствием примет всех желающих в любой день недели кроме понедельника. Сегодня и был понедельник. То есть выходной день. Приехали!

 Красноречие мое иссякло еще на пороге гостиничного номера. И сейчас я просто стояла, снова и снова перечитывая надпись на доске, в надежде, что что-то поняла не так, и сейчас музей распахнет перед нами свои двери. Чуда не случилось. Музей был закрыт. И двери его не собирались распахиваться даже перед народным избранником.



-- Ну, что ж, -- дама тряхнула головой с железобетонной прической. – Что и следовало ожидать. Экскурсия была прелестной и весьма познавательной. На будущее, милочка! Если вам когда-нибудь еще доверят сопровождать вип-персону, потрудитесь заранее узнать точное расписание работы всех объектов. Нужно уважать и чужое время, и чужие заслуги. Хотя не будем унывать. Уныние не самое лучшее качество. Давайте хотя бы пообедаем на свежем воздухе. Все равно где-то же обедать нужно. Надеюсь, ресторан работает без выходных?

Ресторан работал. На ватных ногах я поднялась вслед за народной избранницей на второй этаж в обеденный зал. Посетителей в зале было немного. Несколько влюбленных парочек, семья с двумя детьми младшего школьного возраста, небольшая компания суровых деловых мужчин в одинаковых костюмах.

Предупредительный официант сразу же принес два экземпляра меню в фирменных папках из натуральной кожи. Против названия каждого блюда красовалась цветная фотография, позволяющая  представить его визуально. Только что запаха не было.


-- Умеем, когда захотим. Выглядит вполне прилично. Хорошо еще чтоб было съедобно, – высказала мнение моя спутница. -- Так, молодой человек, нам читать некогда. Принесите мне…


Избранница заказала немного. Бокал белого мартини, блинчики с черной икрой, рис с креветками и кофе. Во время ее общения с официантом, я, стараясь действовать как можно незаметнее, пересчитала на коленях деньги в конверте, выданном шефом, и в своем собственном кошельке. Про общий котел со щами я, кажется, уже все поняла.
Себе я заказала яйцо под майонезом и мороженое.

-- У меня диета такая, белковая, -- объяснила я официанту, хотя он не о чем и не спрашивал.

-- Ох, уж эти диеты, диеты, -- вздохнула избранница, почувствовав, видимо, во мне единомышленницу. – Кто нас женщин поймет и пожалеет? Я тоже много не ем. И только легкое. Сейчас вот немного позволю  себе перед дорогой. А в поезде ни-ни. Только фрукты. Или виноград. У вас в городе есть в продаже хороший  виноград? Самый лучший это испанский.

-- Даже не знаю. Я его никогда не покупаю.

-- Вы не любите испанский виноград? Это большая ошибка с вашей стороны. Чего стоят тогда эти диеты? Конечно, в апреле все фрукты уже без витаминов. Я даже клубнику почти не покупаю весной, но виноград – это обязательно. В нем вся таблица Менделеева. А в нашей экологии его нужно есть просто килограммами. Не скажу, что сразу полюбила его. Но со временем втянулась, одна коллега приобщила. А теперь день без винограда для меня просто потерян. Но и результат налицо. Если б вы, милочка, только знали, сколько мне лет! По секрету скажу, так хорошо выгляжу я только благодаря этому замечательному продукту. И лицо, и волосы, я очень довольна.

Железобетонные завитки повторили движения головы народной избранницы.

-- Так что, милочка, вы себя заставляйте. Ешьте вначале через силу, а потом привыкните. Попомните мое слово, это очень полезно и вкусно.


Блинчики с икрой, похоже, несколько улучшили настроение моей подопечной. А бокал мартини сделал разговорчивой. В ожидании кофе, дама достала из сумочки какие-то неизвестные мне сигареты и закурила. Осмотревшись вокруг, она откинулась на спинку кресла, и, глядя на меня сквозь пелену дыма, проговорила:

-- Никогда не пью кофе за обеденным столом. Это вульгарно. Обед должен быть обедом, а кофе отдыхом. Но в регионах выбирать, к сожалению, не приходится.


После небольшой паузы длиной в глубокую затяжку госпожа Черняк Л.С. продолжила:


-- Боже, как я устала! Вы не должны обижаться, что я вас немного напрягла с утра. Просто не терплю расхлябанности. Я сама как вол пашу и от других того же требую. Имею право такое. Меня народ выбрал, значит, я в ответе и за себя, и за свое окружение. Нервы совсем никуда. Скорее бы в отпуск. Так хочется отдохнуть.

-- А где вы обычно отдыхаете? Наверно, где-нибудь на средиземноморье?

-- О чем вы, милочка? Никогда в жизни. Я простая женщина из народа, хотя и в коридорах власти. Отдыхаю только на даче. У меня такая замечательная дача. Дом уютный, теплый. И все своими руками сделано. Не в прямом смысле, конечно. Но идеи все мои. Никаких дизайнеров. Я этого не признаю. Их только запусти в дом, получится очередная рублевка, клон. А какая у меня беседка! Человек двадцать рассаживается легко, и еще место остается. А баня какая, чудо. Зимой париться можно. Честно говоря, я в городе жить не люблю. Вот пойду на пенсию, и буду жить только на даче.

-- А я думала, все депутаты только за границей отдыхают.

-- Только не я! Если б вы знали, как мне эта заграница надоела. Только за прошлый год и во Франции была в командировке в порядке культурного обмена, и в Бельгии с делегацией, в Италии на фестивале искусств. На Кубе целый месяц прозагорала, три кофты связать успела. Германию и Польшу вообще не считаю за заграницу. Так что, милочка, всеми этими Лазурными берегами, Венециями и Барселонами меня не удивишь. Только на даче настоящий отдых. Будете в моем возрасте, поймете. Вам, кстати сколько?

-- Двадцать пять. Я сразу после университета ушла в декретный отпуск. Только недавно к работе приступила. Поэтому до сих пор молодой специалист.

-- Так вы замужем? И дети есть?

-- Есть! Сынок.

-- О! Я знаю, что такое мальчик. У меня самой два мальчика, правда, уже очень больших. Но я помню. Самокаты, велосипеды, мячи, разбитые окна… В детской у вас есть мебель со стеклянными дверцами?

-- Нет, у нас нет ни детской, ни своей квартиры. Всего одна комната. Мы с родителями мужа живем. И еще с его бабушкой и сестрой. Такая большая семейная коммуна.

-- А моих ни за что не заставишь вместе жить. Вот все им не так, все не то. Старшему квартиру сделала, так младший туда же. Хочу, говорит, быть самостоятельным. Пришлось и его отселять. Морока, конечно. Хорошо еще, что все квартиры в центре, недалеко друг от друга. Всегда можно навестить, проверить. Но на Западе так все семьи живут. Достиг семнадцати лет, вот тебе, дитя дорогое, Бог, а вот порог. И живи самостоятельно. И у нас сейчас дети такие стали, все хотят жить отдельно. По-западному.

-- Нет, мне нравится жить с родителями, -- выдавила я и покраснела. Официант принес кофе.

Избранница пригубила из своей чашки и поморщилась.

-- Поляки говорят: кофе бывает трех видов – кава, кавуся и кавасуся. Так вот это -- кавасуся. Кошмар! Уровень сельской столовой, а не ресторана. В ведре, наверное, варили. Ну, ладно. Вы тут заканчивайте, а я в дамскую комнату, носик попудрить. Встретимся в фойе.



После оплаты счета конвертик шефа совсем опустел. Я смяла его,  оставила за ненадобностью на столе и спустилась в фойе. Черняк Л.С.  уже стояла у большого зеркала и подкрашивала губы.
Когда я открыла тяжелую массивную дверь, навстречу нам с улицы в ресторан влетела стайка веселых длинноногих девушек.

-- Сначала из мешка, а потом в мешок, -- назидательно проговорила народная избранница вслед девушкам, недовольно отступив в сторону. – Какая невоспитанность!

Девушки громко расхохотались в ответ и побежали вверх по лестнице в обеденный зал. Настроение у моей дамы вновь испортилось. Молча мы подошли к машине, молча устроились каждая на своем месте, молча поехали в город. До отхода поезда оставалось чуть больше часа.

***


Уже подъезжая к вокзалу, депутатка попросила остановить машину у небольшого рынка.

-- Милочка, не посчитайте за труд, сбегайте, купите мне винограда в дорогу. Только без косточек, желательно испанского. Зеленого и черного. Не забудьте, без косточек, а то руки липкие потом, морока.


Виноград действительно был испанский. Огромные аппетитные  грозди, по килограмму каждая, так и притягивали взгляды покупателей. Но очереди не было. Цена зарубежного лакомства кусалась сильно. Заплатив за две грозди винограда половину кровной месячной зарплаты, я вернулась в машину.
На вокзале, доставая из багажника чемодан, Сергей тихо сказал мне:

-- Я на перрон не пойду, здесь стоять нельзя, нужно уезжать на стоянку. Когда проводишь эту звезду, подваливай. Так и быть, отвезу домой.



Поезд был фирменный, красивый. Вагон СВ. Чисто, уютно. Я в таких никогда не ездила. Все больше в плацкартных, в лучшем случае купе.
Разложив вещи по полкам, избранница заметила у меня в руках пакет с виноградом.

-- О, господи! Виноград же вы не помыли! Не в туалете же мне с ним ковыряться. Милочка, до отхода еще минут пятнадцать. Вы успеете, мы на первом пути. Быстренько сбегайте, не посчитайте за труд. И газету какую-нибудь купите, только не желтую. Или журнал. Я пока переоденусь. Бегом, бегом. Спасибо, милочка.


Натыкаясь на входящих пассажиров и ударяясь ногами о чемоданы и сумки, я выскочила на платформу. В две секунды пересекла расстояние до входа в здание вокзала, проскользнула сквозь толпу провожающих и встречающих и остановилась перед огромным указателем в центре зала ожидания.

Светящиеся стрелки четко указывали нужные направления движения. Буфет -- направо, туалет -- налево, кассы -- наверх, камера хранения -- вниз, выход в город и автостоянка -- прямо.

Ознакомившись с расположением всех нужных для нормальной жизнедеятельности пассажиров объектов, я определилась в своем направлении.
Я решительно пошла прямо!


Сергей дремал, откинувшись на спинку сиденья. Я открыла переднюю дверь и спросила:

-- Сережа, ты какие витамины ешь весной?

-- В смысле?

-- Ну, в смысле -- какие фрукты, овощи?

-- Весной я свеклу ем с чесноком.

-- Свекла с чесноком, Сережа, это полный отстой! Большая ошибка с твоей стороны. Хочешь быть здоров, ешь виноград. Только обязательно испанский, обязательно без косточек и обязательно каждый день. Вопросы есть?

-- Не понял, -- Сергей  смотрел на меня усталым взглядом.

-- А чего тут понимать? Вот, Сережа, угощайся. Виноград! Вкусный, сочный, красивый, импортный, сплошные витамины. Сорт называется.… А как же он, кстати, называется? А пусть будет «Народная избранница». Жаль только немытый он. Но это не страшно. Что с нами сделается? В крайнем случае, небольшой понос. Только и всего. Но это же временно. А так, ничего, переживем. Налетай!

Ну, до чего же вкусный был виноград! Даже привыкать не нужно было. Спасибо народной избраннице!