Стихосложение, как случайный процесс

Дмитрий Маштаков
                ... И чем случайней, тем вернее
                Слагаются стихи навзрыд.
                Б.Пастернак

   В стихосложении проявляется эвристический способ мышления, который характерен для человека по своей сути. Для того, чтобы в этой сути разобраться, рассмотрим простейшую модель - процесс возбуждения отдельного нейрона ( явление, достаточно изученное, Вы можете прочесть об этом в Википедии).
   Аксоны других нейронов через синапсы поставляют медиаторы ( так называются специфические химические вещества) в синоптическую щель ( зазор между синапсом и телом нашего нейрона). Медиаторы связываются с мембраной нейрона и на короткое время открывают натриевые каналы, по которым ионы натрия проникают  в тело нейрона. Каждый ион натрия несёт положительный заряд, поэтому на короткое время ( канал через 1 мсек закрывается специальной молекулой-крышкой, а другие каналы-насосы восстанавливают концентрацию ионов натрия внутри нейрона) потенциал нейрона повышается. Образуется небольшой  пичок потенциала на внутренней стороне мембраны нейрона.
   Вовсе не факт, что величина этого пичка будет достаточна для возбуждения нейрона. Чтобы пичок был значимым, одновременно должно открыться достаточно много натриевых каналов.
   Вот с одновременностью-то и не всегда в порядке. Медиаторы в синоптической щели движутся хаотично, им не укажешь, куда надо прикрепиться. Они даже иногда покидают родную синоптическую щель и прикрепляются к другим нейронам, в местах, которые им "кажутся" химически подходящими для этого.
   Кроме того и исходный потенциал нейрона может быть понижен - наряду с натриевыми, повышающими потенциал каналами, существуют тормозящие синапсы, работающими на пару с каналами, проводящими внутрь нейрона отрицательные ионы хлора.
   Таким образом, исходный потенциал нейрона, а, соответственно, и восприимчивость его к возбуждению, могут быть различными.
   Представим теперь, что медиаторов много. Тогда пички положительного потенциала следуют частой и случайной россыпью и иногда накладываются друг на друга. Однако, по прежнему, ровно ничего не происходит, вплоть до того момента, когда в результате случайного наложения многих пичков не будет превышен некий пороговый уровень возбуждения нейрона.
   Вот тогда-то всё и начинается. Срабатывает химический спусковой механизм, все натриевые каналы открываются, и потенциал тела нейрона резко повышается.
   Возникает так называемый "потенциал действия". Потенциал действия распространяется по аксонам нашего нейрона, на окончаниях аксонов выделяются медиаторы, возбуждаются новые нейроны. Таким образом активизируется целое сообщество ( назовём это сообщество "термом") клеток в коре головного мозга.

   Поднимемся теперь от этой простой модели к поэзии. Будем понимать под поэтическим термом новую строку стиха, а активизацию терма потенциалом действия назовём поэтическим озарением. В терм входит некоторый набор слов с готовой ритмической основой, рифмой и зрительными образами, которые ассоциируются с этими словами. В поэтическом творчестве терм осознаётся сразу, в готовом, или уже почти готовом виде - обращаю внимание на эту особенность. Для того, чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим процесс поэтического озарения более подробно.
   Я думаю, что в нашем подсознании существует великое множество "тёмных" термов. Тёмных - потому, что их активация медиаторами не достигает порогового уровня. Они "живут", но они спят. Потенциал действия поднимает терм из подсознания, терм из "тёмного" становится "светлым". В сущности своей, это не что иное, как вспоминание. Поговорим о памяти более подробно.
   Откуда берутся, и как самоорганизуются "темные" термы?
   Можно предположить, что "тёмные" термы - это забытые "светлые" термы. Забытые, но сохранившие внутренние и внешние связи.  Предположим, что существует некий терм А, который воспринимается как причина, или как прямое и недвусмысленное указание на другой терм, обозначим его буквой В. Прямая связь от А к В запоминается. Такая связь, в частности, может быть выражена словами: В является следствием А. И этой связи соответствует некая реально существующая нейронно-аксонная цепочка.
   Вместе с тем запоминается и обратная, ассоциативная связь: А может быть причиной В. И этой связи также соответствует своя нейронно-аксонная цепочка. Итак - А указывает на В по прямой связи, а В указывает на А по ассоциативной связи.
   На В по прямой связи может указывать не только А, но и А1, А3, А5, и так далее.
   Пусть А по прямой связи указывает также на С; в свою очередь, С по ассоциативной связи указывает на А, А2, А4, А6, и так далее.
   Теперь я раскрываю карты: А - поэтический терм, строка стихотворения, возникающая в момент поэтического озарения, В - внутреннее эмоциональное переживание автора, С - структура стиха, его ритмический и рифменный рисунок.
   Как Вы думаете, что получит автор, если напряжётся на пунктах В и С ? Да, медиаторы будут у термов А1, А2, А3, А4, А5, А6, и так далее, но двойное их число будет только у терма А, поскольку во всех других случаях наблюдается разнобой.
   Вы видите, какой замечательный, точный и автоматический отбор получается: рождается сразу готовая строка и по семантике, и в рифму. Разумеется, Вы всё это хорошо знаете по своему собственному опыту, а я только объясняю, почему так происходит, исходя из физиологических основ нашего мышления.
   Предположим теперь, что сочиняет стихи не поэт, а некто, назовём его графоманом. И он то ли не может одновременно напрячься на пунктах В и С, то ли пункт В оставляет без внутренней эмоции, сосредоточившись лишь на фабуле. В результате угадывается весь ряд А1, А2, А3, А4, А5 ,А6 и вовсе не обязательно - А, безо всякого отбора, и из этого ряда берётся то, что красивее или оригинальнее звучит. Результат понятен.
   Хорошие стихи пишутся только с большим эмоциональным напряжением, и, хотя новые строки возникают в результате случайного процесса, они оказываются очень точными. Строки Б.Пастернака, взятые эпиграфом к данной статье, вовсе не придумка автора, а точное наблюдение, точное выражение сути стихотворного процесса.

   "Тёмные" термы не находятся в подсознании в неизменном состоянии. Они иногда просветляются по разным поводам, обновляётся и видоизменяются, но связи, старые связи, может быть не в полном объёме, но остаются. Сочиняя стихи, мы этими старыми связями пользуемся - каждый, наверное, замечал за собой, что иногда он использует свои старые рифмы.

   Напоследок приведу несколько примеров.

Терм А. "Мороз и солнце; день чудесный!"
         терм А по прямой связи указывает на терм В, а также на терм С,
несущий, с соответствии с тем, что говорит Ю.М.Лотман, инерцию ритмики.

Терм В. Образ зимнего солнца за окном.
        терм В по ассоциативной связи указывает на А, А1, А2, А3.

Терм С. Структура стиха. Некое "мычание", эхо А - ло Ло_ли Ло_ле Ле_лу Ле_сный
        терм С по ассоциативной связи указывает на А, А1, А2.

Терм А1. "Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
          Пора ..."
          продолжение А с теми же ассоциациями от термов В и С.

Терм А2. "В избе натопленной и тесной
          готовят лыжи ..."
          другое продолжение А с теми же ассоциациями.

Терм А3. "А за окнами мороз.
          Там малиновое солнце ..."
          ассоциация от В, не связанная с С.
--------
   Заключение.
   Рассматривая стихосложение, как случайный процесс, мы ввели понятие "терм", а если быть поточнее, надо было бы употребить выражение "терм сознания". То, что человек мыслит именно термами, поочерёдно поднимая их из тёмной области подсознания, в ходе случайного пичкового процесса, подобно тому, как возбуждается отдельный нейрон, - является гипотезой, многие конкретные стороны которой в настоящее время не являются ясными, но, как мне представляется, гипотезой весьма правдоподобной и многое объясняющей.
   Вот Вы вспоминаете о чём либо, или ждёте поэтического озарения - нет, нет и вдруг приходит, и безо всякой внешней подсказки. Почему ? Да просто пички никак не совпадали, а потом случайно совпали. Надо просто подождать.
   Само понятие "терм" - достаточно расплывчато, границы его нечётко прорисованы, что проявляется в том, что очертание терма в просветлённом виде не повторяется раз к разу. Очертание терма сильно меняется, поскольку его состав определяется не только соседями по сообществу, но и внешними наслоениями пичкового фона, идущего из очень разных мест - где-то сильнее, где-то слабее, и вот уже терм представляется другим, не похожим сам на себя.
   Достаточно сказать, что и зрительные образы у каждого - свои. Тем не менее, рассуждения, связанные с понятием "терм сознания", мне кажутся продуктивными.
---------------
   Литература. В.В.Шульговский "Основы нейрофизиологии".
===============
В связи с тем, что я узнал (Анохин Константин Владимирович. Лекция на ТВ "Культура" "Мозг и разум") уточняю - то, что я называл "термом сознания", специалисты называют когом.
Ког - от слова "когнитивность" - познание, изучение, осознание. Ког - сообщество нейронов, связанное в элемент сознания ( поведенческий, понятийный или ситуационный ).
Коги существуют не только у человека. Например, пчёлы способны отличать манеру письма Мане от манеры письма Пикассо, и, после некоторой тренировки, летят на ту ( незнакомую для них ! ) картину, у которой рассчитывают встретить чашечку с мёдом.