Размышления. Под впечатлением

Ирина Грасмик
Начала читать книгу «Кирза». Вадима Чекунова. Художественная литература про жизнь солдата от «запаха» до «дембеля». Девочки посоветовали. В принципе, про армейский быт я итак наслышана. Как из первых уст, так и благодаря интернету-батюшке. А теперь вот читаю - и мурашки по телу бегут и волосы шевелятся.  Как это всё… Страшно. Возможно, это моя больная фантазия, да и эмоциональность женская…  Но как представлю, парней  которые терпят неуставные отношения, привыкают к новой обстановке, дисциплине, распорядку… Плохо становится.  Согласна, некоторые таких делов на гражданке натворили, что  армия для них – божья кара. Только на пользу. Может, исправит маленько, да в чувство приведёт, а то борзые слишком.  Однако не все заслуживают того, что твориться в казарме после отбоев. Да и белым днём тоже. Единственное, что радует – служба сейчас только год. Но и за этот год происходит такое.

Это же морально тяжело – столько времени находиться в одной и той же обстановке, в окружении одних и тех же людей. Санька, милый, держись! Благо, что тебе совсем немножечко осталось! Сейчас, взахлёб  читая книгу, я начала ещё отчетливее осознавать, как тебе тяжело. Начала, наконец, воспринимать всерьёз твои слова про то, что ты настолько устал, что готов прыгнуть через забор.

Вот интересно, что книга про службу 90-93 годов, а словно про наше время написана. Ничего не поменялось. Тот же мат и традиции. Иногда смешные, иногда глупые и бестолковые. Иногда совсем уж суровые и какие-то беспощадно-жестокие.....В общем, пришла к выводу: то, что сократили срок службы при прочих условиях – хорошо. А вот с точки зрения военного дела… За два года бойцы хоть чему-то могли научиться, а теперь только кошмар и остался. 

К армии у меня отношение неоднозначное. Раньше как-то вообще не колыхала она меня. А теперь… Когда сталкиваешься в общем, сразу все меняется… И вот читаю и думаю – хорошо что руки до этой книги дошли только сейчас, когда ты – дембель, и домой тебе через 7 дней. А если бы раньше? Тогда я стала бы отождествлять тебя с её героями, а это ужасно. Вот уж действительно – меньше знаешь – крепче спишь! Да что там! Один хрен отождествляю. Вздрагиваю от собственных мыслей и благодарю небеса за то, что как бы там ни было (подробностей не знаю, и, наверное, не стоит) – всё в прошлом!

Ребята – бывшие студенты,  которые как и ты дослуживают сейчас последние дни или месяцы, удивляются, что я многое знаю и как-то  ощущаю это на себе… А я загадочно улыбаюсь и молчу о том, что ситуация эта меня касается. Я как представлю, что ты как герои этой книги был духом… брррр… плохо становится.

Армия – какая-то другая реальность. Пестрящая каким-то своеобразным юмором, бытом и отношениями. Там свои законы. Возможно, гражданским они кажутся жестокими, но иначе нельзя. Или ты их или они тебя. Всё просто, как дважды два.

Я всегда была против ненормативной лексики. Не нравится, когда при мне ругаются. И на тебя обижалась, что ты материшься в мой адрес или просто вставляешь матерные словечки в качестве речевого оборота.  Потом, слегка разобравшись в ситуации, пришла-таки к выводу, что мат и армия – вещи неразделимые. В армии матом не ругаются, на нём разговаривают. И, похоже, все. Независимо от званий и срока службы. Мат вообще въедается в речь намертво, и я немного беспокоюсь, как ты будешь общаться с людьми на гражданке.

Довольно быстро я начала замечать в твоём лексиконе новые словечки – жаргон. Вообще от армейского жаргона голова идёт кругом. Потому как некоторые слова имеют несколько диаметрально противоположных значений. Каюсь, приходится лезть в словарь Армейского жаргона, благо у меня теперь такой есть.

Ещё напрягали не очень гуманные «обряды»… Но вскоре поняла – армия – не санаторий. Удивляться нечему. Развлечений там нет. Вот и веселятся все, как придётся… «Жизнь - монотонная, тупая, от подъема до отбоя, от завтрака до ужина, невылазно в нарядах, порождает забавы весьма специфические» - цитата из книги, ёмко отражающая существование солдата.

Радует, что среди  тех же традиций всё же есть вполне безобидные и весёлые. Для дембелей, ясное дело. Для духов они ничем не отличаются от остальных «боевых  заданий».

В армии существуют законы преемственности. Тот, кто был духом, обязательно рано или поздно станет дедом – и это внушает надежды на лучшее.

Вот общаюсь я со своими студентами и прихожу к выводу: какой бы не была армия, но она на свои места всё ставит. Есть люди, которые меняются сильно - не узнать. И вроде такой же, а вот другой. Что-то едва уловимое проскальзывает в характере, взгляде, общении.  Это незаметно сразу. Потому что это внутри. Всё наоборот. Я вот не понимала – почему? Да просто не задумывалась, наверное. А теперь, на финише твоей службы  понимаю. Армия выворачивает. Иногда «налицо», иногда – «наизнанку». Но всегда правильно. Если человек действительно сильный - он в армии слабым не станет. Не бывает такого. А если вся удаль - напускное - то всё это сразу смывается. Всё становится ясно в первые дни службы. Армия показывает лицо человека. То, какое оно на самом деле.  Как в зеркале. Кривом. Не стоит пенять на неуважительное отношение к бойцам, способы унижения… Если ты опустился сразу – вряд ли получится реабилитироваться в дальнейшем. Таких одновременно жаль и противно.  Такие есть. Дедовщина, какой бы она ни была, будет всегда. А если её искоренят. Будет «уставщина». Неизвестно ещё – что лучше. Палка о двух концах…

Дочитала. Закрыла файл. Как же в книге всё просто – 134 страницы и два года службы пролетело….  Ужасно, до зубного скрежета захотелось тебе позвонить. Но беру себя в руки. Это глупо. Нужно успокоиться и сконцентрироваться. Мне нужно сделать контрольную по бух.учёту. Может, зря взялась, конечно? Но с другой стороны лишние деньги мне не помешают….
Так, всё. Дышу ровно, скучаю…

Неделя до дома.