Мечты юности

Джулия Арт
Ольга Песчаная в соавторстве с дочерью Пендикяйнен И. "Frustratio"
 холст, масло, размер 60х75 см, 2008 г.

Признаюсь честно, до знакомства с картиной Ольги Песчаной о значении термина "фрустрация" я ничего не знала. Однако, приступив к написанию статьи, в первую очередь, выяснила его значение в справочной литературе. Чтобы не утруждать Вас вольным пересказом прочитанного, привожу цитату из Большой Советской Энциклопедии: "Фрустрация (лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение планов, замыслов) - психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности".
Оставим пока психологическую трактовку картины, а посмотрим на нее простым обывательским взглядом, не замутненным учеными терминами. Перед нами пейзаж с широкой кромкой пляжа на переднем плане и узкой полоской моря вдали. На волнах покачивается корабль с алыми парусами, в небе свободно парят чайки. Влажный песок усыпан беспорядочными следами, оставленными, по-видимому, юной девушкой в белом платье. Она сжимает в руке красный цветок, похожий на розу. Точно такие же цветы беспорядочно разбросаны по песку. Девушка задумчива и печальна. Она смотрит на свое отражение на влажном песке и как будто не замечает столь долгожданного корабля.
Если с фрустрацией я до сего момента была не знакома, то о книге Александра Грина "Алые паруса" узнала еще в школе (спасибо урокам литературы). И первая мысль, которая озарила меня при взгляде на картину "Frustratio": "Ассоль дождалась своего Грея!" Мне стало одновременно радостно и волнительно оттого, что девушка пока не заметила корабля с алыми парусами. Но ничего, истекают последние мгновения ее долгого томительного ожидания. Сейчас судно подойдет к берегу, сейчас она поднимет глаза и повернет голову в сторону моря… Сейчас случится чудо, сбудется чья-то заветная мечта. Ох уж, эти художники! Они всегда были и остаются неисправимыми романтиками, наравне с писателями, поэтами, музыкантами.
В сердце каждой девушки до сих пор живет мечта о прекрасном принце. Даже сейчас, когда принцы почти перевелись. И можно лишь позавидовать терпению и удачливости тех мечтательниц, которым повезло дождаться встречи со своим идеалом.
Но чем больше я примеряла к картине "Frustratio" эти светлые образы и возвышенные рассуждения, тем яснее понимала, что они ей не соответствуют. Не подходят, как прическа к овалу лица. Не выражают ее сути, подобно нелепому наряду на красивой женщине.
И тут я перечитала определение фрустрации. Вновь пригляделась к девушке, к разбросанным цветам. Понемногу возникли вопросы, в сюжете проявились странности, нестыковки с красивой сказкой. Почему букет выброшен, не успев быть преподнесенным? Почему девушка впала в уныние? А что, если корабль плывет не к берегу, а наоборот, уплывает прочь? То есть принц (или Грей) был здесь, стоял на этом берегу и не забрал нашу преданную Ассоль с собой! Она так ждала, так верила, не представляла себе другой жизни, кроме как не рядом со своим отважным капитаном. Но он почему-то решил иначе. Возможно, даже не осознанно. Возможно, девушка даже не показалась ему на глаза, увидев, как прекрасный принц спускается по трапу с другой, более удачливой соперницей. Или все-таки она нашла в себе силы открыть ему сердце, доверить ему свою судьбу. Однако, у "морского волка" давно были свои представления о счастливой жизни, в которых нет места верности и преданности одной-единственной женщине… Он вручил ей на прощание букет красных роз, словно напоминание об уплывающих алых парусах. А сам улетел, подобно белой морской чайке, что проносится на картине над главной героиней. И вот, разочарованная красавица осталась одна на берегу и, глядя вдаль, все отчетливее понимала, как неотвратимо рушатся ее мечты. Как разлетаются они, словно те же чайки, кто куда, не оставляя ни малейшей надежды на свое возвращение.
Вот такая грустная история. И фрустрация, как говорится, налицо. Живя в мире собственных иллюзий, мы, порой, не замечаем, как хрупки и недолговечны наши воздушные замки. Главная героиня картины "Frustratio" и помыслить не могла, что будет такой бесславный финал у ее взлелеянной мечты. И теперь, оставшись наедине со своими разбитыми надеждами, она погрузилась в ту самую фрустрацию – бездну отчаяния, безысходности. "Зачем теперь жить? Для чего и для кого? Я осталась совсем одна, я никому не нужна. Моя жизнь отныне лишена смысла". – Примерно такой монолог сейчас звучит в мыслях девушки.
Чем же опасна фрустрация? Как и любое гнетущее психологическое состояние, фрустрация порождает массу негативных эмоций, начиная от обычного раздражения и заканчивая более резкими формами проявления агрессии. К примеру, если бы прекрасная девушка на картине "Frustratio" под влиянием негативных эмоций бросилась бы в море, желая утопиться, то мы говорили бы о разрушительной силе фрустрации.
Как не оказаться жертвой фрустрации? Казалось бы, очень просто – не питать иллюзий там, где они совершенно беспочвенны. Там, где окончательный результат зависит не только от нас, но и от других людей. На словах все выглядит просто и логично, только на деле чувства почти всегда побеждают разум. Особенно, в юности, когда кровь бурлит, а сердце бешено стучит в предвкушении чего-то нового, неизведанного, прекрасного. Разочарования неизбежны, а переживание фрустрации – это своего рода "закалка" характера, неотъемлемая часть взросления и становления личности. Мы можем посочувствовать девушке на картине, хотя умом понимаем, что все в ее судьбе еще будет хорошо. Она отряхнет с белого платья влажный песок, поправит растрепанные волосы и медленно пойдет домой, навстречу новой жизни. А алую розу засушит на память, чтобы, глядя на нее, согреваться воспоминаниями о великой, но не сбывшейся любви. Именно такое развитие сюжета, изображенного на картине "Frustratio", можно увидеть в кино или даже в реальности. Пусть эта светлая, добрая догадка станет завершающим аккордом нашего путешествия в  мир фрустрации.