Аномальные типы человека

Пётр Кошель
Особую, крайне важную человеческую группу составляют аномальные типы, встречающиеся, к сожалению, не только на низшем и среднем, но также и на высшем психическом уровне. Основная, характерная особенность их состоит в том, что значительная часть их действий и поступков (и притом иногда наиболее важных и существенных) представляется биологически нецелесообразными и даже вредными или для них самих или для окружающих, а иной раз и то и другое вместе.

Причины возникновения аномальные типов могут быть различны. Известное — хотя далеко не первостепенное — значение имеет здесь отсутствие культуры, образования, понижающее общий психический уровень человека и вместе с тем мешающее многим его природным задаткам получить свое естественное развитие. Правда, понижение типа еще не тождественно с его аномалией. Многие малоодаренные или малообразованные люди, с узким кругом деятельности и интересов, умеют, тем не менее, построить свою жизнь гораздо более целесообразно в биологическом отношении, нежели аномальные, принадлежащие к высшему уровню. В результате получается так, что окружающие, иной раз значительно более одаренные, завидуют внутреннему покою и довольству этих людей и с уважением относятся к их деятельности.

Однако, в большинстве случаев бывает так, что прирожденные задатки и склонности человека, не встречая благоприятных условий для своего естественного развития и удовлетворения, заставляют своего обладателя искать искусственных путей к достижению той же цели, и таким образом, получается то или иное извращение чистого типа.

Гораздо большую роль в происхождении аномальных типов играет несоответствие внешних условий, а также образующихся под их воздействием экзо-психических проявлений человека с внутренним складом его личности (эндо-психикой).

Обычная схема процесса аномалии в этих случаях такова. Взрослый человек или хотя бы даже подросток, но уже с более или менее сформировавшейся эндо-психикой, попадает в условия, совершенно не соответствующие общему его душевному складу. Так, например, мыслитель-теоретик или даровитый художник вынуждены для поддержания своего существования, а чаще еще ради семьи, бегать с утра до вечера по урокам, выполнять наспех какие-то халтурные заказы и т.п.; или человек созерцательного типа волею судеб делается администратором или становится во главе крупного промышленного предприятия или, наконец, человек практического склада, в силу традиции или по желанию старших членов семьи, поступает в духовную семинарию или идет в музыканты.

Во всех этих случаях личность, под влиянием обстоятельств, не соответствующих общему ее складу, раздваивается, как бы расщепляется. В ней образуются два центра, психологически имеющих между собой очень мало общего  и не только взаимно не связанные, но часто враждебные друг другу. Вместе с тем развитие обоих этих центров задерживается: естественное ядро личности не может развиваться в силу неблагоприятных обстоятельств. Второе же ядро, образовавшееся благодаря искусственному усилению какой-нибудь второстепенной (для данного человека) группы наклонностей, также не может, в силу своей искусственности, достигнуть сколько-нибудь значительной степени развития. О гармоническом объединении личности тоже, конечно, говорить не приходится. В результате всего этого общая ценность личности, как биологическая, так и социальная, неизбежно должна значительно понизиться.

Очень часто в этих случаях основные потребности и задатки человека, заглушенные и подавленные неблагоприятными обстоятельствами, продолжают, тем не менее, развиваться, принимая, однако, в своем развитии самые уродливые и противоестественные формы. Нередко дело оканчивается преступлением или же разного рода неврозами и психическими расстройствами. Важными вспомогательными факторами служат здесь алкоголизм и вообще употребление всякого рода возбуждающих и наркотических веществ, а также азартные игры, кутежи и пр.

Заставляя человека забыть, хотя бы временно, о постигших его неудачах, они доставляют ему временное острое возбуждение и удовлетворение (хотя бы и фиктивное), а последующая реакция, сопровождающаяся все прогрессириующим нарушением психической координации, способствует, в свою очередь, быстрому извращению и разложению личности.

Вспоминается такой анекдот. В лаборатории Академии наук решили изучить мышление людей после приема водки. Взяли американца, француза и русского, прицепили к ним разные датчики, приборы, и принялись за работу. Американец принял сто граммов — на экране у исследователей появилась крутейший автомобиль и загородный огромный дом. Налили французу. На экране возникает прекрасная дама в постели с ним самим. Налили русскому — на экране пусто. Что за черт? Налили еще двести — пусто! Еще триста — на экране проклевывается маленькая точка. Еще триста — точка начинает расти. Еще сто граммов — и точка превращается в большой соленый огурец.

Наконец, во многих случаях противоестественные, аномальные экзо-проявления личности прямо и непосредственно прививаются ей, уже в готовом виде, путем воспитания, дурных примеров и т.п. Улицы больших городов, а также многие невропатические или ведущие разгульную жизнь семьи служат в этом отношении могучим фактором, порождающим целые поколения алкоголиков, преступников, хулиганов, вообще всего того несчастного, выбитого из колеи люда, которым так богата наша современная демократическая культура.

Итак, неблагоприятная среда извращает, уродует личность, всячески нарушая естественный ход и развитие ее духовной жизни. Это обстоятельство не может не отразиться, в свою очередь, и на отношении самой личности к окружающей ее среде, в частности же — к другим людям. Если не считать отдельных исключений, то в общем аномальные типы, по сравнению с чистыми, гораздо более эгоистичны, равнодушны к другим людям и общественным интересам  и даже враждебным им.

Как бы ни извратилась природа человека, какие бы искусственные радости и цели жизни, нормы и правила поведения ни создал он себе (вспомним хотя бы своеобразные понятия о чести и достоинстве у воров, проституток), все же где-то там, в глубине души, живет сознание того, что жизнь испорчена, и что виновен в этом не только сам человек, но и, главным образом, окружающая его среда, люди, общество. И естественное сочувствие к людям постепенно угасает в человеке, сменяясь или раздражительной озлобленностью, или же тупой апатией или, наконец, циничным равнодушием ко всему на свете, кроме собственных, большей частью грубо-чувственных интересов.

Аномальные типы различных уровней

Приведем теперь перечень важнейших, более часто встречающихся, аномальных типов различных уровней.

Итак, в низшем уровне. Плохо приспособлены к жизни, в социальном отношении бесполезны, часто вредны.

Пассивные. Смотря по тому, что более ослаблено — чувствования или волевые акты, делятся на две разновидности:

апатичные, характеризующиеся равнодушно вялым отношением ко всему окружающему, отсутствием сколько-нибудь ярко выраженных интересов и влечений;

безвольные, неспособные к деятельности, борьбе и сопротивлению, поэтому робкие, легко внушаемые, с преобладанием подавленного настроения.

Расчетливые эгоисты (соответствуют чистым рассудочным): расчетливы и хитры, черствы и злопамятны, на первом плане забота о своих выгодах и интересах, преимущественно материальных.

Аффективные аномалы: веселые, подвижные, беспорядочно-легкомысленные, по своим социальным проявлениям — босяки-пропойцы, драчуны, скандалисты, добровольные шуты, мелкие воришки и т.д.

Активные аномалы делятся на две разновидности:

беспорядочные (соответствуют энергичным низшего уровня) — решительны и энергичны, особенно в пьяном виде, работать не любят, всегда склонны к борьбе, принимающей обычно характер драки;

сосредоточенно-жестокие (соответствуют упрямым низшего уровня) — при узком, ограниченном умственном кругозоре спокойно-сосредоточенная, настойчивая энергия, соединенная с жестокостью.

Теперь о типах среднего уровня.

Неудачники:
неприспособленные мечтатели — обладая наблюдательностью, развитым воображением и художественными наклонностями, в то же время слишком мягки и безвольны, неспособны к труду и жизненной борьбе, часто спиваются;
аффективные неудачники, благодаря чрезмерно повышенной аффективной возбудимости, отличаются в своих поступках значительной импульсивностью, порывистостью и несдержанностью, отсюда крайняя нервность их поведения, неспособность к труду. Склонность к беспорядочной жизни и т.д.;

энергичные озлобленные — имеющиеся от природы воля, самостоятельность и способность к инициативе парализованы неблагоприятными обстоятельствами, отсюда недовольство, склонность к протестам, различного рода эксцессы.

Успевающие:
лицемерные — умны, расчетливы и достаточно энергичны, но весь их ум и энергия направлены на эксплуатацию окружающих с целью сделать себе карьеру, сколотить капитал и т.д., при этом средствами не стесняются;

властные аномальные — власть из средства становится целью и, благодаря этому, развращающим образом действует как на подчиненных, так и на повелителей, последние превращаются в самодуров, бесцельно-жестоких и давящих все окружающее.

Когда психическому извращению подвергается личность богато одаренная, высшего уровня, это может повлечь за собой двоякого рода последствия: или духовная мощь ее постепенно убывает, способность к  творчеству и психической продукции слабеет, проявления становятся менее сознательными и координированными, одним словом — наступает постепенно понижение психического уровня, существенный ущерб для самой личности; или же, при сохранении духовной мощи человека, извращаются цели и направление его деятельности, причем на первый план выдвигаются узко-эгоистические интересы, чувственные влечения или же непомерное властолюбие и честолюбие, в жертву которым приносится счастье и жизнь не только отдельных людей, но часто и целых поколений. Вспомним Гитлера.