Векторное кольцо. Глава 2

Тамара Костомарова
       Нина и Марина – обе жены Евгения Дмитриевича – оставили на память как раз ту самую боль, мысли о которой нет-нет да и приходили ему в голову. Особенно Марина, потому что она не только лишила его сына, но и отняла маленькую надежду на будущее. Нина ничего не отнимала, но и она – как-то так получилась – тоже не задела его души. Она с удовольствием вела хозяйство, но в отношениях с мужем всегда держалась в тени, и происходило это не потому что она испытывала непонятную робость к нему (возможно, по неопытности), а потому что не чувствовала ответной глубины притяжения, которую хотела бы чувствовать. Она перестала возражать ему, – хотя и так редко возражала, будто не имела собственного мнения, – а потом и вовсе замкнулась, словно стеной отгородилась, и после двух лет совместной жизни эта очаровательная пухленькая блондинка с голубыми доверчивыми глазами Евгению Дмитриевичу разонравилась совсем.
       Марина же была полной противоположностью Нине. Кареглазая, восточного типа молодая женщина, темноволосая и стройная, несколько располневшая после родов, она безумно любила литературу  и души не чаяла в живописи. Они кстати и познакомились в художественном училище, будучи студентами. Марина родила ему сына Димку и – в отличие от Нины – могла с честью выиграть любой спор, да и постоять за себя умела. Но что-то у Евгения Дмитриевича и с ней не заладилось. А не заладилось по причине, как раз прямо противоположной: если Нина не нравилась из-за того, что не смела возразить, то Марина раздражала именно тем, что, вступая в полемику, с некоторой запальчивостью и даже, бывало, с резкостью отстаивала свои права.
       В общем, ни с той, ни с другой  ничего не сложилось. И годы пролетели, как один миг, и не заметил он, как в поисках идеала, все мечты его рассыпались-разлетелись, и вот ему уже пятьдесят, а он до сих пор один-одинёшенек, и судьба к нему, похоже, так и не благоволит.
И всё же та самая мечта, которая теплилась в тайниках его души, продолжала жить и согревать его сердце, и от неё Евгений Дмитриевич отказываться не собирался, хотя после развода с Мариной в течение многих лет он и думать об этом не хотел. Но время прошло, и он снова начал надеяться на будущее – мечтать о той единственной и неповторимой, с которой сможет прожить в радости и согласии остаток своей жизни.


*   *   *
      
       В последнее время в муниципальном дворце профсоюзов стали давать вечера «Для тех, кому за тридцать», – Евгений Дмитриевич взял за правило почти регулярно наведываться туда.
В один из таких вечеров он познакомился с Надеждой Викторовной – учительницей по профессии – милой и симпатичной женщиной его возраста. У неё был сын, подросток, и всё бы ничего, но сын… Он совсем не слушался матери и часто грубил ей, – а это, извините, никому не понравится.
       Свои нелады с сыном Надежда Викторовна переживала болезненно, но Астахова в подробности этой, слишком ранимой для неё темы, посвящать не стала, а вот побеседовать с сыном по-мужски на предмет уважения к матери, всё же попросила. И как-то, зимним декабрьским вечером Евгений Дмитриевич попытался было заняться его воспитанием, но эти попытки тот пресёк раз и навсегда, сказав при этом также грубо, как и своей матери:  «Не лезьте не в своё дело! Да и вообще, кто вы такой?»
После этого у Евгения Дмитриевича пропала всякая охота беседовать с ним, а заодно и встречаться с его матерью.
       Из нескольких встреч с Надеждой Викторовной Астахов вынес только одну пользу: из её слов он знал теперь, как можно приоткрыть тайну своего будущего. Как сказала однажды Надежда Викторовна,  «существует некая формула, по которой выходит, что – чтобы узнать своё будущее, надо к тому, что  есть, прибавить то, что уже было. И вообще, - философски заметила она, - никто из нас не является началом. Каждый из нас есть продолжение прошлого…» Евгений Дмитриевич так и не понял тогда, к чему относится её последнее утверждение.

       В дом профсоюзов он больше не ходил. Часто по вечерам, отрешённо глядя в экран телевизора, он раскладывал пасьянс из «формулы будущего» (так он окрестил её про себя) и думал: «Если вспомнить моё прошлое, то эта часть формулы получается со знаком минус, если проанализировать настоящее, то тоже со знаком минус. И что же? Выходит, у меня нет будущего? Чушь какая-то!»
После этих размышлений ему становилось совсем одиноко.
Он конечно знал, что каждому человеку присуще желание казаться лучше, чем он есть на самом деле, – зная это, пытался судить людей и себя, как ему казалось, вполне объективно. Когда это получалось, принимался уже по-настоящему истязать себя, но лишь в той части своего философского анализа, в которой он должен был вовремя и соответствующим образом защитить себя от лжи и других человеческих напастей.
 
       И всё-таки иногда его донимали сомнения. Ну, например: правильно ли он поступил с братом, сделав всё возможное и невозможное для того, чтобы после смерти матери, тот с семьёй навсегда выехал из их родительской коммунальной квартиры, в которой Астахов жил теперь один и которая была его единственной радостью и гордостью, да и ценностью тоже.
Прав ли он был с матерью, когда, не веря в её плохое здоровье,  отмахивался от её маленьких и больших просьб, да и от неё самой, а теперь вот, когда её давно нет на этом свете, часто ходит на её могилку и просит у неё прощения.
Правильно ли он поступил с первой женой, Ниной, когда она – уже после развода – не в силах пережить навалившуюся депрессию, пришла к нему в надежде найти хотя бы крупицу сострадания, а он, затаившись и сделав вид, что его нет дома, так и не ответил на её стук.
Прав ли он был и тогда, когда с матерью Марины тем памятным зимним вечером поступил более чем непочтительно, обвинив её в том, что при покупке продуктов в магазине она истратила лишних пять рублей.

       На Марину Евгений Дмитриевич был обижен ещё и за то, что она, приехав однажды с Димкой в его город, чтобы познакомить мальчишку с домом, где он родился, даже и не подумала привести сына к нему –  родному отцу, – а просто прошла мимо с соответствующими комментариями. И эта не проходящая обида, будто ножом, терзала и мучила истомившуюся душу Астахова.
       Но Евгений Дмитриевич помнил также и то,  как два года назад он мастерски починил пожилой соседке её старый, почти развалившийся плательный шкаф. И вообще, у него были золотые руки. Ведь это он, а никто другой, провёл к себе в квартиру водопровод и устроил так, что «все удобства во дворе» навсегда канули в Лету, чему он был несказанно рад и чем заслуженно гордился. Ведь это он, и никто другой из их восьмиквартирного дома старой деревянной постройки, разбил во дворе изящную клумбу и по фасаду той части дома, куда выходили окна его гостиной (так он называл свою вторую комнату), протянул ветви многолетней симпатичной калистегии, которая радовала его и соседей до самой глубокой осени. Этими же золотыми руками он построил себе и великолепный добротный погреб из красного кирпича, который получился на редкость просторным, сухим и холодным. Никогда не отказывал он в помощи и своим сотрудникам, в основном женщинам, которые нет-нет да и обращались к нему с мелкими просьбами.
       От воспоминаний у него начинала болеть голова, и, приняв транквилизаторы, он шёл на улицу подышать свежим воздухом. Гуляя по освещённым улицам родного города и не замечая прохожих, Евгений Дмитриевич  всё чаще думал о том, что так жить больше нельзя и нужно срочно что-то предпринять.

http://www.proza.ru/2011/04/19/29