Соль моей земли. окончание

Наталия Дардан 3
                Соль  моей  Земли.  (окончание)


       От Цицерона до Гитлера  и "далее везде" народ мой умел,как никакой другой,мазохистски  блюсти   чужие  "нрав и права",традиционно  сохраняя  чужие же языки и виртуозно,при этом,ими владея.

         Когда Людка-химичка  вместе с мамой репатриировалась,она была по-детски огорошена  мамиными языками. В Тель-Авиве их встречала родня,покинувшая Западную Украину сорок пять лет назад.Людка никогда прежде не слыхала от мамы ни слова ни на польском ни на венгерском,ни на румынском,ни на чешском,ни на идиш,но в аэропорту им.Бен-Гуриона произошло чудо.Мама отвечала всем на языках своего метафизического прошлого.Вероятно,потрясение было настолько тектоническим,что Людка здесь,в Израиле,скоренько сколотила вокальную группу и органично влилась в  радужный лабуховский контингент местных рестораций.Она начала петь на вечеринках и более существенных расслабонах сразу на восьми языках.Более того,Людка пыталась на них болтать.И,кажется,иврит у нее "пошел" естественным ходом,потому как дал он славянским языкам  ничуть не меньше,чем взял.Практически Людке пришлось на собственной шкуре вкусить соль нашей древнейшей истины:ноготь прежних поколений весит больше,чем чрево поздних.

         Ко дню рождения дальиного обезьяна Людка приволокла свой "джаз-бэнд" в составе аж трех иудеев.Дом у Дальи теплый,свойский. Людка была вударе.Далья ей подпевала своим меланхолическим сопрано.За гостями дело не ржавело.--Израильтяне.Самый Фарингейт начался,когда "по ходу пьесы" Далья вдруг вынула из кармана просторной цветастой юбки флейту,что посох Моисея, и божественно задудела. Промозглая куряка,смалившая одну за одной (за что ж она и "благодарна" Армии Обороны,с которой и начала свою никотиновую карьеру),забыв о хроническом бронхите, вжаривала аидише фолк на глазах опупевшего супружника.Живописать ее игру не имеет смысла.Красок не хватит.Она творила на наших глазах иную реальность,теряя и находя самое себя. Откуда что бралось! Впечатление от сего действа,возможно, слабо способна передать одна цитата из нашего профессора,писателя и дипломата Дана Витторио Серге:"Это был уродливый и нищий мир,и, живя  нем,можно было сохранить веру и надежду,лишь обращая свои взоры к небесам,сверкающим и голубым".Далья была нашими небесами.

         Есть мгновения,за которые успеваешь постареть лет на сто сразу. Когда в очередной раз у мамы случился приступ, и я опоздала сделать искусственное дыхание,мамы не стало.Этой смерти я не прощала себе много лет.Здравая логика не работает.Работает время и,наверное, зов собственной смерти.Я тяжело  длительно прощала  себе...Тогда я  сидела шиву одна.У меня нет никого,кто разделил бы горе.(А надо ли?)Непривычная репатриантская среда.Опустошенность и безвыходность из-за маминого длительного нездоровья.Я сломлена.Кроме Дальи,никто не пришел в мой дом тоски.Я  всю жизнь помню те ее слова:"Почему ты не плачешь?!Надо выкричать,вытащить беду из живота.Надо,понимаешь?! Иначе беда порвет тебя изнутри."А я не смогла тогда.Далья,как всегда,оказалась права...Она была старше меня всего на десять лет,а мудрее на сорок жизней.И в горе и в радости--и дочь и мать израилева.