Сэр Томас Лоуренс

Улексия Миссосупова
Thomas Lawrence (13 апреля 1769, Бристоль — 7 января 1830, Лондон) —
 английский художник, преимущественно портретист.
Сэр Томас Лоуренс, знаменитый английский художник-портретист родился в 1769 в Бристоле. Томас был младшим из 16 детей, но большинство его братьев и сестер умерли в младенчестве. Сын неудачливого в делах трактирщика, Лоуренс рано проявил свой талант живописца и вскоре стал его использовать.
Карьера мастера развивалась стремительно. Будучи семилетним чудо-ребёнком он уже зарабатывал на жизнь своими рисунками и пастелями, в двенадцать лет имел собственную мастерскую в Бате, модном курорте, куда съезжалась на воды знать.
Не получив систематического художественного образования — Лоуренс лишь несколько месяцев посещал классы Королевской академии художеств, — он в двадцать три года стал главным живописцем короля, сменив на этом месте самого Рейнолдса, а в двадцать пять был избран академиком.
Уже первые работы Лоуренса, выполненные маслом, поражают высоким профессионализмом.
В 1789 он представил в Королевскую Академию портрет леди Креморн (1789, частное собрание), что принесло ему заказ на портрет королевы Шарлотты (1789, Лондон, Нац. гал.), показанный в Академии в следующем году.
Несмотря на то, что к тому времени Лоуренс имел уже солидную репутацию светского живописца, портрет мисс Фаррен (1790, НьюЙорк, музей Мерополитен), выставленный в том же году, пленил публику: нервная манера, живость позы модели указывают на новую портретную концепцию, восходящую к Рейнолдсу.
Однако в работах этого периода проявляется ограниченность его искусства. Продолжая создавать портреты высокого качества, такие, как портреты Джона Энгерстейна с женой (1792, Париж, Лувр), Артура Этерли (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), Лоренс стремится писать в Рейнолдса (, 1797, Кор. Академия; эта картина очень близка работам Фюсли). Одновременно он создает театральные портреты, в которых видно, что недостаток традиционного образования препятствует глубине выразительности. Эти черты, а также финансовые трудности, вызванные образом жизни Лоуренса и превышающие его материальные возможности, наносят ущерб качеству его портретов и часто заставляют художника впадать в нарочитую техническую поверхностность.
После 1800 года его стиль приобретает, тем не менее, большую строгость. Отказ от исторической живописи позволяет ему сконцентрировать свои усилия на композиционных возможностях портрета (портреты Френсиса Бэринга, 1807, частное собрание; детей Джона Энгерстейна, 1808, Париж, Лувр).
Лоуренс имел выдающиеся способности рисовальщика, необычные среди его товарищей академиков. Он начинал его портреты с мелкого чертежа в композиции мелом и потом раскрашивал голову и основные направления, как это можно увидеть в двух незавершенных работах в Национальной портретной галерее, представленных портретами Принца Регента и сочувственным изображением Уильяма Уилберфорса в старости.
Портрет Розамунды Крокер Лоуренса
Улекса фон Лу
"Лоуренс пишет портрет...
Сможет ли он разгадать
Мой самый главный секрет?
Взять да ему рассказать?

Вижу вдали я лицо,
что мне милее иных,
ласково палец кольцо
греет теплом..." Вечер тих...

"Краски ли есть у меня,
чтобы сей лик написать?
Как она смотрит в себя!
Легкой печали печать!

Вспышкою памяти чувств -
легкий румянец ланит..."
А за окном розы куст
Их ароматом пьянит...

Томас Лоуренс. Портрет Розамунды Крокер.
Одним из ближайших друзей Лоуренса был художник Джозеф Фэрингтон(Farington), который был наставником и консультантом. В 1807 году он выступал в качестве посредника с банкиром Томасом Куттсом, имеющим дело с огромными долгами Лоуренса, составляющими 27 000;, весьма ошеломляющей суммой. В 1820, сразу по возвращению художника с материка, Фэрингтон советовал Лоуренсу не посещать встречу в Королевской Академии, где он был избран президентом в качестве приемника Бенджамина Уэста (Benjamin West).
Другим хорошим другом был сэр Чарльз Стюарт, единокровный брат Castlereagh и генерал-адъютант Веллингтона. Его портрет как лихого гусара в роскошной алой и золотой униформе передаёт очарование военного героя и возможно является самым прекрасным портретом Лоуренса в Национальной Портретной галерее.Именно Стюарт поощрял Принца Регента оказывать покровительство художнику, что способствовало созданию Лоуренсом парадных портретов государственных деятелей союзнических государств и Англии в победе над Наполеоном. Чтобы закончить этот ряд, Лоуренс путешествовал на материке между 1818 и 1820 годами, посещая Экс, Вену и Рим. Там он, по-видимому, нарисовал свой самый большой портрет Папы римского Пиуса VII, который, как замечали его современники, конкурировал успешно с великими живописцами прошлого, включая Рафаэля и Тициана.
Лоуренс стал последним крупным портретистом, завершившим своим творчеством великую традицию английской живописи XVIII века. Он создал картину высшего общества эпохи Регентства в его великолепной живописной манере и инновационным использованием цвета. Усвоив уроки мастерства Рейнолдса, он не достиг, однако, в своем искусстве глубины и интеллектуальной насыщенности, которые были свойственны последнему. Его карьера была блестящей, но его творчество, несмотря на всю свою привлекательность, никогда не достигало верха совершенства, чего от такого художника, как он, вполне можно было бы ожидать. Лоуренс принадлежал уже другому поколению, другой эпохе. Его современниками были Байрон и Наполеон. Он и его модели жили иными идеями и идеалами.
Главной чертой искусства Лоренса можно, пожалуй, назвать виртуозность – качество, особенно ценившееся в ту эпоху. Наиболее преуспевающий портретист своего времени, он написал в беглой манере сотни картин, безупречных по технике исполнения и легкости, с которыми в рисунке и колорите передана фактура блестящих шелков и сверкающих золотом мундиров, лица его моделей в портретах позднего периода подчас лишены выразительности.
Лоуренс мог тонко передавать самые легкие оттенки печали и радости в женских портретах. Избегая откровенной лести, художник умел даже в некрасивых лицах обнаружить привлекательность. Как и Рейнолдс, Лоуренс был большим мастером детского портрета, с изумительной непосредственностью передавая обаяние маленьких моделей.
В свое время имя Томаса Лоуренса пользовалось общеевропейской известностью. Иметь портрет, выполненный знаменитым английским живописцем, почитали за честь государи, высшие церковные иерархи, военачальники, крупные дипломаты и светские львицы. Невольная идентификация Лоуренса с очень порочным Принцем Регентом повредила его репутации в Великобритании, где его работы лучше представлены в семейных коллекциях, чем в музеях. В настоящее время пересматривается отношение к творческому наследию этого выдающегося портретиста.
Использованы материалы сайта - http://allday.ru/index.php?newsid=274341