Талантливыми рождаются

Пётр Кошель
Нередко приходится наблюдать преобладание чувственных, органических потребностей над высшими, идейными интересами. Надо, однако оговориться, что этот последний признак далеко не имеет такого существенного значения, как предыдущие: стремление к добру и справедливости, чувство долга или сострадания бывают свойственны — а иногда в значительной степени — также и примитивной психике малоодаренного человека. Тем не менее, проявления их у представителей низшего уровня будут, сообразно общему психическому складу этих людей, более просты и однообразны, менее сознательны и координированы, чем у людей среднего и высшего уровней.

Из-за сравнительной бедности и примитивности психики у людей низшего уровня, физическая деятельность и физические потребности занимают в их жизни, если не первенствующее, то, во всяком случае, очень важное место. Это отражается и на их профессии, на их интересах, времяпрепровождении.

Если таковы основные черты представителей низшего уровня, то очевидно, что принадлежность к нему может обусловливаться, помимо прирожденных психо-физиологических особенностей человека, также и известными внешними обстоятельствами, способствующими развитию этих особенностей. На первом плане здесь следует поставить недостаток образования и умственного развития, а также отсутствие правильного, духовного воспитания.

Правда, человек с дарованием может пробиться даже сквозь толщу невежества и затем путем опыта и самообразования пополнить свои познания и развить свои умственные и нравственные способности. Верно также и то, что никакое воспитание и образование не может превратить посредственность в талантливого, выдающегося человека. При всем том, однако, никто не станет отрицать огромной важности упомянутых факторов в деле повышения или понижения общего психического уровня.

Не менее важное значение также имеет материальная обеспеченность, причем ее влияние сказывается не всегда одинаково. Насколько иногда скудость средств, при прочих благоприятных условиях, способствует выработке сильных, энергичных характеров, настолько же крайняя  бедность, постоянная необходимость заботиться о куске хлеба, влияет на человека принижающим, обезличивающим образом. При этом существенное значение имеет не самый труд и не необходимость ограничивать свои потребности: эти два фактора могут даже способствовать повышению психического уровня.

Принижающим же образом действует насильственность, навязанность труда, его примитивность и однообразие, его несоответствие запросам и потребностям человека. И если эти условия не встречают достаточного противовеса со стороны прирожденной психической организации человека, если его эндо-психика бедна и преобладающие психические  функции недостаточно резко выражены, то в результате окружающая среда затушевывает индивидуальность человека и, накладывая на него свой отпечаток, превращает его в своего рода машину, в безличную частицу общего социального механизма.

К такому же точно результату могут, однако, привести и условия, казалось бы, прямо противоположные — полная обеспеченность, чрезмерные заботы со стороны окружающих, отсутствие необходимости напрягать свои силы и способности в борьбе за существование.

Психические функции, так же как и физиологические, для своего развития требуют постоянного упражнения, и отсутствие его — все равно, зависит ли оно от искусственного подавления функций или от недостатка соответствующих возбудителей — одинаково понижает общий психический уровень человека. Постоянное предупреждение всех желаний и потребностей, чрезмерная роскошь и пресыщенность зачастую не меньше обезличивают и расслабляют человека, чем самая тяжелая нужда.