Награда

Алексей Филиппов
                НАГРАДА
Этот разговор я подслушал давно. Лет сорок назад. Не меньше. Тогда много еще живых фронтовиков было. И время другое было. Не любили они в те времена  наградами щеголять. Конечно, не все наград своих не  жаловали. Люди всякие бывают. Вот у Ивана Фомича всегда на пиджаке орден Красной Звезды висел.  Еще Митрич иногда по большим  праздникам три медали к видавшей многие виды гимнастерке прилаживал. А остальные….  Не помню я, чтоб с наградами они ходили. Хотя, я тогда еще маленький был, мне еще и десяти лет не исполнилось…. Может, запамятовал чего? Всяко бывает. Но вот один разговор фронтовиков я запомнил хорошо.
Как-то раз в престольный праздник собрались наши мужики на лавочке у дома дяди Вани Березина и разговорились. Как раз о наградах и разговорились.  Первым к той теме повернул Иван Фомич. Он глянул в безоблачное голубое августовское небо, шумно выдохнул, пуская наружу облако папиросного дыма, подвинул шляпу на затылок и молвил, только для того, чтоб слегка затянувшееся молчание прервать.
  - Вот такой же день светлый был, когда генерал Бутусов мне орден в Кенигсберге вручал. Я тогда пулеметным взводом командовал.
  - А мне «Славу» за Днепр дали,  осенью, - усмехнулся чему-то Никита Сухов. – Мы на лодке первыми на западный берег переправились, связь установили. Командиру взвода нашему - Героя дали, а нам - по ордену.
Я когда услышал о том, что дядя Никита орденом награжден, так чуть было не подпрыгнул. Во как удивился. Дядя Никита и, вдруг, с орденом? Он через дом от меня живет, и я частенько видел, как его пьяненького супруга тетя Валя по огороду мокрой тряпкой гоняет. Неужели орденоносцы жен своих с тряпками так бояться могут? Я-то удивился, а мужикам хоть бы хны. Воспоминания на них нахлынули.
  - А мне под Прохоровкой сам  Ротмистров вот эту медаль «За отвагу» вручил, - ткнул в крайнюю  медаль пальцем Митрич.
Дальше мужики стали вспоминать о том, как им вручали награды наперебой. Каких только городов я не услышал. Всё здесь смешалось: и Киев и Шепетовкой; и Берлин  с Веной и даже озеро Балатон пару раз в воспоминаниях моих односельчан промелькнуло. Оказалось, что каждого наград штук по пять было. Так разошлись они в воспоминаниях своих, что того гляди рукопашная начнется. И только дядя Ваня Березин молчал. Это молчание скоро заметил известный деревенский насмешник Натолька Свистов.
 - А ты чего, Ванюха, про ордена свои с медалями не рассказываешь? – толкнул Свистов дядю Ваню в бок. – Али рассказать нечего?
 - Выходит, что так, - вздохнул дядя Ваня, разминая пальцами папиросу «Прибой».  – Нет у меня орденов и нет медалей.
 - Так ты что, не воевал? – захлопал ресницами Натолька, видимо готовясь очередную шутку народу преподнести. – По пьяни что ли…
Но договорить насмешник не успел и, получив по загривку палкой, отбежал в сторону.
 - А вправду, Иван, что у тебя ни одной правительственной награды нет? – как на редкость строго спросил Березина Иван Фомич.
  - Не успели мне ничего вручить, - развел  руками Березин. – В сорок первом меня призвали.
 - Да, - почесал небритую скулу возле уха Ефим Трондин, - в сорок первом орденов не давали. Винтовку в зубы и вперед…
  - С винтовкой -  это благодать, - усмехнулся дядя Ваня, - а мне и её подержать не пришлось.
  - Так, значит, ты не воевал все-таки, Ванюха,  - вновь полез со своими выводами Натолька, а потом, обернувшись к мужикам, заржал во всё горло. – А я чего говорю, мужики! По пьяни с ним всё случилось. По пьяни!
И вновь насмешнику пришлось от палки увернуться. Натольку мужики прогнали за бутылкой, а сами поплотней к Березину подтянулись, рассказывай, мол, как ты без винтовки воевал. А мы, пацаны малолетние, тоже поближе к лавке подобрались.  Интересно же.
 - В ноябре сорок первого попал я на Волховский фронт.  Ох, жарко там было. Рано утром, затемно еще, ссадили нас с поезда ,и повели лесной дорогой в полк. Часа полтора мы шли. Сперва-то тихо было, а потом, как вдарит канонада со всех сторон! Поджилки затряслись.  Здорово мы перепугались тогда.  А как загремело, командиры нас бегом погнали. Прибежали на опушку, а там народ  туда-сюда шебутится. К атаке все готовятся, вроде.  Нас тут же комиссар в ельник отвел, и речь там  перед нами держит. Так, мол, и так, Ленинград в опасности, выручать надо. А чтоб выручить город Ильича, надо непременно деревню, ту, что при дороге стоит, взять.  И мы для этой цели сейчас все на штурм побежим. Потом он сказал, что винтовок на всех нет, и винтовки дадут тем, кто на армейской службе побывал. Мне винтовки не досталось. Дали саперную лопатку и велели держаться рядом с Колькой Платоновым, дескать, как убьют его, так винтовка сразу моя. Так мы с Колькой рядышком на штурм побежали. А как из траншеи выбирались, я ногой на бойца убитого наткнулся. Молоденький такой лежит, безусый еще, а по белой щеке черный кровавый след . И такое зло меня на фашиста взяло за этого мальчишку, что готов был я всех их лопатой на мелкие куски порубать. Только попади мне тогда кто под руку! Об винтовки уж не думаю, а только вперед на деревню смотрю. Горит всё внутри! И тут кто-то меня за ногу так дернул, что у меня в глазах потемнело и не помню больше ничего. На второй день в госпитале очухался. Вот так я и повоевал.
 - Конечно, - степенно качнул головой Иван Фомич, - за такой бой правительственную награду не дадут.
 - Как не дадут?! – вдруг весело рассмеялся дядя Ваня, показывая всем пустую штанину, свисающую с обрубка правой ноги. – А это не награда, разве? Вот она, награда моя!