сказка о настиных капризах

Любовь Винс
    Прошла зима.  Отзвенела вьюгами,  перестала пугать буйными ветрами, не бросает с темного неба щедрые пригоршни белого пушистого снега. Ушла зима, в холодные дали, до следующего года. А сейчас весна на улицах, рыжее солнышко с голубого неба ласково щурится, теплыми лучами землю обогревает.  Под лучами ледяные сосульки горько плачут, слезинками стучат: кап-кап-кап. Рядом сугробы нахохлились, тоже тают, только медленнее. Тяжело тают, со вздохами: пу-пых, пу-пых.  А по дорогам ручейки бегут, журчат, булькают, с малых ручейков в один большой сливаются. По ручейкам малыши кораблики пускают, с  бумажными парусами. Весна!
   Шла Настена со школы, на малышню глядела, сосульки жалела, ручейки слушала, мороженку кушала. Шла-шла, видит: под голым кустом, на скамейке пустой лежит шкатулка резная. Бантиком перевязана, неизвестно кем без присмотра оставлена.
    Оглянулась Настена: может, кто шкатулочку ищет? Ни слева, ни справа – никого не видно,  потеряли шкатулку, как обидно!  Взяла Настя шкатулку – глаз отвести не может, до чего ж красивая! На крышечке нарисованные цветы лепестки распустили, по бокам листья желтые в хороводе, в центре замок на запоре.  Алой лентой коробочка перевязана, к ленте два ключика привязано. Подумала Настя, да и положила коробочку в портфель, и пошла домой.
   Дома переоделась, в зеркало посмотрелась, с  котейкой поиграла, в альбоме порисовала, чайку попила, маме на работу позвонила, полученной пятеркой похвалилась.  Про весь день рассказала, как на духу, а вот о шкатулке – ни гу-гу.  Думает Настена: чего о пропаже по телефону разговаривать? Пропажа вещь серьезная,  плохо это, когда вещи теряются. Надо все обдумать, обговорить, а потом и решать, что со шкатулкой делать. Может надо будет на листочке объявление написать, да на большую доску возле подъезда повесить, или может, мама скажет, что по радио надо объявить. Все так делают. Настя сама много раз слышала, как люди о потерях объявляют. Кто ключи потерял, кто сотовый телефон, кто книжку записную, а чаще всего почему-то паспорт теряется. Мама Насте говорила, что это главный документ в жизни человека. Что нехорошо, так неуважительно к документам относиться, их беречь надо. У Насти еще паспорта нет. У нее другой важный документ имеется – метрика называется, или по взрослому – свидетельство о рождении. Там все самое главное для Насти напечатано: кто мама, кто папа, и где родилась, в каком городе, в какой стране, и самое важное – Настины фамилия, имя и отчество крупными буквами напечатаны. Метрика подтверждает, это именно, она, Настена, самая настоящая, а не какая-то Буся Пупкина.
   Лежит шкатулка на самом видном месте, на полочке стеклянной, в мамином серванте. Рядом с расписными кружками-чашками для праздничного чаепития. Ходит Настя мимо шкатулки,  по сторонам глядит,  думу думает: открывать или маму подождать? 
   Час мимо ходила, другой, пришел миг – сомнения долой, терпенья не хватило, взяла шкатулку да открыла.
    Ой-ой! А в шкатулке две куколки лежат. Такие расчудесные, такие прелестные!  На личиках  бровки уголочком, носик пуговкой, губки бантиком. У одной на голове кудряшки черные, у другой белые. А платья шелковые с кружавчиками, да с воланчиками. На ножках крохотные туфельки с помпончиком. Настя головой качает – красота-то какая! И от всей души пожалела того, кто шкатулку потерял! Сидит, наверное бедная девочка, горюет, слезы льет, о пропаже ревет! И того не знает, что Настя чужого не берет! И хозяйку куколок обязательно найдет!  Нельзя чужое брать! Это Настя твердо усвоила. Чужое оно и есть чужое, не твое. Если уж сильно хочется такую же вещь иметь, надо у мамы попросить. Есть возможность – купят, а нет, значит, немного надо будет подождать. У Насти в прошлом году такой случай был. Очень ей велосипед подружки Оли понравился. У Оли день Рождения раньше Настиного,  вот ей велосипед и подарили. Оля девочка не жадная, всем  разрешила прокатится, и подружкам, и ребятам, что бумажного змея запускали, но как вечер пришел, забрала Оля велосипед, да отправилась к себе домой. А Настя  в свою квартиру прибежала, да давай у мамы слезно просить-канючить: велосипед хочу! Купите! Подарите! Срочно! Прямо сейчас!  А то  заболею от зависти и обиды! У Оли велик есть, а у меня нет! Купите! Немедленно!
   Мама Настю выслушала, слезы вытерла, рядом посадила, да все объяснила. Нет, говорила мама, сейчас такой возможности тебе велосипед купить. Он больших денег стоит, а в доме нет такой суммы. Недавно бабушка болела, бабуле лекарства и фрукты покупали, деньги потратили. Потерпи, говорила мама, немного, получит папа зарплату, и купим тебе велосипед. Настя слезами захлебывется, никаких разумных доводов слушать не хочет. Подайте ей велосипед сию минуту, и все дела! Плачет Настя, плохими словами на маму ругается, жадиной маму обзывает. Вышла мама из комнаты, возвращается обратно – кошелек в руках держит. Открыла его и протягивает Насте деньги.
–  смотри, Настя. Это все наши накопления. Если ты их заберешь, тебе на велосипед большой не хватит, а на маленький – как раз.
   Обрадовалась Настя, руку протянула, чтобы денежки забрать. А мама продолжает:
–  Купишь ты себе велосипед, но папа голодный на работу ходить будет. Продукты закончились, а новые не купим. Ты тоже без завтраков останешься. Да и кошку нашу тоже придется голодной оставлять. А еще, ты, кажется, с подружками в субботу в кино собиралась, так вот, придется подружкам без тебя идти, денег на билет тоже нет. Да и в воскресенье к Сереже на День рождения ты тоже не пойдешь, без подарка в гости не ходят, а подарок мы не купим, все деньги в твой велосипед уйдут.
 Настя сидит, носом сопит, думает – это как получается? Будет велосипед – друзей не будет, и в кино не сходить, и продуктов не купить. Стыдно Насте стало, аж щеки покраснели. Руку опустила, немного погрустила, потом решила – ничего страшного не случится, если велосипед чуть попозже купят. Так и случилось. Получил папа зарплату и купили велосипед.
  Смотрит Настена на куколок, до чего же хороши! Взяла в руки куколку с черными кудряшками, а кукла вдруг говорит:
- Здравствуй девочка! Мы потерялись, без хозяйки остались, плакали, грустили, а тут ты шкатулочку открыла! Давай вместе жить, друг с дружкой дружить. Мы с сестрой твоими помощницами будем, ни о чем не забудем, помогать станем, грустить не заставим!  Втроем весело заживем!
   Обрадовалась Настя, и другую куколку в руку взяла, бантики поправляет, рюшечки расправляет, кудряшки расчесывает, а сама сыплет вопросами:
- А как вас зовут? В каком – таком царстве такие принцессы живут? А что дальше делать? Домик для вас строить, или больше не беспокоить? В шкатулочку положить, да ключиком закрыть?
- Нет! Нет! – куклы отвечают. Нас в шкатулке не держи, на полочку положи, рядом зеркальце поставь, конфет парочку, да газировки баночку! А главнее всего, открой  другим ключиком второе дно! Там наши сердечки лежат, без них и имена наши не звучат!
   Пригляделась Настена – а и вправду, есть у резной шкатулочки второе дно, и ключик для него!  Куколок в сторонку отложила, открыла замок, внутри коробок, в коробке две горошины, черные да сморщенные.
- Дай! Дай! – куклы кричат. Положи горошины нам на ладошки, да посиди с закрытыми глазами немножко, минутку помолчи, ничего не говори, а потом открой глазки и попадешь в нашу сказку!
  Так Настя и сделала, как куколки попросили, горошины в маленькие ладошки положила, а сама глаза закрыла. Сидит Настена, глаз не открывает, чуда ожидает. Вдруг чувствует, кто-то ее за руку берет. Открыла Настя глазки да попала в сказку. Обе куколки на своих ножках стоят, в ладоши хлопают, мило улыбаются и Насте представляются:
-  Здравствуй девочка Настя! Для нас большое счастье, что ты шкатулочку открыла, нас из плена освободила! Я чернокудрая малипулечка, зовут меня Зулечка! А я белокурая красавица, которой все нравится, и твой дом и игрушечки, зови меня Гушечка!
  Обрадовалась Настенька, что куколкам ее дом понравился, ну и дальше играть с ними стала. Гушечка и Зулечка  Насте про сказочные королевства рассказывают, про страны заморские, какое там житье-бытье. Заслушалась Настенька и о своих делах забыла. Слышит вдруг мамин голос из прихожей! Оказывается мама с работы пришла, Настю к себе позвала. Вышла Настена в коридор, маме навстречу, ни в чем  ей не перечит, сумки тяжелые берет, на кухню несет, а мама следом идет.
- Ну, доченька – мама говорит, как твои в школе дела, все уроки сделала?
  А Настя про уроки и забыла совсем! Хотела маме честно признаться, что не успела, сейчас пойдет, как вдруг Настин язык сам по себе как наврет:
- Сделала я все уроки, и упражнения написала, и задачи порешала!
  Настя свой язык кусает, ладошками рот закрывает – как же так! Нельзя лгать! Надо правду сказать! Хочет признаться и не может!
  А мама поверила, к Насте подошла, за плечи обняла.
- Умница, доченька! Молодец! Иди тогда отдохни, а я пока твою любимую запеканку сделаю.
-  Настя обрадовалась, хотела маме спасибо сказать, и опять ничего не получается! Вместо «спасибо» у Насти губы надуваются, брови поднимаются, и руки на маму машут:
- Фу, противная! Я  хочу кашу! Не хочу запеканку! Хочу молока и овсянку!
    Удивилась мама:
- Что с тобой доченька? Что побледнела? А ты не заболела? Нет? Тогда что за капризы? Зачем такие сюрпризы? Ты же сама меня просила, чтобы я творогу купила. Я после работы устала, да еще в магазине в очереди стояла, а ты теперь каши захотела…интересное дело! Поздно уже, я обратно в магазин не пойду, завтра молока куплю.
   Видит Настя, что мама огорчилась, а ничего с собой поделать не может. Как будто кто другой в Насте живет, да за нее ответы дает. Стала Настя ногами топать, кулачками по стенке стучать, да на всю квартиру визжать:
- А-а-а-а! Не хочу кашу-малашу! Не хочу творога и молока, хочу жареного судака!
   Пока Настя кричала, мама смотрела на нее, да головой качала. Потом подошла, за руку взяла, обняла и поцеловала, и потом сказала:
-  Стыдно мне за тебя, доченька. Я тебя не узнаю. Моя дочка Настенька, добрая да ласковая, а не такая избалованная, да глупыми слезами зареванная, не капризная, не злая…Может мы с папой пока на работе были, тебя подменили?
   Ой как Насте тошно стало! Никогда она так не капризничала! Самой стыдно за такое поведение, хочет попросить у мамы прощения, все объяснить…и опять не получается! Стоит Настя, молчит, носом сопит, косу расплетает, а маме не отвечает. Поглядела мама, Настю за плечо взяла, да в комнату отвела.
- Посиди, подумай. Как капризы закончатся, приходи, ужинать будем. А пока капризы не пройдут, сиди тут!
   Сидит Настя в комнате. От стыда уши горят, руки дрожат. Как же так? – думает Настя- Что со мной случилось? Почему я так изменилась? И лгала и капризничала?! Плохо-то как! Стыдно-то как!
   Вдруг слышит громкий бряк! Шкатулочка с полочки свалилась, на пол упала, да на полу раскрылась, и куколки в шкатулочке лежат, тонкими голосами плачут - причитают:
- Глупая девочка! Перестань сейчас же виниться да казниться! Да своих поступков стыдиться! Скажи, что все правильно делала! И лгать надо и капризничать, чтобы только тебе хорошо жилось, а другим не в радость пришлось! Ну-ка! Ногами потопай, с нами повизжи-покричи!
- Не хочу!-  Настя отвечает- лгать не хочу, капризничать не хочу! Маму огорчать не хочу! Я ее люблю! Не хочу ей больно делать! Вот немного посижу, и у нее прощения попрошу!
- Ой! Ой! Не надо, не делай этого – куколки отвечают - пожалей нас! Попросишь у мамы прощения, мы исчезнем в тот же час!  Мы можем жить, только когда дети лгут да капризничают! Посмотри на нас – какие мы красивые, интересные! Пока ты маму обманывала, мы сильнее стали! Еще обманешь или покапризничаешь, мы еще сильнее станем! Никогда от тебя не отстанем! Не проси прощения у мамы! Лучше нас люби!
  Задумалась Настя, а потом у куколок спрашивает:
- Зулечка! Гушечка! А как вас сейчас зовут?
  Куколки тут же отвечают:
-  Капризуля и Лгунья! Если мы с тобой останемся, тебя скоро тоже так называть станут!
 Тут-то Настя и поняла, что если не избавится от куколок, в скором времени никто с ней дружить не будет. Кому нужен друг который обманывает, да своими капризами живет?  Не хочет Настя такой жизни, и что куколкам поверила, тоже обидно! Думает Настя, с мыслями собирается и решается!
- Мама! – кричит, и к маме обниматься бежит - Мамулечка, любимая моя золотулечка! Прости меня, я тебе соврала! И капризничала! Прости, больше не буду, я все поняла!
- Хорошо, моя девочка. – мама отвечает.  Молодец, что поняла про свои плохие дела. Пока я ужин готовлю, ты все свои ошибки исправь.
   Мама улыбается, Настя улыбается, все исправляется. Пришла Настена обратно в комнату, смотрит – возле шкатулочки лежат, молча Лгунья и Капризулечка, а  чуть дальше, черные горошины, словно ветром отброшены. Взяла Настя горошины, спрятала  в шкатулку, туда же кукол положила, все ключами закрыла. Сидит и думает опять – как так сделать, чтобы шкатулку больше никто не открывал? Подошла к раскрытому  окну, да глядит на луну, вдруг к ней ворон подлетает, да когтями из Настиных рук, шкатулку вырывает, крыльями взмахнул, глазом сверкнул, и исчез.
  Не успела Настя шкатулочку подальше запрятать, вот поэтому когда видишь девочку или мальчика, что капризничают и лгут – знай, в его доме куколки живут.