Переправа-переправа... Мост в Крым будет!

Владислав Павлевич
                Переправа-переправа. Берег левый, берег правый…
                … или, все-таки лучше мост?...

     «Отчего люди не летают как птицы?» - первая мысль большинства пассажиров парома, следующего курсом Краснодарский край (Порт Кавказ) – Крым. Особенно часто  такие мысли возникают в летний период. Безумные очереди, давки, жара, таможни, пограничники – все это никак не  способствует появлению эйфории в предвкушении встречи с Крымом.  Не радует и график движения парома (примерно раз в три часа), который и в зимнее время не всегда соблюдается, а уж в летнее!..
   Разговоры о строительстве моста, который, наконец, соединит две земли, два народа, ведутся давно. В 90-х годах прошлого столетия началась разработка проекта, проведены необходимые исследования, пошла  подготовка к строительству. Однако в середине  2000-х  по инициативе украинской стороны работы были спешно прекращены, а сам проект подвергся глубокой заморозке. А уже в  2010 году, после встречи первых лиц России и Украины, слухи о возобновлении строительства подтвердил «Меморандум о взаимопонимании по вопросу организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив» подписанный в ноябре министерством транспорта РФ, министерством транспорта и связи Украины и Внешэкономбанком. 
О плюсах моста в сравнении с паромом мы сегодня говорить не будем. Они очевидны. Как и то, что переход через Керченский пролив мог бы сократить транспортный путь из Украины в Новороссийск на 450 километров. Что поможет сделать Крым и российскую часть Черноморского побережья Кавказа единым курортным регионом и станет первым шагом к реализации более крупного проекта - строительства кольцевой магистрали вокруг Черного моря. Согласно проекту, созданному в 2007 году краснодарской проектно-строительной фирмой, длина моста составит 4,5 километра, ширина - 22 метра, высота - 50 метров над уровнем моря. По краям моста планируются пешеходные тротуары и две полосы для движения автотранспорта, шириной 7,5 метра каждая. В центре, между автомобильными полосами, будут проложены железнодорожные колеи. Транспортный переход способен будет обеспечить перемещение через Керченский пролив до 10 миллионов человек в год!
Тем не менее, русский народ давно перестал верить решениям «на бумаге». И слова премьер-министра Украины Николая Азарова, сказанные на пресс-конференции 27 декабря 2010 года: «Украина примет решение о строительстве моста через Керченский пролив, который соединит Крым и Краснодарский край России, только после экспертной оценки этого проекта»,  а иными словами, когда будет завершена оценка, когда  будут ясны объемы финансирования  тогда и будем принимать конкретные решения, явно не в пользу таких «бумажных решений».
Конечно не секрет, что такое масштабное строительство проделает солидную брешь не только в украинском, но и российском бюджете. Однако несколько российских инвесторов уже предложили свои услуги (для справки: здания морвокзалов на переправе и с  той и с другой стороны построены исключительно за счет российского инвестора). Теперь очередь за украинскими бизнесменами…

                ЗА и ПРОТИВ
Безусловно, где есть сторонники, там есть и противники. Подавляющее большинство простых жителей Кубани и Крыма за строительство моста. Их не интересуют цифры, сроки окупаемости и прочая, не имеющая к их личной жизни никакого отношения, дребедень. Их волнует родня,  волей  роковых 90-х, оказавшаяся за границей, интересует быстрый и безопасный способ почаще видеться  и некоторые другие мелочи.    
А вот у украинских и некоторых российских экспертов свое мнение. Я приведу лишь некоторые из них:
*     «- Строительству моста препятствуют еще и подвижные донные грунты Керченского пролива. Известно, что дно пролива формирует ил толщиной порядка 50 м, а благодаря сильному течению в этом месте и подводным грязевым вулканам здесь частенько намываются острова. К тому же  высокая стоимость проекта тоже может сыграть не в пользу моста  – его ориентировочная стоимость, по оценкам специалистов, может составить от 1,5 до 2 млрд. долларов.»
* «-Паромная переправа «Порт-Кавказ – Крым» перерабатывает за год свыше 300 млн. тонн грузов и перевозит около 50 млн. пассажиров – это лишь 30% загруженности пассажирского и железнодорожного паромов. Для чего в такой связи нужен этот мост? Не нужен он». 
* «- Слишком дорогостоящим представляется этот проект. В бюджетах Украины и России такие средства найдутся с трудом. А строить его на условиях концессии – попробуйте убедить частного инвестора в целесообразности вложения таких денег.»
* «- Пройдет эйфория от перезагрузки украинско-русских отношений, за проект возьмутся специалисты и увидят все его подводные камни: небольшой потенциал грузопотоков Кубани и Крыма, разломы и подвижные пески на дне пролива, заоблачную стоимость проекта... И, скорее всего, придут к выводу, что лучше развивать уже имеющуюся паромную переправу.»         
Но самое интересное мнение высказал эксперт по международным отношениям, украинский политолог Григорий Перепелка:
- Мост «Крым – Кубань» в перспективе является угрозой территориальной целостности Украины, поскольку предусматривает не только транспортное соединение, но и газопровод и линию электропередач. Таким образом, экономически и геополитически это сразу присоединит Крым к РФ. После такого ресурсного переподчинения Крыма вопрос референдума о его переходе к РФ уже не будет проблемой…
  О политической подоплеке строительства говорят и многие другие эксперты.  За годы работы предыдущего правительства, Украина настолько повернулась лицом к западу, а соответствующим местом к России, что других мнений в Киеве пока быть не может. Кроме, политических домыслов приводятся и технические. Так,  например, из-за серьезных различий между принятыми стандартами мостостроения в обеих странах могут возникнуть большие сложности  уже на этапе проектирования перехода. Поэтому украинским и российским проектировщикам придется сильно потрудиться, дабы привести законченный проект к единому для двух сторон стандарту. Затем аналогичная ситуация может возникнуть уже на стадии строительства. Но все же, как отмечают некоторые российские ученые и политики, у идеи, нашедшей поддержку на уровне первых лиц государств, все же больше сторонников, чем  противников. 
Как говорит украинская пословица: «Пани скубуться, а у холопiв чуби трiщать». И пока власти рассматривают возможность долгожданного строительства, крымчанам и кубанцам придется терпеливо ждать, и вновь и вновь штурмовать единственную на всех переправу. Но все же, надежда умирает последней, и давайте попробуем вновь поверить политикам и экономистам, что в 2014 году таманцы смогут пешком «гулять» в Керчь…
P.S.  И вот еще что… Хочу вернуться к мнению одного уважаемого специалиста, который предостерегает  от  строительства, приводя в аргумент подвижные донные грунты Керченского пролива. Я бы ему прямо в лицо сказал: в 1944 году, здесь стоял мост. И исчез он вовсе не благодаря подвижному грунту… 
                В. Павлевич
*Кстати, специалистами обеих стран рассматриваются и другие альтернативные варианты транспортных переходов. Например, это  аналог тоннеля  под Ла-Маншем, связывающим британский и французский берега. Кроме проекта моста между Крымом и Порт-Кавказом, изучается и идея моста, соединяющего косу Тузла на Таманском полуострове и остров Тузла на украинской территории, а также так называемый «Еникальский» вариант, который через Керчь-Еникальский канал соединит мыс «Синягино» и Порт-Кавказ.
                Историческая справка
Напомню, что мост через Керченский пролив был. В 1944 году. Хотя идея его строительства и начальная стадия реализации проекта была осуществлена… фашисткой Германией. В 1942 году Гитлер  рассчитывал на то, что, быстро справившись с Россией, доберется, наконец, до Индии (прямо Колумб сухопутный был старина Гитлер!). Для чего необходимо было срочно перебрасывать войска на Кубань. Так и возникла идея строительства моста в районе оккупированной Керчи. Сюда  стали подвозить различные строительные материалы. Курировал проект по приказу фюрера лично министр вооружений Альберт Шпеер. Советская разведка заметила активность фашистов в Крыму, о чем и незамедлительно доложила Верховному главнокомандующему. Вождь всех времен и народов очень дальновидно отдал приказ авиации НЕ бомбить Керчь. В 1944 году после полного освобождения Крыма советские военные специалисты приступили к строительству моста через пролив. Возведен он был практически на немецком материале за рекордные даже для нынешнего времени сроки – 6 месяцев.  Местные жители говорят, что по этому мосту в 1945 году с ялтинской конференции возвращался на своем личном поезде сам Клим Ворошилов. А в  этом же году моста  не стало. 20 февраля льдины, скопившиеся в водах пролива, мгновенно разнесли более 30 опор из 72. По сохранившимся сведениям, мост был достаточно надежен, но роковую роль тогда сыграла одна конструктивная недоработка: он был спроектирован без ледорезов, и опоры моста оказались беззащитными перед стихией…
http://azovmorevlad.ucoz.ru/,, http://www.vladikas.jimbo.com,