Мы играли вам на свирели

Людмила Либерцева
Господь употребляет множество средств для спасения душ человеческих. Но хотим ли мы спастись? Верим ли мы во спасение души?
Он хочет, чтобы все спаслись, и делает все для достижения этой цели. В одной из притч это названо игрой на свирели и пением печальных песен.
Пришел Христос, ест и пьет, и играет им на свирели, вступая в общение со всеми людьми, никого не отвергая. Казалось бы, те, кто не ужаснулся своим грехам от суровых слов Иоанна, должны были быть привлечены к Богу кротостью и любовью Христа. Но все оказалось напрасным для слишком многих.

Он и теперь играет нам на свирели в благодатных и милостивых деяниях Промысла Божия и поёт печальные песни – посещая нас бедами и скорбями... Но как часто мы ничем не отличаемся от презиравших проповеди Христа иудеев.

Евангелие показывает нам различный характер служения Предтечи и Христа, хотя Иисус во многом поддерживает Крестителя.
Своей манерой держать себя Иисус следует Крестителю. Как и Креститель, он - в отличие от книжников того времени - проповедует под открытым небом; подобно Крестителю, дает своим ученикам молитву, которая должна выделить и сплотить круг учеников (Лк.11,1-4). Как и Креститель, Он призывает к покаянию (Мф.3,8; Лк. 13,1-9 и др.), и возвещает о близости предстоящего суда Божьего как суда не над язычниками, а над Израилем (Мф.3,7).

Но не приняли иудеи ни строгости призыва к покаянию Иоанна, ни, благовествующего Царствие, Христа...

"Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали" (Мф.11:16, 17).
Так своенравие иудеев подобно было капризным детям, которым не легко угодить: хоть плачь, хоть играй на свирели, – им не нравится.

Блаженный Феофилакт толкует "игру на свирели" как жизнь Христа в противоположность строгости жизни Иоанна Крестителя, уподобляемой плачу. (Иоанн - проповедник покаяния, знаменуемого плачем, Христос - Податель оставления грехов. Игра на свирели знаменует надежду на оставление грехов).

Презрительно относясь и к той, и к другой проповеди: и к приглашению жить в добродетели, и к призыванию покаяться после грехов, не удивительно, что презрели двоякий путь ко спасению, так как одинаково осмеяли и пост Иоанна Крестителя во имя Божие, и вкушение яств.  Иоанна назвали бесноватым, а Христа чревоугодником и винопийцей. Потому,как не хотели принять ни того, ни другого наставления.
"Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: в нём бес.Пришел Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам" (Мф.11:18,19).

После того как показал, что Он сделал все, что должно было сделать, они же остались нераскаянными, Господь укоряет иудеев.Он укоряет города, "в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись":
"горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он остался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе." (Мф.11:21-23).

Блаженный Феофилакт пишет, что Капернаум возвысился, будучи городом Иисуса, Его родиной, но не уверовал - не получил от этого пользы.  Напротив, он осужден на муки во аде потому, что, имея такого Обитателя, не получил от Него никакой пользы. Капернаум в переводе означает «место «утешения», это не случайно и можно понимать, что, "если кто удостоится быть местом Утешителя, то есть Святого Духа, и потом станет гордиться и превозноситься до небес, тот, наконец, ниспадет за свое высокомудрие. Итак, трепещи, человек".