Каганович, - и архитектура

Юрий Прокуратов
Каганович Лазарь (1993, Киев – 1991, Москва), соратнк Сталина.

* * *

Известен исторический анекдот о том, как Каганович предлагал Сталину снести храм Покрова на Рву на Красной площади, который якобы мешал проходу демонстраций, сняв модель храма с объёмной схемы Москвы, на что Сталин будто бы ответил «Лазарь, поставь на место».

Исключительная роль в проектировании здания (гост. «Москва») принадлежит тов. Л. М. Кагановичу, который неоднократно давал проектировщикам и строителям ценнейшие указания. (А. Щусев)

История сноса Сухаревой башни в Москве.
Сообщение о предстоящем сносе башни было опубликовано в газете «Рабочая Москва» 17 августа 1933 г.

В конце августа 1933 г. группа архитекторов обратилась к Сталину с письмом-протестом «против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля»

Сталин Кагановичу 3 сентября: «...Возможно, что архитекторы правы насчет Сухаревой башни. Вопрос конкретный и решить его можно только в Москве»

18 сентября 1933 г. Сталин шлет Кагановичу шифровку: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к тому, что ее надо обязательно снести… Архитектора, возражающие против сноса – слепы и бесперспективны…».

Каганович отвечает 20 сентября: «О Сухаревой башне: после вашей 1-ой телеграммы я дал задание архитекторам представить проект ее перестройки…
Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, но сказал им, что это зависит от того, насколько их проект разрешит задачу движения. Теперь я бы просил разрешить мне немного выждать, чтобы получить от них проект. Так как он, конечно, не удовлетворит нас, то мы им объявим, что Сухареву башню ломаем. Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую это дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта».

Сталин соглашается: «Насчет Сухаревой башни я Вас торопить не собираюсь.