Кандидатский минимум

Виктор Свиридов
               
      В 60-80 гг прошлого века стать «кандидатом» хоть каких-нибудь наук хотели многие. Не знаю, что даёт это звание сегодня, а в те времена став «кандидатом» человек получал перспективу в зарплате и в должности. Поэтому многие молодые выпускники ВУЗов, едва вылетев из «гнезда», рвались в аспирантуру, надеясь через три года получить заветную кандидатскую степень. Кандидаты в «кандидаты» смотрели на молодого «кандидата» с придыханием, удивлением, восхищением, завистью и тайной надеждой достичь той же вершины…
Не избежали подобного искушения и мы с Андреем. Едва окончив МВТУ и уже работая в туполевском КБ мы записались на курсы английского языка (в нашем же МВТУ) дабы потом сдать «кандидатский минимум» по языку. Курсы были платные, а экзамен принимали те же преподаватели, что нас и готовили. Поэтому мы надеялись сдать экзамен без особого труда. Благодаря этому, практически студенческому настроению мы с лёгкой душой прогуливали занятия. Правда, надо сказать, что институтская подготовка была у нас весьма приличной и ещё не выветрилась…
Экзамен мы, конечно сдали… Председателем комиссии была сама зав.кафедрой. Мне она задала первый и единственный вопрос (конечно, по английски): «Хау ду ю ду?» - спросила она меня.
     На что я ответил (тоже на чистом иностранном языке): «Ес ай ду!»
Она тут же защебетала: «Экселент, экселент, вери экселент!»
Но наша преподавательница, которая знала, сколько занятий я пропустил, горячо возразила ей: «Какой экселент? Только гуд!»
Вот так в 1968 году я сдал «кандидатский минимум» на четвёрку… (а ведь пятёрка была почти в кармане.)

     В 1970 году мы с Андрюшей (по блату) поступили в заочную аспирантуру при каком-то НИИ (об этом я где-то уже рассказывал).
Единственным практическим результатом от этой аспирантуры стала возможность сдать «кандидатский минимум» по марксистко-ленинской философии. Данный предмет в институте мы в упор не видели, поэтому и прогуливали его беспощадно. Вернее не прогуливали, а проигрывали в футбол прямо у парадного входа в МВТУ (со стороны Яузы).
     А теперь опять решились сдавать экзамен по этому весьма мутному предмету. (Чего не сделаешь ради кандидатской?)
     Ну, конечно же, в аспирантуре, ни я, ни Андрюша на занятия по ленинской философии не ходили… Но вот отпечатанный реферат по какой-нибудь «философской» теме к моменту экзамена надо было представить обязательно.
В те времена рефераты печатали на машинке через копирку. Это говорю к тому, что мне кто-то из друзей достал третий (если не четвёртый - копирка!) экземпляр чьего-то реферата, который даже прочитать было практически невозможно! Надо бы его перепечатать… но я и этого делать не стал. Просто заменил титульный лист, впечатав туда свою фамилию… И, не готовясь, пошёл на экзамен, взяв в качестве шпаргалки толстый энциклопедический философский словарь 1953 года издания, с фотографией Сталина на первой странице. Представьте, чужой нечитаемый реферат и старый философский словарь позволили мне получить на этом экзамене тройку! Видимо, учителям марксистко-ленинской философии было невыгодно ставить двойки по идеологическому предмету. (А то с них же и спросят: почему плохо готовите аспирантов к Коммунизму?)
Признаюсь, я шёл на тот экзамен чисто по инерции, без всякой необходимости, уже тогда понимая, что мне всё это не нужно.  Дело в том, что числясь в заочной аспирантуре мы даже отдалённо не представляли, что из себя представляет кандидатская диссертация. А наш, чисто формальный «руководитель» с нами не занимался.

    Сейчас понимаю, что в тот период я не смог бы сотворить что-то напоминающее научный труд, даже на основе полученных мной данных математического и стендового моделирования, которые подтвердились при лётных испытаниях.…
Мне не хватало кругозора и опыта, чтобы обобщить, скомпоновать, сделать выводы… пробить… договориться с кем надо… К тому же производственные и семейные заботы…
Короче: я оставил мысли о кандидатской.
    Остались только справки о сдаче кандидатского минимума, которые надолго затерялись в моём архиве…