Чудо в Гефсимании

Людмила Либерцева
Маленькая Лиза готовила в классе поделки на Пасху, учительница рассказывала, как предан был Иудой Христос, и тут отроковица спросила учительницу, почему апостол отсек ухо воину, пришедшему захватить Христа? Сначала учительница не поняла вопроса и стала рассказывать, как ученики хотели защитить Учителя. Но Лизу интересовало именно ухо:
- Неужели Петр промахнулся?
Учительница снова начала было говорить о преданности Его учеников. Но Лиза настаивала на конкретном вопросе:
- Мне бабушка объясняла, что ничего просто так не говорится в Евангелии,- настаивала она.
- Вот и спроси свою бабушку об этом и нам расскажешь, - нашлась учительница.

Таким образом вопрос был переадресован бабушке. И тогда бабушка и внучка, находясь в разных городах за много километров друг от друга, перенеслись за Кедрон в Гефсиманию. Одна вспоминала рассказы мудрого батюшки, толкования бл.Феофилакта, другая - раскрыла свою книгу Евангелия с иллюстрациями для детей и они по видеосвязи объединили усилия.

Кедрон - небольшой поток, протекавший по долине, находившейся между Иерусалимом и Масличной горою.
Кедрон, в переводе с еврейского, значит "черный, мутный". Евангелист называет его потоком зимним, потому что вода в нём была только тогда, когда зимою шли дожди. За этот мутный поток в Гефсиманию ушел Иисус с учениками.
Слово Гефсимания значит - долина плодороднейшая. Это место на западной стороне горы Елионской, внизу, близ  выхода из Иерусалима и перехода через поток Кедрон(Мф.26,36).
 
Луна освещала Гефсиманию своим тихим блеском, когда сердце Христа томилось, ожиданием предстоящих страшных событий. Он молился, учеников клонило в сон.

И вот в полнолунную ночь, освещенную лунным серебристым светом идут воины и служители первосвященников и фарисеев, несут с собою фонари и светильники, чтобы Иисус, скрывшись во тьме, не сбежал от них. И ведет их предатель. А Иисус Сам выходит к ним и выдает Себя. Господь знал все, что с Ним будет, но спрашивает, кого они ищут?..
Господь спрашивает для того,чтобы показать, что ни по виду, ни по голосу они не узнали Его даже при свете луны и фонарей. Даже Иуда не узнал Его и от страха пал на землю вместе с пришедшими, когда вышел к ним Христос.

Это значит, сила Христа была неизреченна, значит,что не могли бы и распять Его, если бы Он Сам не предался добровольно. Так пишет  в своем толковании бл.Феофилакт.

В толковании говорится: "То, что пришедшие за Иисусом пали, было знаком всеобщего падения этого народа, которое и постигло его впоследствии, после смерти Христовой, как и Иеремия предсказал: “дом Израиля пал, и нет восстановляющего”. И так падают все те, которые противятся слову Божию".
- А что значит падение народа? - интересуется девочка.
- Иудеи хотели царя, и вера у них была уже похожа на обычаи, она сводилась к законам.
- Да, я знаю, нам рассказывали, что в субботу ничего нельзя было делать, даже помогать человеку, когда он страдает...
- Правильно и это. И Христа не приняли, как Сына Божия, но как самозванца хотели обличить.
Так рассуждали собеседницы. И бабушка, и внучка радовались, что разговор их объединяет.
 

- Сад, в котором спасение наше получило начало, можно сравнить с раем. Ибо в саду мы ниспали из рая; в саду, видим, начинается и спасительное страдание Христово и исправляет все прежние бедствия. Ты помнишь,читали, как Адам и Ева жили в раю?
- Помню, но они не удержались...
- А Христос, как любой человек, по человеческой природе сознательно шел на страдания там в Гефсиманском саду. 

Среди пришедших схватить Христа был Малх - раб, которому Петр отсек мечом ухо. Имя арабское, этот раб язычник, служивший первосвященникам. В Евангелии ап.Луки говорится, что Христос тут же исцелил этого раба.

А так как чудо, совершенное с его ухом было велико, то евангелист замечает имя раба, чтобы читающие, в случае сомнения, могли разыскать и исследовать, точно ли так это было.
Господь удерживает Петра и с угрозою говорит: “вложи меч твой в ножны”.
В то же время и утешает, говоря: “неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” Этим показывает, что страдания зависят не от их силы, но от Его соизволения, и что Он не противник Богу, но исполняет волю Отца даже до смерти.
Назвав страдания “чашею”, дает знать, что смерть для спасения человеческого Ему желанна.

- Я не могу даже представить, как Он мог быть таким бесстрашным?
- По-человечески Он испытывал и страдания и страх перед этими мучениями, но превозмог.
 
Святые отцы писали, что отсечение правого уха у раба было знаком непослушания.
Ослеплен и оглушен был Израиль так, что слышащие не слышали, за нечестие их против Спасителя, которое особенно сильно было в первосвященниках, почему и знак — отнятие уха — был на рабе первосвященника. Восстановление уха указывает на будущее восстановление разумения израильтян, которого они лишились.

Девчушка молчит долго. И потом говорит растягивая слова:
- Во-от ка-а-к, мог уйти, но остался, чтобы нас спасти... И ухо неслуху вернул на место, только бы услышали Его и пришли к Богу.
- Да уж, у нас-то и уши на месте и глаза, но тех, кто слышит призыв и видит куда идти так мало - согласилась бабушка.

(Использ. толкование Евангелия от Иоанна Гл. 18 Блаж. Феофилакта и Иеронима Стридонского)