Мегалиты

Лейла Сабзали
Глава из книги "Откровения сакрального Гобустана"


Часть II  Риторика с Гобустаном


Мегалиты


Вообще Гобустан, пожалуй, самый древний каменный карьер на территории Абшерона. Точнее сказать, он древнее некоторых петроглифов, нанесенных на его камни. Парадокс? Надо сказать, что место это с глубочайшей древности считалось священным и заповедным, а потому камень отсюда с глубокой древности и до относительно недавнего времени, не брали. А с принятием ислама его вообще стали считать «нехорошим», и правоверным мусульманам посещать его - было строжайше запрещено. Иногда даже под страхом смерти. Правда, нет ни одного запрета, который бы не нарушался.

Камень здесь все же добывался, в середине прошлого столетия, на протяжении целых 30 лет. Его добывали для строительства бакинских домов, все же рискнули. И каменный карьер располагался тогда в районе горы Беюк-даш. Варварство, конечно, но такова уж, правда.

Но вот эти огромные, потемневшие от времени многотонные валуны, разбросанные по всему Гобустанскому плато …? Со следами многовековых выветриваний и эрозии? В местах, где разработки известняка не велись и ввиду существенной удаленности их от места каменного карьера попасть сюда с карьера никак не могли.  Относительно правильной геометрической формы, с ровными, гладкими, словно отшлифованными поверхностями…? Будто их отпилили, но не успели использовать. В одной из пещер свалена целая груда таких «нарезанных» камушков. Нарезанных ровнехонько, на многотонные кубики. На некоторых из них даже остались следы от резавшего их инструмента. В этой же пещере такими разнокалиберными кубиками, идеально подогнанными друг к другу, заложено отверстие в земле. Должно быть, ведущее в подземелье пещеры…?

Очень интересен каменный «пол» неподалеку от горы - Кичик-даш, составленный из разнокалиберных камней, выровненных в один уровень по высоте. Интересно, каким техническим приспособлением вот так «отциклевали» этот каменный «паркет»? И какой  величины должен был быть режущий инструмент, чтобы под одну гребенку выровнять кучу неровных валунов?
Или скалы, словно собранные из груды огромных мегалитов…? Кое – где правильной геометрической формы, с ровными гранями отшлифованных поверхностей…?
Горы и возвышенности, составленные из нарезанных камней…? Что это? - следы расколов, оставшиеся от доисторического землетрясения? И гора при землетрясении треснула кое-где ровными линиями и вдоль, и поперек, рассыпавшись на огромные, правильной геометрической формы камни? Может эти горы и скалы  «игра природы», и - чего только на свете не бывает? А фрагменты каменной циклопической кладки прямо в толще «составленных» гор…? Или фрагменты каменных лестниц с огромными по высоте ступенями, там же? Или оказавшаяся в толще горы, древняя каменная кладка, выходящая из - под грунта …? Или выложенные идеально ровной кладкой из разнокалиберных кубиков стены помещений внутри горы…?

По всему видно, что «работы» в Гобустане велись масштабные. У двух гор, которые здесь называют – «столовыми», отпилены верхушки. Одна из «верхушек» до сих пор лежит у подножия горы. Монолитные возвышенности с огромными ровными площадками, кстати, очень необычными площадками, составленными из ровных, достаточно толстых многотонных плит правильной геометрической формы с идеально подогнанными стыками граней. А из плотно прилегающих стыков, которых сразу и не заметишь, беспечно пробивается трава, очерчивая растительным контуром каменные блоки по периметру.
Что это, тоже расколы от землетрясений? Тоже игры забавляющейся природы, превратившей площадку горы в огромную шахматную доску? Или все же эти многотонные блоки – творенье рук? Вот только – чьих?

А великолепные монументальные мегалитические памятники размерами с гору, стоящие подобно стражам Гобустана на разных его участках? Гобустанские «сфинксы», очертаниями напоминающие гигантских земноводных – змей и черепах…? По мнению экскурсоводов, - "созданных самой природой". И «мать- природа» и здесь потрудилась, составив эти свои творения из многотонных каменных блоков с отшлифованными плоскостями, идеально подогнанными друг к другу? Обозначила им плавники, шеи, глаза, обломанные носы и одинаковые, задирающиеся кверху выступы на головах? Оставив на камнях вместе со следами многовековых выветриваний и следы древнейшей обработки?

Знать бы, –  каким инструментом так здорово резали камень… в каменном веке…? Если даже в наши времена, во времена высоких технологий таких инструментов пока не придумали. Чтобы вот так, зараз, подобно маслу отрезать верхушки гор, нарезать многотонные валуны на плоские ровные каменные плиты, выравнивать каменные полы и высекать монументы из гор. И еще, каким приспособлением на высоту «столовых» гор и  «стражей Гобустана» поднимались эти «камушки», вес которых сможет быть под силу разве что, современным подъемным кранам? И то - не факт. И для чего понадобились эти ровные площадки на возвышенностях «столовых» гор? С виду чем-то напоминающих шумерские «зиккураты» - пирамидообразные ступенчатые храмы с площадкой наверху («зик-кур-ат» – «зик»- «вознесение», «кур»- «гора» шум). То есть, «горы вознесения», по мнению американского шумеролога З.Ситчина – стартовые и посадочные площадки для летательных аппаратов шумерских богов. И главный вопрос, - кто же все-таки  занимался здесь этим глобальным строительством? И - для чего? 


 По всему гобустанскому плато разбросаны рукотворные мегалитические сооружения. Сразу и не отличить их от самих гор, настолько плотно они вписались в природный каменный ландшафт.

Вообще надо признаться, что иногда среди всего этого каменного величия ощущаешь себя Свифтовским Гулливером в стране великанов. И впечатляющее зрелище грандиозных рукотворных сооружений Гобустана так и навеивает строки из шумерского эпоса, -  «Тогда владыка явил высокий разум. Нинурта, сын Энлиля, великий труд исполнил, чтоб землю защитить, вокруг возвел могучую он стену. Раскалывает жезлом горы, каменные глыбы на плечи поднимает, дома из них он строит…».

На разных участках Гобустана встречаются очень интересные мегалиты, по своей структуре напоминающие желтоватую пемзу или костную ткань. При взгляде на которые невольно проникаешься доверием к сообщениям из древних писаний, утверждающих, что человек был создан из «глины» или - «праха земного». Не знаю, как насчет плоти, но скелетный каркас вполне мог бы быть создан из подобного этому, кальциевого материала.

Конечно, можно было бы предположить, что над этими глыбами тоже потрудилась мать-природа в образах - моря, ветра или вулканов. Хоть если честно, то вулканов вблизи от мест обнаружения этих пемзовых мегалитов - нет. Но, интересно, что встречаются здесь камни и с пемзовыми фрагментами на гладкой однородной поверхности. Есть и еще более интересные «камушки» – с небольшими пемзовыми точками, словно их «выплавили» в камне при очень высокой температуре. Настолько высокой, что структура камня в этих точках плавилась, кипела и пенилась, позже застыв в виде пемзы. Плавилась - точечно. Под направленным лучем…? А каменные глыбы, до гладкости обработанные снаружи и полые внутри, с вспенившейся внутренней поверхностью…? Кстати, именно из такой полой глыбы и сделан второй гобустанский музыкальный инструмент – каменный барабан - «нагара». Невольно вспомнился шумерский текст, описывающий оружие шумерского бога Энлиля,- «…тот, кто противостоит ему, становится как глина, Сияния его бегут все боги». Вот уж, поистине, в Гобустане поверишь во все, что угодно! 

Каменные стелы – менгиры. Иногда – грандиозные, как этот, сложенный из двух прислоненных друг к другу грубо обработанных мегалитов, образующих то ли высокий овальный шатер, то ли капсулу…? На внутренней поверхности которой нанесены таинственные знаки, похоже, рунические. Жители окрестных селений поговаривают, что шатер этот обладает чудодейственной оздоравливающей силой, и в особенности успешно излечивает от бесплодия. Нужно всего лишь несколько минут посидеть внутри него, сформулировать просьбу и прикрепить лоскуток ткани к выступу скалы. А лучше потереться о выступ шатра больным местом. За тысячелетия «лечебных процедур» каменный выступ приобрел сглаженную, почти полированную поверхность.

А вот у этой стены, с искусно вделанными камнями с просверленными круглыми отверстиями, видимо, привязывали коней, а может и буйволов?

Дольмены - огромные каменные ящики, состоящие из трех разнокалиберных мегалитов с положенными поверх них плоскими каменными плитами. Под  некоторыми из дольменов вырыты землянки. Интересно, где полудикий предок взял такой ровный гладкий пласт породы или чем его отсекал? И еще, - какими техническими приспособлениями он водружал вот эту десятиметровую многотонную крышку на каменную коробку? И уж совсем непонятно назначение таких сооружений вблизи от жилых пещер. Для чего сложил из камней наш далекий дикий предок сооружение, которое невозможно представить себе ни в качестве жилья, ни как хозяйственную постройку? Разве что спрятаться под крышей продуваемого со всех сторон каменного дота от дождя…? И для чего нужно было затрачивать на это столько нечеловеческих усилий…?

Впрочем, миниатюрных копий таких «коробочек», по большей части вблизи менгиров, по территориям Гобустана разбросано немало. Есть даже постройки не таких уж далеких времен.

Дело в том, что древняя традиция - загадывая желание возле мест, которые и сегодня продолжают почитаются как - «пиры»(огненное святилище), складывать вот такие коробочки из мелких камешков, сохранилась и до наших дней.

Камням в Азербайджане тоже поклонялись издревле, приписывая им магическую силу и считая их вместилищами душ. По поверьям, камни предохраняют от сглаза, а потому они часто становились оберегами. В древности существовали и жертвенные камни - «гурбан дашы», на  которых делались жертвоприношения. До сих пор при посещении могил близких вблизи могил оставляются камни. Камни когда-то вкладывали и в руки умирающих, а позже клали их поверх могил.   
                Вообще надо сказать, что многие «адаты» (традиции) азербайджанского народа, уходящие в многотысячелетнюю древность, продолжают жить и сегодня. Хоть вряд ли кто-то из следующих им сможет дать вразумительное объяснение, - что они означают? Не будут знать они и того, что само слово – «адат», употребляемое и сегодня, когда-то в древности было именем забытого божества - громовержца Адада. Божества нового поколения шумерских богов, которого грозный шумерский бог Энлил отправил когда-то в горную страну на берегу моря, в Арату - древнюю прародину шумеров. И Адад какое-то время управлял народом Араты. Символами Адада были молот и пучок молний. Изображения существ, помеченных такой вот символикой, встречаются  в гобустанской петроглифической коллекции.


Каменные ограждения - кромлехи. Сложенные из небольших валунов, они образуют одну или несколько концентрических окружностей, в виде «восьмерок», лямбд, лабиринтов. «Ворота» в такие лабиринты сориентированы по оси - Восток-Запад и четко нацелены на точку летнего солнцестояния. Своеобразная «кольцевая» архитектура древних. Принято считать, что кромлехами огораживали площадку, в центре которой помещались культовые стелы - менгиры, иногда – захоронения, а иногда и жертвенники, в которых археологи находили орудия труда, оружие или каменных идолов.
 

Гобустан в этом смысле не составляет исключения, и в гобустанских жертвенниках, помимо перечисленного, были обнаружены и очень интересные предметы. В пещерах поселения «Ана-зага» были обнаружены глиняные дискообразные колеса и глинянные игрушки в виде то ли закрытых овальных кибиток на двух огромных колесах, то ли - броневиков…?(рис прил). Такие же колеса были найдены  в раскопках и на территории древнейшего поселения - Баба-Дервиш. И гобустанские и «баба-дервишские» колеса археологами были датированы эпохой палеолита.

Колесо… в каменном веке...? Абстрактный образ, который мог возникнуть только в высокоразвитом сознании…? Или эти предметы были – отражением увиденного в реалиях той эпохи? Впрочем, колесо в Гобустане не такая уж и редкость. Изображения колес встречаются на камнях самых древних стоянок. Есть очень интересные колеса, разделенные спицами на шесть частей (Язылы, камень № 12).


Кстати, такие колеса, только из железа, подвешенные под крышами домов «на счастье», можно встретить и сегодня в некоторых селениях Азербайджана.

Есть в Гобустане изображения колес и в виде транспортного средства - двуколки – «ар-аба»(Язылы, камень № 55), в которую впрягали буйволов. На таких колесницах, запряженных лошадьми, в более поздние времена наши предки будут воевать. Эти изображения тоже можно встретить на камнях Гобустана.

Надо сказать, что колесо, разделенное на шесть частей, встречается во многих древних культурах. Во всех древних мифологиях колесо - дар Бога-Творца, наглядное доказательство Его бытия. В греко-римской культуре колесо с шестью спицами - атрибут Зевса. Знак колеса в индуизме - символ Солнца, а еще и реинкарнации. В зороастрийской символике - колесо с шестью спицами - символическое разделение мира на семь частей (крашваров), где лишь центральный крашвар (хванирата) считался обитаемым (Ясна 32, 3). Об «огненных колесницах» можно узнать и из библейских текстов. И все же, что же означал знак колеса изначально? У шумеров колесо было знаком богов и трактовалось как -  «извечное возвращение к - исходному». То есть, как говорилось ранее, - знак прецессии Земли, «космические часы», по которым жили шумерские боги. Колесо, которое позже ляжет в основу всех древних мировых календарей….


 Диск же, а точнее, крылатый диск в шумерской космогонии, по мнению американского шумеролога З. Ситчина являлся символом  пересекающей планеты - Нибиру, с которой, согласно хроникам шумеров прилетели на нашу Землю их боги-создатели. Крылатый диск был довольно распространенным символизмом во многих культурах древнего мира. Такой же диск, только с изображенным на нем божеством - Ахура Маздой был главным символом зороастризма – «Фаравахар».
 
На меня же изображение крылатого диска, вырезанное на древних шумерских цилиндрических печатях, произвело несколько иное впечатление. И если уж всерьез говорить о космосе, то самые ранние изображения этого символа уж очень похожи на… современные космические орбитальные станции с двумя «крылышками».
Подобные раннешумерским изображениям крыльев тоже довольно часто можно увидеть на камнях самых древних стоянок Гобустана - в Анна-зага и Кяниза. 


Чашечные углубления различных конфигураций и размеров, встречающиеся во многих местах на территории Гобустана, издавна вызывают у исследователей массу вопросов. Встречаются они у подножий гор Кичикдаш, Джингирдаг, у холма Язылы, встречаются и на склонах гор, как например на горе – Беюкдаш. Преимущественно, круглой или четырехугольной формы, глубиной от 10-ти - до 50-ти сантиметров, диаметром  - от 15-ти - до 70-ти сантиметров. Часто такие углубления  обнаруживались вблизи пещер или под естественными скальными навесами. От выдолбленных чаш иногда отходят желобки, соединяющие их между собой. Археологи датировали эти углубления по-разному, какие-то из них были отнесены к эпохе палеолита, какие-то – к неолиту, а некоторые - к началу эпохи бронзы (V - III тыс. до н э). Такие углубления в огромном числе встречаются и по всему Абшерону, да практически по всем территориям Азербайджана. На Абшероне они встречаются в окрестностях селений - Гюздек, Тюркан, Нардаран, Биби-Эйбат, на острове Беюк Зиря (бывший Наргин). Встречаются они и на территории Баку, в древней бакинской крепости – «Ичари шэхэр», на скале, возле дворца Ширван-шахов. Есть такое углубление и у подножия «Гыз галасы» - бакинской «Девичьей башни», правда, сегодня его засыпали землей.


Для чего наш далекий предок выдалбливал их? Если для сбора дождевой воды, как полагают некоторые ученые, то с водой в Гобустане было все в порядке. И русла множественных рек и подземных источников об этом свидетельствуют. В культовых целях, для сбора крови жертвенных животных как предполагают другие…? Не хочется такого разумного предка представлять себе кровожадным дикарем. А может это были древние зеркала? И их использовали в каких-то магических целях, скажем, как отражатели или поглотители энергии …? А может при помощи таких «зеркал» пытались «скорректировать» время и пространство…?
А может, все было гораздо проще и не так мудрено, и эти земляные емкости использовались древними, как простейшие осветительные и обогревательные приборы? В которые наливалась, а затем  поджигалась нефть? Надо сказать, что некоторые участки Гобустана уж очень закопчены, возможно, от горения этих нефтяных котлов? Горы закопчены не только понизу, у их подножий, но и на вершинах. Может там когда-то жгли факелы? А может копоть осталась от чего-то другого…? Неплохо было бы ее соскоблить и исследовать, а еще сделать соскобы и с земляных «кастрюль». Впрочем, это дело археологов.


 И еще вдруг подумалось,  - «оджаги»…, те самые котлы древнего бога, о которых говорилось ранее. И что означает само слово – «оджаг»? «Од» - огонь, а вот «жаг»…? А может это порченое  произнесение слова – «йаг»? («Яг» – масло, жир, любая жирная субстанция азерб, шум, авест) И тогда, – «огонь – масло»? Масло… - горящая нефть…? Возможно, действительно эти каменные «кастрюли» были первыми «колыбелями огня»? Огня – нефтяного? («Оджаг» с некоторых тюркск языков – «колыбель огня»).
И еще, если приглядется к некоторым из гобустанских чашечных углублений, то невозможно не заметить их идеально круглой формы, как впрочем и того, что  они… пробурены каким-то техническим приспособлением. И следы от древнего бура в виде зазубрин заметны на них невооруженным глазом по краю «чаш», заметны следы и на их внутренних ребристых поверхностях (рис прил). Вот уж поистине, - фантастика! Впрочем, фантастика или – нет, но изображения неких предметов, напоминающих буры, довольно часто встречаются на глиняных оттисках шумерских печатей и на шумерских табличках (рис.прил).


Мегалитические сооружения разбросаны по всему Абшерону, от Гобустана - до Баку. И возможно, следовало бы объявить историческим заповедником все побережье Каспия и запретить здесь строительство современных высоток, которое варварским рытьем котлованов уничтожает многие артефакты, находящиеся в глубоких культурных пластах этой священной земли. Хоть все это конечно, возможно лишь в идеале. Ведь мы – сегодняшние жители Абшерона больше озабочены иными ценностями…. Ценностями нашего «глиняного» сознания….


Встречаются мегалиты в поселках – Мардакян, Шувелян, Зиря, Сура-хана, Рамана, Гала. На Дюбендинской возвышенности, у начала дамбы, соединяющей материк с островом Пир-Аллахи и.т.д.и.т.п. Мегалитические сооружения, древние кладбища, огромные курганные захоронения. Встречаются здесь и отдельные прямоугольные двухкамерные погребения, составляющие в длину - 3-4 метра, есть и скальные погребения огромных размеров. Эти древние захоронения до сих пор почитаются народом как – «пиры». В Азербайджане издревле бытовал культ предков, но не каждому предку поклонялись. Должно быть, в захоронениях-пирах были упокоены какие-то выдающиеся личности? Возможно, родоначальники племен…? А может, древние жрецы? Впрочем, мы никогда и ничего о них не узнаем, время стерло их имена, да и содержимое большей части могил уничтожило.


И еще, все побережье Абшерона испещрено пересекающими весь полуостров с севера  - на юг двойными, глубоко прорезанными в скалистой абшеронской почве колеями, уходящими в море. Их здесь называют - «каменными дорогами». Каждая такая «дорога» состоит из двух-трех, а иногда пяти и более канав, глубиной от 5 - до 50 сантиметров. Впервые о них упоминал академик Ленц, побывавший в Баку в 1730-х годах. В XIX столетии о них писал азербайджанский историк  - А. К. Бакиханов, в XX веке - выдающийся азербайджанский историк - Сара Ашурбейли.


Происхождение этих «дорог», а главное их предназначение не ясно до сих пор. Если это древняя оросительная система, как предполагают некоторые ученые, то колеи не настолько глубоки, чтобы можно было бы представить их – каналами, к тому же они двойные. И оросительная система должна была бы брать свое начало у водоема с пресной водой, по аналогии с древними оросительными системами, имеющимися на территориях Азербайджана. Как например, каналы-«гяурархи» в Муганской низменности, берущие начало у истоков Куры. Эти же «дороги» берут свое начало на суше, в удаленности от рек и уходят далеко в море. Не могли они возникнуть и как следы от колес арабы(телеги), как предполагают другие. Расстояние между параллельными линиями не соответствует расстоянию между колесами телеги. К тому же, как-то плохо представляется поток телег, на протяжении многих веков идущих вдоль одних и тех же линий, с ювелирной точностью попадая в наезженные ранее колеи. А по-другому - не продавить в скальных породах таких глубоких следов, словно прорезанных каким-то грандиозным тяжелогрузным транспортным средством. Примерно таким, как… те миниатюрные скульптурные изображения эпохи, найденные в Гобустане. Те самые полеотические «кибитки» или «броневики», если, конечно, мысленно увеличить их до грандиозных размеров и представить их сделанными из металла.

Каменные дороги подобные абшеронским, были обнаружены на Мангышлаке, на Мальте, в Греции, Италии, Франции. Исследованием их занимались многие известные ученые мира, но кроме малоинтересных гипотез так ничего и не предложили. Загадка.

Вдруг подумалось, - что же могли бы возить в этих «кибитках»? С Севера – на Юг, к самому морю? В каменном веке…? И что переплавляли по морю, и в каком направлении? 
 
На территории Абшерона и на многих территориях Азербайджана имеются очень интересные отпечатки вроде бы человеческих ног, если, конечно, не принимать во внимание их невероятные – нечеловеческие размеры. Эти следы почитаются здесь издревле, кто-то называет их «следами пророков», кто-то – «следами святых». Интересно, кто же так «наследил» на Абшероне на самом деле? Загадка….


Загадкой являются и сами горы Гобустана, созданные матерью-природой не похожими одна на другую ни по цвету, ни по своей каменной структуре. Беюк–даш  сотворен из похожего на бетон, пятнистого серого камня с белыми вкраплениями. Есть здесь горы и возвышенности цвета терракоты, есть – желтые, цвета песчаника, как сияющая на солнце желтая слюдяная «Гуш-гая». А царственная Джингир-даг – голубовато-серая, отливающая перламутровым слюдяным многоцветьем.

И еще вдруг подумалось,- почему - «Беюк-даш», а не Беюк–даг, например? Если речь  идет о горе…? («Даш»- камень, «даг»-гора азерб). Возможно потому, что ни Беюк-даш(большие камни), ни Кичик-даш(малые камни) изначально горами не были…? А были нагромождением камней? Обработанных камней…? А может… древнейшими строениями, разрушенными в результате доисторического землетрясения и превратившимися в груду камней…? Дикая, конечно мысль, хоть и имеет право на существование. Тем более с учетом  того, о чем было рассказано выше.

 
И еще…. Беюк-даш и Кичик-даш несут на себе следы доисторического землетрясения в виде разломов. Джингир–даг же, как впрочем, и Гуш-гая, таких следов не имеют. Более того, они абсолютно гладкие, без единой трещинки, словно облитые сверху каким-то, похожим на слюду составом. Странно было бы предположить, что эти «слюдяные» горы образовались в более поздний период, уже после землетрясения. Странно и нелогично, ибо для образования гор необходим длительный геологический период. И горы  не возникают  вдруг и из ниоткуда. Словом, загадки.

 
Глядя с вершины горы на Гобустан, невольно проникаешься вопросом, - кем же был тот архитектор, создавший эту грандиозную мистическую каменную страну? Страну, рождающую вопросов больше, чем ответов на них. Страну, в общении с которой постоянно вступаешь с ней в риторику.



Петроглифы. 



Проследить временную последовательность наскальных рисунков - задача - не из простых. Долгое время при определении датировки наскальных изображений существовал научный метод, согласно которому наиболее древними изображениями следовало считать схематические знаки, изображения геометрических фигур, примитивные изображения людей и животных. Исходя из простой логики современного человека, искусство древнего человека должно было бы совершенствоваться от рисунка к - рисунку, от простого - к более сложному. По мере развития бинарной мыслительной способности умнеющего предка. И наиболее искусные и совершенные по своей умелости наскальные творения, согласно такой логике, должны были бы появиться намного позднее, чем более примитивные изображения.


В Гобустане все по-другому. Не многие знают, что наиболее искусные, с идеально соблюденными пропорциями, реалистичные, выразительные, сделанные по всем канонам художественно-сюжетной  композиции работы, как это ни покажется странным, являются самыми  древними экспонатами этого каменного музея. Они были добыты в самых нижних культурных слоях Гобустана и были датированы временем, соответствующим эпохе верхнего палеолита. По аналогии с этими рисунками определялся и возраст всех остальных экспонатов Гобустанского музея. По общим техническим приемам, сюжетам, чертам изображаемых моделей и.т.д.. И вырисовалась интереснейшая картина, - самый ранний гобустанец был намного искусней, чем все последующие. Потому что после него был долгий период творческого кризиса у древних гобустанских художников, словно они заново обучались искусству рисования. Впрочем, с редкими проблесками пробивающегося таланта. И только значительно позже вновь появятся прекрасные работы, достойные самых первых. Вот такая гобустанская диалектика. Остается только задать вопрос, - кем же были эти первые художники? И куда они потом делись?

Гобустанские изображения выполнены в различных техниках - методом резьбы по камню, выдалбливанием, шлифованием, примитивным процарапыванием по пористой известняковой породе. Впрочем, нацарапанных рисунков в Гобустане, как ни странно, было обнаружено не так много. Встречаются здесь и выбитые изображения, раскрашенные природными красками, преимущественно, красной и желтой охрой. Но больше всего в Гобустане  вырубленных, вогнуто–выпуклых барельефных изображений, они-то и есть самые древние и самые совершенные из всей гобустанской коллекции. Возраст которых по последним данным ученых оценивается примерно в 40 000 лет. Встречаются наскальные картины, где поверх более ранних изображений нанесены изображения более поздних эпох. Словно кто-то пытался копировать великое искусство своих предков, а иногда и дорисовывать, приписывая к более ранним рисункам новых персонажей, в результате чего возникали новые художественные композиции.


Интересно, что изначально при изучении Гобустана его наскальные рисунки археологами советских времен были отнесены к эпохе мезолита. А вслед за этим и вся культура древнего Гобустана была названа – «мезолитической». Правда, с оговоркой, что эпоха мезолита на этих территориях наступила очень рано, намного раньше, чем на других заселенных территориях Земли.


Необходимо пояснить, что деление периода каменного века на циклы, средним из которых является мезолит, весьма условно. И больше указывает не столько на хронологию, сколько на этапы в культурном развитии древних человеческих сообществ. Эпоха мезолита, согласно общепринятому научному положению, ознаменована в истории человечества разительным прогрессом по отношению к предыдущему периоду раннего (верхнего) палеолита.
К достижениям мезолитической эры относят изобретение лука и стрел, применение более усложненных, чем в палеотическую эпоху орудий труда. Возникновение охоты и рыболовства, приручение и одомашнивание диких зверей. А в редких случаях, зафиксированных пожалуй, лишь в Гобустане, и обретение навыка мореплавания при помощи подручных средств - плотов или простейших лодок. В этот же исторический период по мнению ученых, человек «заговорил», тогда же сформировались и общие нормы его общественного поведения состоящие из предписаний и запретов. Возникли и зачатки традиций, и даже его религиозных взглядов.

 Все мне понятно, кроме одного, что означает, - «наступил раньше времени»? Если известно, что самые ранние экспонаты этого музея, по осторожным оценкам ученых советской эпохи, были отнесены примерно, к – 20-15 тысячелетиям до н.э? То есть, к периоду, когда по мнению ученых человечество(преимущественно, неандертальдского типа) пребывало в самой начальной стадии каменного века? Выходит, что в этот же период здесь уже существовал человек кроманьонского типа и жил и развивался по совсем иным законам…? Вот и выразила, наконец, свою мысль.

 
В гобустанских рисунках относящихся к эпохе неолита, настолько четко прослеживается связь с предшествующим - мезолитическим периодом, что зачастую бывает довольно трудно их различить. Следы же неолита на его конечном этапе, поближе к переходу к эпохе энеолита, на самых первых стоянках Гобустана в «Анна-зага»( надел, сторона Аны -  азерб.) и «Кяниза»(залог-азерб), по мнению археолога Д.Рустамова, просматриваются весьма слабо. И по его же мнению жизнь на этих стоянках в этот исторический период была прервана. Возможно, в период перехода к энеолиту что-то произошло в Гобустане? Что-то – из ряда вон выходящее? Какие-то глобальные климатические изменения или катастрофа? Землетрясение? А может…  потоп, по причине которого древняя богиня на время покинула свое поместье в Гобустане…?


В раннешумерских хрониках есть упоминания о первом поместье богини Инанны в Арате, которое хроники называют примерно так же, как и ее гобустанское поместье - «NIN-ZA- 3-GA»- «чистое место Нин»(«Нин»- титул Ананы). Надел, который «Госпожа горной вершины» Ананна получила во времена, когда «боги делили между собой Землю». И в результате этого разделения ей было предоставлено «чистое место... чистая земля... светлейшее место» в горах, неподалеку от территории – «Тил-мун» (шумерское название обиталища шумерских богов и "небесных стражей", некогда находившегося в Эриду(Арате акк).