Почему я решил выйти из КПСС

Любомир Павлов
                ***   

                «Коммунистическая партия Советского Союза и впредь будет
                высоко нести победоносное знамя марксизма - ленинизма,
                выполнит свой интернациональный долг перед трудящимися
                всех стран, посвятит все свои силы борьбе за интересы
                народа, за достижение великой цели - построению
                коммунистического общества.
                Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение людей
                будет жить при коммунизме!»
 
                (материалы XXII съезда КПСС 1961 г.)
 
                Однако, как говорится, легко сказка сказывается,
                да не легко дело делается...               
               
                ***

1961 год, отслужив три года в СА, я студент Карагандинского педагогического института.
Это год, когда меня принимают как кандидата в  члены КПСС.
 Начинается новая, очень интересная жизнь.
Помимо занятий в институте, я с энтузиазмом, начинаю изучать опыт первых бригад коммунистического труда, выезжаю на предприятия, устанавливаю связь с коллективами рабочей молодёжи, начинаю пропагандировать моральный кодекс строителя коммунизма .


Согласно партийного писания, скоро должно  было наступить благодатное время,   когда, если верить написанному,   «все источники общественного богатства ПОЛЬЮТСЯ ПОЛНЫМ ПОТОКОМ и осуществится великий принцип - от каждого по способностям, каждому - по потребностям.»  Нам говорили, что это должно непременно случиться не далее как через 20 лет, т.е. в 1980 году.
Изучая  материалы  XXII  съезда КПСС, я  рисовал себе  радужные перспективы...
 

Однако вскоре, мне пришлось умерить свой романтический энтузиазм... Однажды, во время  семинарского занятия, я попытался опровергнуть, на мой взгляд, сомнительный тезис о необходимости повышения «боеспособности партии» и  её  «руководящей и направляющей»  роли в период  построения коммунизма. В Программе партии было прямо заявлено, что «диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР», а государство диктатуры пролетариата превратилось в «общенародное государство, в орган выражения интересов и воли всего народа».


Учитывая, что партия представляет собой ОРУДИЕ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА, то мне представлялось вполне естественным и логичным, что с отмиранием ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА, должно последовать и ОТМИРАНИЕ ПАРТИИ. После этого занятия, меня пригласили к заведующему кафедрой истории КПСС,  где мне, как единственному молодому коммунисту в группе,  было высказано предупреждение  за «политически незрелые суждения, которые оказывают отрицательное влияние на группу». Со временем, мой  коммунистический романтизм медленно, но неуклонно стал угасать, под влиянием будничной прозы реальной жизни, уступая место критичному рационализму и прагматизму.


Произошло событие, заставившее меня сильно усомниться в нравственной чистоте воспитательных  методов нашего партийного руководства. Это были методы, которые, как мне представлялось,   не имели  ничего общего с высоко нравственными заповедями «строителя коммунизма».
Как - то, во время перерыва, когда наша группа переходила в другую аудиторию,  ко мне подошёл неизвестный мужчина. Это был человек высокого роста одетый в хорошо  сидящий гражданский костюм, с характерной выправкой военного службиста. Он сказал, что хотел бы со мной поговорить,  как с коммунистом и  предложил зайти в свободную аудиторию. Мне было предложено сотрудничество с органами Госбезопасности. Я должен был  докладывать о всех «антисоветских настроениях»  в студенческой среде. Мне предлагалось стать тайным осведомителем свидетельствующим против своих товарищей.


По своим  нравственным убеждениям я не мог принять такое предложение, поскольку всегда считал  подобного рода «деятельность»,  высшим проявлением нравственного падения. Я вообще не мог понять, зачем в период «развития социалистической демократии и творческой активности народных масс» необходим такой рудиментарный орган как КГБ… Я отказался от сотрудничества, уклончиво сославшись на свою, в самом деле,  чрезмерную занятость. В то время я уже был женат, мы снимали квартиру далеко на окраине города, дорога в одну сторону занимала более двух часов, помимо этого я работал лаборантом и вёл уроки в вечерней школе рабочей молодёжи.


Следующим событием, окончательно подорвавшим мои надежды на построение коммунистического общества,  стало так называемое «временное повышение цен»  на основные продукты питания. После этого я стал сильно сомневаться в том, что нам вообще когда ни будь удастся построить  общество коммунистического  изобилия.   Реальная жизнь, к сожалению,  оказалась на много сложнее и прозаичней,  чем я ранее ожидал…
Конец семидесятых, мы с женой работали в сельской школе, снимали квартиру в частном доме с протекающей крышей.  У нас двое малых детей, семейный бюджет не дотягивает до 200 рублей в месяц.


В газете «ПРАВДА» я прочитал статью, где говорилось о том, что прожиточный минимум в стране, в расчёте  на стандартную семью из четырёх человек, (муж, жена, двое детей), составляет 305 рублей 60 копеек в месяц. По социологическим стандартам выходило, что наша семья живёт в НИЩЕТЕ.
Я конечно не удержался и написал в «ПРАВДУ» возмущённое письмо с целой серией вопросов.
Результат моего поступка превзошёл все мои ожидания… Полученный мной ответ от редакции  «ПРАВДЫ» был лаконичен и выразителен. «Ответ»  гласил: «Ваше письмо направлено в Ваш районный комитет партии, где Вам дадут исчерпывающие ответы на все интересующие Вас вопросы»...


Вскоре меня вызвали в бюро райкома партии. Мои вопросы были оценены как «провокационные» и «антисоветские». Мне дали понять, что мой поступок не совместим с членством в партии и если я не сделаю после  этого правильных оргвыводов,  то выводы сделают они -  меня исключат из партии, что сделает не возможным мою дальнейшую работу в школьном коллективе.


Мои отношения с КПСС явно не складывались… В дальнейшем,  мне не раз приходилось менять место работы, но во всех партийных коллективах ко мне всегда относились настороженно, за мной тянулся длинный шлейф моих  «антипартийных и антисоветских» выступлений.
Затхлая атмосфера социального застоя  и изоляции повергала в состояние тяжелейшей  депрессии и безысходности. Я буквально не находил себе места… 


В 1967 году, во время отпуска, я решил поехать  в Москву с тем чтобы установить связи с правозащитным движением. Мне удалось  встретиться и побеседовать  с некоторыми его представителями.
Однако, вернувшись из Москвы, я вынужден был изменить  своё решение о сотрудничестве с правозащитниками. Слёзы жены и возможная перспектива  моих детей остановили меня. Мне тогда просто не хватило гражданского мужества и решительности …


Меня всегда возмущали различные проявления   политической демагогии и социальной несправедливости.  И когда эти чувства достигали предела, я уже не мог удержаться от того, чтобы, при подходящем случае,  явно или хотя бы косвенно, не выразить своего  негодования.

Однако я стал осторожнее выражать своё недовольство тоталитарным режимом. Воспользовавшись примитивными  изобразительными  средствами, я стал  вырубать  из дубовых плах  гротескные маски политических  вождей: СТАЛИНА, МАО  ЦЗЭ - ДУНА  и БРЕЖНЕВА.  Вечно живому учению Марксизма - Ленинизма я посвятил панно в виде иконостаса, а «миролюбивой»  БОРЬБЕ ЗА МИР  посвятил панно «ядерный апокалипсис».


Я осуждал политику партии по раскулачиванию крестьян и высылке их в казахские степи, где большая их часть погибла от голода и суровых зимних холодов. Я осуждал насильственное выселение в Казахстан немцев поволжья, крымских татар, чеченцев и ингушей. Осуждал тоталитарный режим Сталина с  его жестокими  репрессиями и расстрелами миллионов невинных людей. Я осуждал вторжение войск Организации Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, Осуждал  выcылку  из страны А.И.Солженицина в 1974 году, осуждал ввод  ограниченного военного контингента  в Афганистан в 1979 году  и ссылку в Горький   А.Д.Сахарова в 1980 году.

 Мои взгляды,  чаще всего не совпадали со взглядами «молчаливого большинства» и  у меня никогда не было друзей - единомышленников. Я не находил понимания даже в среде своих ближайших родственников. 


Решение о выходе из КПСС окончательно созрело у меня в декабре 1989 года, после смерти Андрея Дмитриевича Сахарова. Известие о смерти А.Д.Сахарова застало меня в Уфе, где я был в течении двух месяцев на курсах повышения квалификации при политехническом институте. Время конца  80 - х годов было очень непростым для нашей страны. Торжественное обещание КПСС построить коммунизм к концу 80 - ых годов выполнить партии не удалось и его стыдливо предали тихому забвению. КПСС надорвалась, взяв на себя явно непосильную задачу "ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ АМЕРИКУ". Гонка вооружений окончательно разорила страну...   


Начиналась ломка опостылевшей тоталитарной политической системы, стали появляться ростки горбачёвской «гласности»,  «демократизации» и «перестройки». Все слушатели нашей группы следили за всеми выступлениями А.Д.Сахарова на  втором  Съезде  народных депутатов СССР, когда номенклатурное,  послушное  большинство освистывало и захлопывало его выступления. Мы все переживали и искренне сочувствовали ему - мы все были на его стороне.
 

Для меня А.Д.Сахаров  был не только великим учёным - физиком, но  что особенно важным было для меня - он был миротворцем и активным сторонником ядерного разоружения. Он был для меня  образцом гражданина МИРА, олицетворением высокой нравственности,   принципиальности, несгибаемого мужества  и чести.
 В статье «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», он обосновывал необходимость конвергенции, как  встречного сближения социалистической и капиталистической систем - как основы прогресса и сохранения мира на планете.
 

Сахаров обращал внимание на опасность ядерной войны и выступал за развитие демократических обществ в СССР и США. Он выступал за право на эмиграцию, отмену смертной казни, против принудительного лечения политических оппонентов режима в психиатрических больницах, высказывался по проблемам загрязнения окружающей среды.
 

«Я против тоталитаризма, - говорил Андрей Дмитриевич, - против нарушений прав человека, против несвободы. Я вижу – да и все это видят, кто хочет смотреть открытыми глазами, – что социализм советского типа, реальный социализм всюду, где он смог выявить свои возможности, неминуемо приводил к партийно-государственной монополии, столь же неминуемо к преступлениям и несвободе. Я за плюрализм власти, за конвергенцию, за экономику смешанного типа, за «человеческое лицо общества», а как оно будет называться, – не столь для меня важно». 


Когда 14 декабря мы узнали о смерти Андрея Дмитриевича, многие из нас, кто состоял в КПСС, решили выразить свой решительный протест ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЕ и демонстративно выйти из КПСС. Вернувшись с курсов, я реализовал свой замысел - 30 января 1990 года, на открытом, общем партийном собрании, в переполненном актовом зале,  я выступил с заявлением О ВЫХОДЕ ИЗ КПСС.
 
                ***

                (привожу подлинный текст моего выступления).


Я,   (… - …) член КПСС с 1962 года, ставлю в известность первичную партийную организацию о том, что последние события происходящие в социалистическом лагере и внутри страны, окончательно убедили меня в абсолютной безжизненности теоретического учения Марксизма - Ленинизма и бесплодности попыток его практической реализации.


Жизнь убедительно показала, что в любой, так называемой «социалистической» стране, социализма было значительно меньше, чем в любой капиталистической стране западной Европы.
А все, так называемые коммунистические партии, оказались тоталитарными и глубоко антидемократическими образованиями с безраздельным господством номенклатурной элиты, единственной заботой которой было сохранение и укрепление своей власти.


Мне стыдно, что в угоду формального единства партии, я часто и единодушно со всеми, малодушно молчал, когда необходимо было кричать.
Глубоко сожалею, что будучи в партии, я невольно способствовал формированию отупляющей идеологии застоя в сознании наших учащихся.


Я молчал, когда под маской патриотического и интернационального воспитания, в сознание учащихся внедряли грубый милитаризм и великодержавный экспансионизм.
Я трусливо молчал и тогда, когда карательные органы цинично топтали права и свободы наших граждан, когда подвергались шельмованию лучшие сыны нашего Отечества.


Вина партии за кризис нашего общества во многом лежит и на мне как послушном исполнители её слепой воли.
Сейчас я глубоко раскаиваюсь во всём этом и прошу прощения моих сограждан.
Серьёзно оценивая сложившуюся ситуацию, я принял решение выйти из КПСС.


Я не могу далее оставаться в партии, которая требует нравственного раздвоения личности своих членов, ставит их в конфликт с собственной совестью, с традиционными понятиями о порядочности и чести.

 ***
Когда я начал зачитывать своё заявление, зал буквально взорвался, особенно бурное негодование  вызвало моё выступление у наших ветеранов КПСС. Они топали ногами и  кричали -  вон его! нет ему места среди нас! 


В этот момент я остро ощутил на себе яростный гнев «послушного большинства» и понял как не просто было Андрею Дмитриевичу противостоять ВСЕЙ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЕ…
После такой реакции на моё выступление, мне пришлось навсегда  покинуть не только ТОТАЛИТАРНУЮ СТРУКТУРУ КПСС, но и наш сплочённый ЕДИНОДУШИЕМ трудовой коллектив…

                ***

На следующий день я сходил в райком КПСС и сдал свой партбилет. Второй секретарь, взяв мой билет, сказал, что он никогда не ожидал от меня такого поступка, стал что-то говорить о роли партии..., а в завершение бросил - ты об этом ещё пожалеешь!
Но я сказал, что это было моё осознанное решение и менять его я не собираюсь. Выходя из здания райкома я почувствовал облегчение, словно с меня свалился тяжёлый груз обязательств, но вместе с тем стала нарастать смутная тревога опустошающей неопределённости. Наконец-то, я абсолютно свободен! Но как теперь распорядиться этой свободой...

У меня стало много свободного от служебных обязательств времени и я решил серьёзно заняться резьбой и чеканкой, чем эпизодически я занимался и раньше во время отпусков. Я решил средствами резьбы воссоздать наш славянский пантеон языческих Богов. Одновременно с увлечением славянской мифологией, как говорится, "для души", однако, на хлеб насущный я стал зарабатывать в частном банке, куда меня пригласили в качестве дизайнера. Приходилось заниматься и столярными работами. По заказу моего знакомого пчеловода, для его дачного дома я сделал деревянную кровать, большой деревянный стол для приёма гостей и к нему две большие деревянные скамьи в старинном русском стиле. Иногда знакомые просили помочь что-то починить в доме, и я им не отказывал. Но всё же главным делом для меня была творческая работа над изучением различных источников о языческой мифологии славян, о их обычаях и верованиях.
Я делал наброски и эскизы, воссоздавая иконографические образы языческих Богов: Ярилы - центрального солярного божества, держателя и хранителя Мира; громовержца и воителя Перуна; Сварога небесного; Богоматери Лады-матушки; Макоши - провозвестницы человеческих судеб; Велеса - Бога подземного Мира и хранителя живых тварей; Даждь-Бога - прародителя всех славян; Хорса - Бога солярного диска; Рода, Семаргла, Стрибога и небесной троицы - Лели, Живы и Мары.

В эти смутные годы на меня выходили разные последователи религиозных сект с целью приобщить меня к их верованиям.
Их, видимо, привлекал мой не совсем обычный образ жизни. Многие знали, что я пропагандировал принцип ненасилия и самоограничения материальных потребностей, в течение десяти лет придерживался вегетарианства, а так же никогда не курил и не пил алкогольных напитков и категорически отвергал сквернословие. Все эти качества, по обще принятому мнению, должны были характеризовать меня как человека религиозного, что наверное и привлекало ко мне внимание религиозных проповедников.

Я долго общался с православным священником местной православной церкви который просил сделать для храма список трёх икон: "Нерукотворный образ Христа",  "Георгия победоносца" и "Воскресение Христа из мёртвых". В это время я был в поисках смысла жизни и в процессе душеспасительных бесед, я обращался к святейшему с просьбой наставить меня на путь Истины.
Исполнив заказ для храма, я решил и для себя изваять из пластины морёного дуба икону-оберег "Нерукотворный образ Христа".

В эти годы меня пытались вовлечь к себе  последователи секты Иеговы, язычники-сатанисты, эзотерики, последователи секты  Виссариона и преданные последователи "Сознания Кришны".

На протяжении нескольких лет я общался с последователями "Сознания Кришны". Ездил в Волгоград, в кришнаитский храм где преданные проводили киртан, совместное пение мантры "Харе Кришна". После киртана мне удалось побеседовать с общепризнанным среди преданных - просветлённым гуру. Он предложил мне прочитать
с пристрастием "Бхагавад-гиту" - памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли составляющий часть «Махабхараты» в интерпретации индийского проповедника Шрила Прабхупада.
Мне хотелось понять ведическую мудрость, понять почему у неё так много преданных последователей...
Но не смотря на все мои старания, мне так и не удалось найти в наивных эпических легендах древних индусов вожделенную ведическую мудрость, открывающую смысл человеческой жизни.    
Это был период моего окончательного осмысления и прекращения всех попыток поиска жизни-определяющего смысла в религиозных верованиях. И в это время я  сформулировал для себя свои собственные принципы "экологического образа жизни" в качестве жизни-определяющей философии, отражающей объективную реальность без мистификаций и мифологических умозрений.
Я принял для себя ограничение материальных потребностей, признав безграничность только интеллектуальных потребностей. И этому принципу я следую до сих пор.
Это разумные ограничения в жилище, в питание, в одежде, в предметах быта и в транспортных средствах. Я всегда старался обходиться и обхожусь до сих пор минимальными материальными благами. Всё, что мне удавалось заработать по мимо официальной зарплаты, я расходовал на спортивное снаряжение, поездки в горы и велотуристические путешествия. Подрабатывать приходилось погрузкой и разгрузкой вагонов на элеваторе, очисткой вентиляционных каналов в зернохранилищах, а также постройками в сельском поселении изгородей для загонов колхозного скота.

Ещё работая преподавателем в техникуме, я занимался горным туризмом и альпинизмом. Заворожённый величием сияющих вершин, я по началу в одиночку и без альпинистского снаряжения поднимался на вершины в районе Домбая и Приэльбрусья, но попытка одиночного восхождения на Эльбрус едва не закончилась для меня трагически. И только благодаря спасателям я остался жив. После я получил хорошую  альпинистскую подготовку в альплагере "Алибек".
 С двумя своими сыновьями школьного возраста во время летнего отпуска выезжал на Кавказ и водил их по горным перевалам, Архыза, Домбая, Теберды и Баксана а затем выходили через перевалы главного Кавказского хребта (Донгузорун, Бечо, Клухорский перевал, Азау, перевал Белый с выходом на озеро Рица )к Чёрному морю в области Сухуми, Пицунды или Адлера, где заканчивали путешествия недельным отдыхом в палатках на берегу моря.
Когда дети закончили школу и уехали из дома, я стал водить в горы туристические группы из учащихся техникума. 

У меня всегда был интерес к экологическим проблемам и когда я остался без работы и у меня появилось относительно свободное время - я решил заняться, наконец,  экологическими проблемами нашего региона. 
В 1994 году я решил создать в районе независимое экологическое движение - НЭД.
Я разработал устав в котором НЭД должно было представлять собой "добровольное общественное объединение граждан района, наиболее обеспокоенных его экологическими проблемами и готовых активно участвовать в их решении, готовых бережно сохранять природный ландшафт как пространство, на котором формировалось этническое и национальное единство наших предков".
В уставе определялась основная цель деятельности НЭД как "...объединение всех граждан района независимо от их философских, религиозных и политических убеждений и мобилизация их на поддержание экосистемы района на оптимально возможном уровне динамического равновесия". В уставе была сформулирована как  основная задача НЭД "...решение местных проблем с тем, чтобы уже до конца второго тысячелетия исправить все экологические нарушения нанесённые природной среде в прошлом, чтобы не оставлять решение наших проблем своим детям и внукам".

Была составлена программа деятельности НЭД. Для официальной регистрации НЭД все материалы я представил в областное Управление юстиции и там 1 февраля 1995 года
Устав был зарегистрирован под номером 382.      
По настоянию участников экологического движения на зелёном кольце был ликвидирован стоящий без крыши склад ядохимикатов, а также была закрыта в Филоновской станице животноводческая ферма стоявшая в пойме Бузулука и загрязнявшая воду городского водозабора. По нашему настоянию была огорожена территория городского водозабора, запрещено купание в бассейне водозабора, а водопой и стоило для полуденной дойки стада коров было перенесено на территорию ниже водозабора. Мы периодически устраивали уборку мусора вдоль берегов Бузулука и местах массового отдыха, а также было начато обустройство загородной зоны отдыха и создание экологической тропы для прохождения экологической практики учащихся школ и с/х техникума. С привлечением учащихся начали посадку деревьев на южном склоне Берёзовской горы.

Однако во второй половине 90 -х годов политическая атмосфера в стране стала крайне неблагополучной и энтузиазм наших участников стал угасать.
В смутное время 1996 года на революционной волне к власти пришёл Борис Николаевич Ельцин. В результате мирового кризиса, цены на энергоносители на мировом рынке резко снизились, а их продажа составляла основной доход страны, что сразу вызвало задержки с выплатой зарплат. В магазинах опустели полки. В стране начались забастовки шахтёров блокирующих железные дороги. Страна вынуждена была влезать в долги перед западными кредиторами. У народа стало нарастать недовольство властью...
 
Кризисная атмосфера в стране повлияла и на наше добровольческое объединение. Политические разногласия разобщили наш коллектив - прежняя инициатива стала угасать и наше добровольческое объединение "приказало долго жить", и я, как его  председатель, остался в одиночестве.
После распада НЭД я стал искать связи с экологической партией «Кедр», ездил в Москву, встречался с руководством партии и выразил желание начать с ними сотрудничать. Руководство партии приняло моё заявление о сотрудничестве и выдало мне агитационные материалы для распространения среди населения. Я установил связь с региональным руководством партии «Кедр» в Волгограде и начал вести агитацию среди бывших членов НЭД и своих знакомых из школьных учительских коллективов. Однако, волгоградское региональное отделение "экологической партии России "Кедр" (зелёные)"  просуществовало всего три года и было  ликвидировано 20 сентября 2002 года. С тех пор я полностью устранился от партийно политических баталий став Абсолютно Свободным Одиночкой-Дон Кихотом!   
               
                ***

                РЕЦЕНЗИИ

С интересом прочла о долгом и трудном жизненном пути Вашего гражданского становления, уважаемый Любомир!
Конечно же Ваши те давние молодые суждения: "
Учитывая, что партия представляет собой ОРУДИЕ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА, то мне представлялось вполне естественным и логичным, что с отмиранием ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА, должно последовать и ОТМИРАНИЕ ПАРТИИ." были и в самом деле (в самом хорошем смысле) не вполне зрелыми.
Вот пример: блок НАТО был создан и долго функционировал как военная машина для противостояния СССР и социалистическому лагерю, но с распадом СССР и соцлагеря НАТО не отмерло и отмирать не собирается.
Так и ВКП(б) созданное как орудие классовой диктатуры пролетариата, ПОСТЕПЕННО ТРАНСФОРМИРУЯСЬ, вполне могло бы (в соответствующих условиях) пережить и эпоху диктатуры пролетариата и даже (при вступлении неразвалившегося СССР в постиндустриальное информационное общество) и сам пролетариат.
Собственно говоря, даже рабочий класс в СССР в эпоху зрелого социализма и был уже не вполне пролетариатом.
Ведь даже при коммунизме социумом должна рулить какая-то организованная сила, а в 60-80-е годы советским государством - ПОЛИТИЧЕСКАЯ сила.
Так что не отмирание КПСС, а её трансформация была бы более логичной.
Или распад её на две и более партии, по крайней мере часть из которых и были вполне жизнеспособными политическими силами.
Умными и интересными были Ваши те молодые НЕЗРЕЛЫЕ умные и добрые эвристические размышления.
Что же касается А.Д. Сахарова, то он был не только великими поцифистом, но (увы) стал под влиянием Е.Боннер в 80-е годы и коллабрационистом, компрадором.
Самым священным и великим правом из прав человека А.Д. Сахаров стал мыслить ПРАВО НА ВЫЕЗД ИЗ СТРАНЫ.
По его странному мнению государства имели полное право на произвол не впускать к себе (на свою территорию) любого иностранца кого им (государству) заблагорассудится.
Но не имели ни малейшего права НЕ ВЫПУСКАТЬ за кордон своего гражданина - это было стержнем "гуманизма" А.Д. Сахарова.
А вспомните как искренне возмущались на Сахарова на Съезде простые русские женщины - матери воинов-интернационалистов, когда Сахаров заявил им, что их сыновья ПРЕСТУПНИКИ.
По мнению Сахарова ввод войск в Афган (и вся деятельность там советских войск) был преступлением, а рядовые исполнители данного "преступления" (по А.Д. Сахарову) несомненными преступниками сродни тем же эсэсовцам.
По мне пацифизм той же секты Свидетелей Иеговы (да и прежних духоборов тоже) несравненно более последователен и без такого мерзкого гадливого душка коллаборационизма, чем однобокий "пацифизм" позднего снюхавшегося с (со славившей потом режим саакашвили русофобкой) Е.Боннер А.Д. Сахарова.
Чем-то сегодняшний "пацифизм" Чубайса, Познера, Каспарова и Кудрина мне он очень напоминает...
Так что моё искреннее доброе впечатление - духовное и политическое вызревание Вас было не всегда бесспорным.
Не всегда бесспорным, но очень интересным.
Ценным для истории, несомненно ценным.
Как и нынешние Ваши (не всегда бесспорные) чертовские интересные научные и философские взгляды и убеждения (и предубеждения тоже), дорогой уважаемый Любомир!
Поразил Ваш очень высокий интеллект при (чего греха) определённом дефиците кое-какой синкретической нелинейной логики (в частности диалектической логики, женской логики, парадоксальной логики, синергической логики) и при прихрамывавшей порой интуиции.
Интуиция несомненно была и немалая, но (как и у многих) прихрамывала и сбоила.
Вот таково моё впечатление от прочитанного выше Вашего долгого и трудного мировоззренческого пути.
С уважением и признательностью,

Алина Витальевна Черникова   28.04.2016 12:38

                ***

Уважаемая, Алина Витальевна, спасибо Вам за критические замечания, которые я приму к сведению.
Время конечно было сложное и все мы наверное в чём то ошибались... Но я стараюсь избегать категоричных оценок не знакомых или мало знакомых мне людей.

С уважением, Любомир.

Любомир Павлов   28.04.2016 23:04

                ***

О, да!
Поступок мужественный и честный.
Моё почтение.
Вам в некотором смысле повезло, что уже наступили 90-ые гг. Ещё в начале 80-х гг. такое не прошло бы безнаказанным (и нам сегодня нельзя было бы обсуждать проблемы ПЕРВО- и СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЙ).
Я когда-то тоже (с на порядок меньшей помпой) вышел из комсомола, и тоже - под занавес...
Ну, а по сути, я считаю идеи коммунизма действительно бессмертными. Поскольку бессмертны заповеди И.Христа - первоисточник коммунистических идей. Коммунисты только не сознались в плагиате.
Хорошо!

Пиротехъник   24.02.2016 16:10 

                ***

Андрей, спасибо за понимание.

С уважением, Любомир.

Любомир Павлов   24.02.2016 23:04