Григ

Константин Рыжов
Эдвард Хагеруп Григ родился  в июне 1843 г. в Бергене (одном из древнейших городов Норвегии), в семье британского консула и коммерсанта. Детские годы композитора прошли  в тихой, спокойной обстановке провинциального быта. В семье царила строгая дисциплина, порядок и любовь к труду. Семья Григов была очень музыкальна. Первые уроки игры Григ получил у своей горячо любимой матери, которая была  высокоодаренной, талантливой пианисткой. Обучаясь в бергенской школе, Григ написал свои первые самостоятельные вариации. Затем эти опыты были продолжены в Лейпцигской консерватории, куда Эдвард поступил в 1858 г. Однако настоящий творческий подъем Григ испытал, когда покинул в 1862 г. Германию и отправился совершенствовать свое мастерство в Копенгаген. В своем очерке «Мой первый успех» он позже писал: «Туман Лейпцига застилал мой взор. Но когда годом позже я приехал в Данию, завеса спала, и моему восхищенному взору представился мир красоты, прежде скрытый от меня Лейпцигским туманом. Я нашел самого себя и с необычайной легкостью преодолевал все трудности, которые в Лейпциге казались мне непреодолимыми. Повинуясь своей собственной фантазии, освобожденной, наконец, от пут, я за короткий срок написал одно за другим несколько довольно крупных произведений. И хотя критики поначалу называли мою музыку вычурной и странной, это не могло сбить меня с моего пути. Теперь я твердо знал, чего хочу, и с воинственным пылом устремился к новой цели, которая непреодолимо влекла меня к себе». К числу упомянутых маэстро «довольно крупных» произведений относится Первая (и единственная в его творчестве) симфония, которая имеет в себе явные следы подражательности и ученичества. Гораздо оригинальнее был сборник романсов «Мелодии сердца» на стихи знаменитого сказочника Ханса Кристиана Андерсена. (Самый прославленный романс этого цикла «Люблю тебя» посвящен Нине Хагеруп – будущей жене Грига). Тогда же он создает фортепианный цикл «Юморески» на мотивы народных норвежских танцев и Первую фортепианную сонату.

В 1865 г. Григ совершил самостоятельное концертное турне по Германии и Италии. В Риме он познакомился с прославленным норвежским драматургом Генриком Ибсеном, чье творчество всегда глубоко волновало его. В 1866 г. композитор вернулся на родину и вскоре получил место главного дирижера кристианийского Филармонического общества. Оркестр, оказавшийся под его началом, был небольшой и весьма посредственный. Но это было лучшее, что можно было найти в столице тогдашней Норвегии. Прежде чем приступить  к оркестровым репетициям Григу приходилось прилежно разучивать  партии с отдельными исполнителями. Однако не это огорчало молодого дирижера. Гораздо сильнее ранили его косность и неприязнь  публики, глубоко равнодушной к норвежской музыке. Концерты, которые с таким трудом устраивал Григ, по его собственному признанию «не приносили ни  гроша дохода». Чтобы содержать семью ему приходилось постоянно подрабатывать частными уроками.
В эти годы нужды и невзгод Григ начал работу над «Лирическими пьесами» для фортепиано (первая тетрадь вышла в 1867, последняя – в 1901).  Сочетание простоты, доступности и тонкого артистизма сделали их классическим образцом фортепианной миниатюры. Другой сборник этой поры - «Норвежские народные песни и танцы». В двадцати пяти небольших пьесах  здесь раскрываются различные стороны народной жизни и народного характера: природа и труд, суровая скорбь  и праздничное веселье, светлая лирика любви и жизнерадостный юмор. Вместе с тем Григ постарался охватить все жанры народного фольклора – веселые танцы, свадебные песни, старинные баллады, пастушеские напевы, любовную лирику и героику, плачи и причитания. Он  выпустил так же три сборника песен на стихи норвежских и датских поэтов (в их числе такие шедевры, как «Колыбельная Маргариты» на слова Ибсена и «Горе матери» на слова Рикардта). На родине талант Грига долго не получал признания. Только европейская слава, пришедшая к нему в 70-х годах (одним из первых отдал должное его таланту Лист), пробудила в норвежцах интерес к его творениям. Концерты Грига стали собирать все больше народу. В 1871 г. его стараниями в Кристиании было создано Музыкальное общество.
 
В 1874 г., после того как Григ получил пожизненную государственную  пенсию (1600 крон в год), он смог отказаться от концертов и полностью сосредоточился на творческой деятельности. В том же году он переехал в родной Берген.  Ибсен, живший тогда в Дрездене, обратился к Григу с просьбой написать музыку к драматической поэме «Пер Гюнт», которую он готовил к сценической постановке. Григ согласился, надеясь быстро выполнить задуманное. Однако работа оказалась весьма непростой и растянулась на два года. Особую трудность для композитора представляла сложная, многогранная композиция ибсеновской пьесы. Подобно «Фаусту» Гёте «Пер Гюнт» - это свободная драматическая поэма, в которой полет фантазии автора не скован  рамками сценической условности. В состав  музыкальной композиции драмы  входили  чисто симфонические эпизоды, танцы, мелодрамы, хоры и сольные песни. Вместе с тем Григу были чужды сатирические аспекты пьесы. На создание замечательной музыки его вдохновили, прежде всего,  картины изумительной природы Норвегии, фантастические лесные сцены и те эпизоды, в которых запечатлелись  чувства и переживания героев – их любовь и отчаяние, воспоминания и надежды. Спектакль, поставленный 24 февраля 1876 г. с музыкой Грига, имел колоссальный успех. С этого дня началась мировая слава «Пера Гюнта». Позже  композитор  составил из музыкальных номеров к драме две оркестровых сюиты (1888 и 1891 гг.), в каждой из которых по четыре части.

«ПЕР ГЮНТ» (две оркестровые сюиты). Первая часть Первой сюиты «Утро» - чудесный музыкальный пейзаж. Светлая, прозрачная мелодия  напоминает  спокойный, безмятежный  пастушеский наигрыш, тем более что играет ее флейта. Но дальше  она звучит у разных инструментов, расцвечиваясь самыми разнообразными красками. Пасторальный дуэт флейты и гобоя, теплое звучание струнных, пение валторны и щебетание флейт рисуют картину пробуждающейся природы. Вторая часть «Смерть Озе» - нисколько не похожа на первую. Скорбная, медленная музыка передает состояние Пьера Гюнта, сидящего у тела умирающей матери и вспоминающего многие годы, прожитые с ней. Маленькая симфоническая прелюдия поражает возвышенной, строгой красотой. Она проста, как народная песнь, немногословна, как поэтическая эпитафия. Но сколько искренней и сердечной скорби в теплом звучании струнных, в плавном движении поющих голосов! Восходящим интонациям первой части отвечают тихие, замирающие «вздохи» второй. Вопрос и ответ, подъем и спад, недолгое просветление и медленное угасание, выражающее трагизм уходящей человеческой жизни. Со второй частью контрастирует изящная, грациозная и живая  третья - «Танец Анитры». В пьесе он сопутствует  пляске девушки перед Пером в Аравийской пустыне. Анитра - воплощение чарующей грации и красоты, ее пляска легка и воздушна. Но это коварная красота. Гибкая, вьющаяся тема танца сразу же приобретает характер изменчивости. Четвертая часть «В пещере горного короля» - это марш, который в спектакле звучит в подземном царстве Доврского деда. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Приглушенно, как будто издалека, доносится странный, причудливый марш. Начавшись  в  низком регистре, у контрабасов и фаготов, тема постепенно завоевывает весь оркестр, звучит все громче, увереннее и, наконец, мощно, даже грозно. Движение убыстряется, и кажется, будто музыка переходит в какой-то безумный вихрь.

Вторую сюиту Григ составил через несколько лет после Первой. Лучший номер в ней – «Песня Сольвейг». Однажды на одной свадьбе  Пер видит среди гостей прекрасную незнакомку. Тоненькая, с белокурыми косами, она поразила Пера своей красотой, скромностью, застенчивостью… И вот спустя много времени она приходит в избушку к Перу и говорит, что любит его, что из-за него покинула всех своих родных и будет с ним всю жизнь. Но Пер понимает, что не имеет права быть с Сольвейг, ибо несет на себе груз позорных поступков. И он уходит, а Сольвейг обещает  вечно ждать его. Музыка «Песни» нежная и задумчивая – одно из самых совершенных творений Грига. Здесь есть и непринужденность  народных напевов, и элегическая, щемящая сердце грусть, и хрупкая, женственная грация. Венчает весь цикл «Колыбельная Сольвейг». Под эту песню Пер Гюнт, уже глубокий  старик, возвратившийся после многолетних скитаний к слепой, состарившейся, но по-прежнему влюбленной в него Сольвейг, умирает в конце драмы. Трагизм  всей этой сцены  в безмятежном спокойствии  музыки, в которой неразрывно слиты свет и тени, нежность и печаль, в полной ее отрешенности от всех   волнующих душу мятежных человеческих чувств.
 
После создания «Пера Гюнта» для Грига наступила пора мирового признания. Его сочинения исполняются во всех странах; его имя называют в числе крупнейших  мастеров европейской культуры. И как раз в это время у Грига наступает тяжелый творческий кризис. Плодотворные, богатые достижениями годы  сменяются периодом долгого молчания. Григ берется то за одну крупную вещь, то за другую, но бросает их незавершенными. В конце концов, композитор совершенно отказывается от монументальных замыслов, целиком сосредоточившись на малых формах. Трагедию творческого упадка усугубили тяжелые недуги: ревматизм, астма и туберкулез. Последние годы жизни Грига были временем физических страданий и постоянной борьбы  с неумолимой болезнью. День ото дня он чувствовал себя все слабее. Тем не менее, как раз в эти годы Григ возвращается к активной концертной деятельности и выступает во многих  европейских городах. Умер композитор в сентябре 1907 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281