2. 1. Прадеды. Штрих первый

Галина Магницкая
ПРЕДИСЛОВИЕ

Аспект первый. Представленный ниже текст нельзя рассматривать как полноценные мемуары. Да, он основан на документальных данных, как требуют того каноны мемуарной литературы.  Но… не пришлось мне лично быть знакомой со своими далекими предками, не была я участницей событий, происходивших в годы их жизни. А это одна из основных составляющих  мемуарного жанра – воспоминаний, дневников, автобиографий. Нет здесь такого подраздела, как Семейная хроника, основоположником которого считают С.Т.Аксакова.

Аспект второй. Думается, не имеет мне смысла размещать написанный тест в полном объеме, поскольку на описание биографии каждого прадеда пришлось по нескольку десятков страниц. И дело даже не в том, что мало лиц на проекте, серьезно интересующихся данным жанром. Просто слишком сложно читать и воспринимать большие по количеству строк произведения. Убедилась в этом лично. Хотя есть и исключения. Многое зависит от меры способностей. Решила обозначить судьбы прадедов легкими штрихами, дабы показать, что предлагаемый Вашему вниманию материал всех предшествующих публикаций составляет единое целое.

ПРАДЕДЫ

Занимаясь на протяжении пяти лет поиском и  изучением сведений, касающихся жизни предков, я так глубоко впитала в себя всю собранную информацию, что начала представлять их как живых. Вернее, понимать особенности их характера и судьбоносных поступков.  Это ощущение усиливают фотографии прадедов, стоящие на моем письменном столе.  Особенно поражают и притягивают внимание различия в выражении глаз. Глаза Старшего прадеда лучатся умом и спокойствием, а Младшего  (так я мысленно называю их) – исходящим из них пронизывающим и изучающим взглядом. Один запечатлен в чиновничьем мундире, второй – в рясе.

Разница в их возрасте составляла около двенадцати лет. По сути дела можно считать, что относились они к разным поколениям. Хотя оба родились в середине XIX века.  Вызывает сожаление тот факт, что не были они знакомы. Дети их венчались через семь лет после смерти Старшего прадеда, покинувшего этот мир в возрасте пятидесяти лет. Младший прадед прожил дольше, почти до шестидесяти пяти лет и познал годы лихолетья начала XX века. Но… личная встреча не состоялась.

Оба провели жизнь, не покидая пределов родной губернии, оставив след в ее истории.  Сведения об их деяниях ежегодно печатались в губернских Памятных книгах и Адрес-календарях, а также периодической печати того времени – губернских, земских и епархиальных ведомостях. Оба имели большие семьи. У Старшего было четыре сына и две дочери. У Младшего – на одного сына больше. Семья Старшего вначале жила на казенной квартире по месту его службы, а затем снимала дом у местного крестьянина. Младший, по воспоминаниям внуков, построил просторный дом, в зале которого свободно размещался рояль. На нем по очереди и в две руки играли любимые доченьки – Симочка и Катюша. Окружал дом посаженный руками прадеда сад.

Старший прадед, Алексей Иванович, двадцать пять лет прослужил на одном месте учителем географии и арифметики. За свою «честную и беспорочную» службу был удостоен множества благодарностей, орденов Св. Станислава 3-й и 2-й ст., а также Св. Анны 3-й степени. Имел чин надворного советника (7 класс по табели).
Младший прадед, Владимир Павлович,  первые десять лет служил учителем народных училищ, а затем перешел в духовное ведомство. Начинал  службу псаломщиком, а  последние тринадцать лет жизни до выхода за штат был уже протоиереем, настоятелем собора уездного города. Однако заниматься педагогической деятельностью продолжал почти до самой смерти. Получил он все церковные служебные награды – набедренник, скуфью, камилавку. Был удостоен четырех медалей, золотого кабинетного креста Его Императорского Величества и двух орденов – Св Анны 3-й и 2-й степени. Согласно табели о рангах, разработанной для духовенства имел чин 6 класса.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ.

Предыдущие  темы (не смею называть их произведениями) напрямую связаны с желанием узнать – что представляли собой полученные прадедами ордена и что означали их чины, как они жили и кто их окружал? Разобравшись в этих вопросах, захотелось уточнить, как современники воспринимали  и относились к данным фактам. Именно поэтому обратилась к чтению классической литературы, делая попутно выписки из текста, вызвавшие у меня особый интерес.