Аэродром 33 авиаполка 1936-41 гг

Игорь Браевич
 "Запоминающим событием для нашего военного городка были съемки сцен воздушного парада для фильма «Чкалов». Рано утром к нам зашел политработник и попросил нас, чтобы мы нарядно оделись и направились на аэродром.
Был хороший и ясный солнечный день.Я с мамой и другими жителями городка шли по аэродрому. В этот момент сел, и покатил  недалеко от нас И-16 («ишачок»). Это была машина, на котором летчик-дублер актера Белокурова, который играл роль Чкалова, выполнял фигуры высшего пилотажа и «играл» эпизод со сложной  аварийной ситуацией, когда не выпускались шасси у «ястребка» при посадке.
На аэродроме, в дальнем углу возле ангаров были построены трибуны для «зрителей воздушного парада».  Это были декорации Тушинского аэродрома , где проходили воздушные парады до и после войны. Мы сидели на правой крайней трибуне. Над нами неожиданно на небольшой высоте со страшным ревом прошла эскадрилья ТБ-3 – четырехмоторных бомбардировщиков. Я даже закрыл уши руками.
Через некоторое время на дороге к трибунам показалась небольшая  группа людей. Они подошли ближе, и я увидел "Сталина", "Молотова", "Ворошилова", "Орджоникидзе" и других членов правительства. Сорвавшись с места, я помчался к ним и «взлетел» на руки к «Сталину». Роль Сталина в этом фильме играл артист Геловани. Он был очень похож на И.В..  В этой же роли Геловани снялся в 1946 году в фильме «Клятва».
Обхватив шею «Сталина» я начал "орать", что Сталин мой и, увидав, что  вокруг собиралась детвора, я стал их оплевывать и не давал приближаться к Сталину. Подошли взрослые, меня -«верблюда» - спустили на землю в прямом и переносном смысле. Стали фотографироваться со Сталиным и другими «вождями». Эти снимки были потом «реквизированы» политработниками. В пятидесятые годы к нам  в Киев заезжали знакомые белоцерковцы и показывали некоторые фото, сделанных на съёмках. На них был общий вид трибун со зрителями. Эти кадры вошли в фильм.  К сожалению, рассмотреть лица было затруднительно.

Фильм я впервые увидел в 1944 г. в лубенском доме культуры железнодорожников. Его демонстрируют и теперь по ТВ, но в урезанном варианте: без «вождей». Были вырезаны кадры, где Сталин говорит Чкалову, что летчики дороже машин и нужно было прыгать с парашютом, когда машина не выпускала шасси.

 Мое Фото 2006.Здесь снимали фильм "Валерий Чкалов"


   Илл к 1. Глава 1. Всё с начала. http://www.proza.ru/2011/03/03/1396