Конь и всадник

Иван Бондарь
Да, вышла из употребления нашего работяга лошадь, в большинстве стран она имеет только спортивное применение. А ведь она вытянула на своей спине не одну цивилизацию.
Лошадей в массовом количестве стали разводить достаточно поздно. Произошло это всего то 5000 - 6000 лет назад, вероятно, у степных кочевников где-то в Южной Сибири, Монголии или в Казахстане.

От большинства домашних животных человеку требовались мясо, шкура, шерсть, ну, еще молоко. То есть этих животных человек утилизировал, перерабатывал. Но одомашнивание лошади, осла, собаки очень рано была нацелено на использование этих животных «в живом виде». При этом, лошадь совершенствовалась в двух направлениях – как верховая (для пастуха и воина) и как тягловая, упряжная (для боевой колесницы, перевозки грузов и выполнения сельскохозяйственных работ).

Одну или две лошади можно выращивать на мясо, содержа их на привязи. В землю надежно вбит кол, к которому за ногу привязано животное. Вот и пасется оно, передвигаясь вокруг привязи. А если у вас целый табун? Попробуйте при помощи пеших пастухов перегнать его на водопой! Поэтому-то содержание стада лошадей сразу потребовало верховых табунщиков.
Верховая езда – целая наука и постигать её надо с раннего детства. Надо уметь:
1) целый день сидеть на коне без седла и не сбить в кровь собственный зад;
2) управлять конем при помощи ног – узда еще не изобретена, руки заняты плеткой, копьем или луком;
3) поймать коня, когда у него нет для этого настроения;
4) падать с коня так, чтобы не переломать при этом кости.
Падение всадника - целая наука. Когда я первый раз сел в седло, старики только головами качали – убьется! Потом они обстоятельно учили меня падать с коня и падать вместе с конем: чтобы не осталась нога в стремени (конь потащит и убьет), чтобы не оказаться под конем (раздавит), чтобы не отпустить из рук повод (конь убежит).
Древние животноводы впервые сажали на коня ребенка в возрасте пяти-шести лет. Ездили верхом все, до глубокой старости.

Но как мог необученный человек без узды и стремян удержаться на дикой неоседланной лошади? Думаю, это стало возможным после того, как человек уже оседлал осла, освоил на нем верховую езду. И на коня человек сел с применением «ослиной технологии». Это очень важно, что у человека уже имелся опыт использования других животных (быков, северных оленей, ослов или собак) до того, как он обратил внимание на лошадь. Она еще долгое время оставалась полудикой, и во многих странах люди предпочитали идти рядом с ней и понукать животное, а не садиться верхом. В довершении всего, лошади сильно кусались. Сейчас кусающаяся лошадь - редкость. Но в древности подобные повадки верховых лошадей поощрялись, особенно во время битвы.

Возникает вопрос, чего ради человек пересел со спины смирного невысокого осла на более крупную норовистую лошадь. В чем было ее преимущество? Прежде всего, лошадь умна, хотя многие этого не замечают. Подходя к лошади, скормите ей со своей ладони кусочек сахара, пошепчите ей на ухо и ваш образ свяжется в ее памяти с приятными ощущениями. Хорошо обученная лошадь идет за своим хозяином, почти касаясь головой его плеча. Повод не в руках человека, а закинут на седло, но невидимая симпатия связывает человека и животное. Побежал хозяин, и лошадь затрусила за ним. Он остановился – встала и лошадь.

Привязанность лошади к своему хозяину может быть такой, какую мы ожидаем не от всякой собаки. Лошадь может зубами и копытами защищать хозяина, если ему грозит опасность. Про удар лошадиными копытами все знают, но и по силе укуса с ней могут соперничать только верблюды.

Другая особенность лошади – очень большой щелочной резерв крови, больше, чем у любого другого домашнего животного. При интенсивной работе мышц в крови накапливается молочная кислота. Это явление хорошо известно спортсменам по боли в мускулах и затрудненному дыханию при длительных физических нагрузках. Щелочной запас нейтрализует молочную кислоту и тем восстанавливает работоспособность мышц. Благодаря этому лошадь может без утомления пробежать громадное расстояние. Волк бегает быстрее, но скоро устает. Поэтому всадник в длительном беге свободно загонит волка до полусмерти.

Александр Куприн так характеризовал природные возможности лошади: «...слышит лошадь лучше кошки, обоняет тоньше собаки, к ходу времени и к переменам погоды она чувствительна не хуже петуха; в памяти мест, событий и впечатлений нет ей равного животного, чувством темпа она обладает, как цирковой жонглер или первоклассная балерина. Кроме того, при хорошем воспитании и уходе она может сделаться и бесконечно доверчивой, и бесстрашной, и логичной».

Прибавьте к этим достоинствам еще силу лошади. Пусть она меньше, чем у неповоротливого вола, но много больше, чем у осла. И, конечно, скорость! Теперь вам понятно, почему основным транспортным средством человечества стали не умница собака, не мирный осел, не гордый верблюд или могучий бык, а именно лошадь?

Человек жил рядом с прирученной лошадью, проникал в ее душу, завоевывал доверие. Вот уже наиболее ласковые тянутся к руке за вкусной подачкой, откликаются, идут на зов. Тогда настало время погладить, почесать коня, шепнуть ему на ухо заветное слово, да и сесть на спину. Не каждый конь поддавался такому унижению. Но были покорные, они то и стали родоначальниками всех наших верховых и упряжных лошадей. И появился   ВСАДНИК!   Легла под копыта коня земля, не стало недостижимого, отдаленного.
                ***
Земледелец крепко привязан к своей пашне, но работа его в большинстве стран была сезонная. Животновод привязан не к земле, а к стаду и занят круглый год. Пашенное земледелие невозможно без животноводства. Пастушеский народ свободно обходится самым минимальным количеством земледельческой продукции.
Некоторые народы полностью отказались от земледелия. Так их предки когда-то отказались от охоты и стали заниматься скотоводством. К этому могло побуждать катастрофическое иссушение занимаемой территории или переселение в другие климатические зоны под давлением воинственных соседей.

Они не пытались уйти из степи, а приспособились к ней. Это означало изменение не только хозяйственной деятельности, но всего уклада жизни и самого мировоззрения народа.
Различие в мировоззрении хорошо видно, если сравнить обычаи восточных славян (земледельцев) и кочевников Средней Азии. Для сидящего на своей пашне в лесной зоне славянина каждый пришедший со стороны незнакомый человек - потенциальный враг, материализация злого духа. Любая дорога, а тем более ее перекресток, воспринимались как источник всяких бед. Для кочевника, одинокого в бескрайней степи, каждый вновь прибывший – источник новостей, особа священная, обогреть и накормить которую первая обязанность каждого мужчины. Так же и во многом другом. Я не говорю, что кочевники лучше, добрее земледельческих народов. У каждого из них свои достоинства и недостатки. Просто они разные.

Чтобы процветать в засушливой степи необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, вырабатывать и развивать новые навыки, а также особые нравственные и интеллектуальные качества. Кочевники не смогли бы одержать победу над степью, выжить в столь суровом естественном окружении, если бы не развивали в себе интуицию, самообладание, физическую и нравственную выносливость.
Круглый год кочевник должен искать корм для своего скота в суровой и скупой степи. В соответствии с годовым циклом он перемещается с летних пастбищ на зимние и наоборот, преодолевая немалые расстояния. Причем, кочует он не только со своим стадом, но всей семьей, со всем своим имуществом.

Столь успешный рывок в новую технологию требовал и платы за нее. Суровые физические условия, которые им удалось покорить, в результате сделали людей рабами степи. Кочевники стали вечными узниками климатического и вегетационного годового цикла. Наладив контакт со степью, кочевники в значительной степени утратили связь с остальным миром. Время от времени они покидали свои земли и вторгались во владения оседлых цивилизаций. Было в них что-то грозное, непонятное для соседей-земледельцев.

                Попробуйте, сразитесь с нами!
                Да, Скифы – мы! Да, азиаты – мы, -
                С раскосыми и жадными очами! 

У Александра Блока в этом стихотворении   ВСЕ НЕПРАВДА!   Скифы жили в Европе и были иранцами (индоевропейцами), а не монголоидами и имели вполне европейский облик. Но на основе ложной информации поэт передал главное – угрозу, которую нес таинственный народ.

Все типы скотоводства определяются исключительно особенностями ландшафта и необходимостью адаптации, которая превращается в элемент культурной традиции. Именно природные условия определяют разнообразие культуры отдельных кочевых народов. В условиях полупустынь основой животноводства становилась овца и коза, которые славятся своей всеядностью, полнотой использования растительности. Такими пастухами были библейские патриархи.

Разведение коней требуют обильных травой степей. А они существуют только в зоне с достаточно суровыми зимами. И, что особенно важно, зимами снежными. Кони могут разгребать копытами тонкий снежный покров и добывать из под него свой корм. Стадо с пастухами медленно перемещалось с места на место, а за ним двигались и остальные члены семьи. Стационарных поселений нет, люди живут в переносных юртах, кибитках.

Уже не одно столетие в степях Центральной Азии всадник сидел верхом на коне, пока была изобретена неуклюжая телега с колесами из сплошных деревянных дисков. Этой тяжелой колымаге доверил кочевник своих старых и малых. Скрипят колеса, ползет телега из одного урочища в другое. В ней весь нехитрый скарб, который не увезти в седле. За телегой бредет стадо коров, которых женщины должны доить, готовить из молока творог и другие продукты. Сам же скотовод продолжал скакать верхом. Видимо, такую телегу изобретали многократно и независимо друг от друга разные народы.

И возникают кочевые народы с укладом жизни, подчиненным только сезону года и колебаниям климата. Среди них нам наиболее известны скифы, сарматы, гунны, хазары, монголы. Впрочем, большая часть хазар вела вполне оседлый, земледельческий образ жизни в дельте Волги. Представление об их кочевом образе жизни возникло у нас по вине недобросовестных (малограмотных!) авторов полуисторических романов.
                ***
В качестве примера приведем историю гуннов - одного из крупнейших народов Великой степи. Еще в X в. до н.э. предки хуннов переселились с южных окраин Гоби на северные границы Китая. Потомки этого народа известны в Европе как гунны. В III в. до н.э. многие племена монгольской степи были подчинены хуннами. Примерно в то же время в Средней Азии возникла могучая Парфия. К началу новой эры у хуннов установилась постоянная меновая торговля с Китаем. Местное земледелие и ремесла были заброшены, их сменило разведение скота и охота на пушного зверя для обмена на китайский хлеб, шелк, металлические изделия.

Но вот началась вековая засуха, и в степи оказалось мало места. Не в прямом (территориальном) смысле; сократилось количество земель, пригодных для разведения скота. Племена беднели, количество скота у них сокращалось. Каков же был выход? Можно было переключиться на разведение более неприхотливых животных, например, перейти с разведения овец и коней на верблюдов. Но соответствующих навыков у народа нет.

Можно откочевать на более плодородные земли, но они заняты другими народами и пришельцев никто не примет с распростертыми объятьями. И тяжело, немыслимо горько покидать родные степи! Степи, ставшие теперь не матерью, а мачехой. Значит, остается только война с ближайшими соседями по степи за столь дефицитные источники воды, за долины, еще богатые травой. И начинается война всех против всех.

Потерпевшая поражение часть хуннов ушла в Китай. Самые неукротимые отступили на запад в 155-158 гг. н.э. По мнению Л.Н. Гумилева, на запад ушло 20-30 тыс. воинов, без жен, детей и стариков, не способных вынести отступление по чужим странам без передышек – враги преследовали по пятам и убивали отставших. Считают, что  они прошли 2600 км – примерно по 26 км ежедневно, а если учесть неизбежные зигзаги, то вдвое больше. Остатки этого отряда остановились на юге Западной Сибири примерно в районе современного Омска. На двести лет хунны стали соседями приуральских финнов-угров.

Напомним, что до начала IV в. стояла страшная засуха. Каспий обмелел, Балхаш почти высох. Аральское море стало «болотом Оксинским», дно его заросло тростником. А в Западной Сибири степь продвинулась далеко на север. Но постепенно переместились циклоны южнее и принесли влагу в сибирскую степь. Зазеленели сухие равнины, кони перестали страдать от бескормицы. Стада размножились, население увеличилось многократно. И хунны вновь ощутили себя великим народом.

Не забывайте, что в Сибирь воины хуннов пришли одни, без семей. Поэтому браки с женщинами финно-угрских племен были естественны и неизбежны. Когда наступила пора нового похода в Европу, с места снялись единые потомки и тех, и других - гунны. На Европу хлынули орды воинов, жестокость которых была воспитана бегством от границ Китая, неприхотливость закалена кочевым образом жизни, а непобедимость гарантировало не только число, но и мастерство всадников.

Так великая степь посылала в сопредельные территории своих сынов. В периоды столетних засух из нее выходили отощавшие беженцы в поисках пристанища, а после влажных периодов появлялись полчища завоевателей, которым просто не хватало места на родине. Именно так много позднее началось великое нашествие монголов.

Аммиан Марцеллин так описывал гуннов:
«Никто в их стране не вспахивал поля или не дотрагивался до рукояти плуга. У них нет постоянного дома, очага или оседлого образа жизни, они скитаются с места на место, как беженцы, сопровождаемые фургонами, в которых они живут; в фургонах их жены ткут для них отвратительные одежды, в фургонах они спят со своими мужьями, вынашивают детей и воспитывают их до зрелого возраста. Никто из потомков в ответ на вопрос не скажет вам, откуда он, поскольку был зачат в одном месте, родился вдалеке от него и взращен еще далее от него...  Они почти приклеены к своим коням, которые, это правда, отважны, но уродливы, и иногда они сидят на них, подобно женщинам, и таким образом делают повседневные дела.

На своих конях днем и ночью каждый из этой нации покупает и продает, ест и пьет, и, склонившись над узкой шеей животного, предается такому глубокому сну, в котором видит множество снов. Они столь отважны в жизни, что не нуждаются ни в огне, ни во вкусной пище, а едят коренья диких растений и полусырое мясо любых животных, которое кладут между своими бедрами и спинами собственных коней и таким образом немного согревают. Они воюют на расстоянии с метательными снарядами, имеющими заостренную кость вместо обычных наконечников, с чудесным мастерством присоединенных к древку, они также галопируют по местности и сражаются в боевом столкновении мечами, не задумываясь о собственных жизнях; и в то время, как враги пытаются уберечься от ранений саблей, они кидают арканы из завязанных узлами полос материи на своих противников и вяжут их».
                ***
Широкое применение лошади в качестве тягловой силы и верхового животного привело к изобретению разнообразных элементов сбруи и упряжи. Более того, массовое использование верховых и упряжных лошадей стало возможно только благодаря изобретению подобных приспособлений. Возникла упряжь, которая передает тягловое усилие лошади плугу, волокуше или экипажу, прибавим сюда уздечку и вожжи, при помощи которых управляют лошадью. При верховой езде для устойчивой посадки всадника нужны седло и стремена. Во всех случаях лошадь желательно подковать. Без этого она скользит на льду, разбивает копыта на твердой каменистой земле.

Значит, домашняя лошадь и ее снаряжение эволюционировали вместе.
Из конской сбруи первой была изобретена уздечка. Без нее всадник просто не мог управлять лошадью. Знакомая нам уздечка с поводом и металлическими удилами (грызлом), вложенными в рот лошади, это последняя стадия развития. У некоторых народов традиционную конструкцию заменяет веревка, привязанная к палочке, продетой через перегородку носа. Палочка, вставленная в отверстие в ноздре верблюда, и сейчас играет роль уздечки. Вкладываемое в рот грызло вначале было ременным, позднее его делали из дерева и кости. Натягивая повод, всадник давит грызлом на угол рта и заставляет коня поворачивать голову в нужном направлении.

Звездный час кавалерии наступил, когда было изобретено седло. История седла начинается с появления обычных штанов. Не ожидали? А вы попробуйте посидеть голым задом на колючей шкуре лошадиной спины, тогда поймете значение штанов. «Пешие» народы Древнего Египта, Месопотамии, античной Греции штанов не знали. Мужчины одевались в рубаху до колен (или ниже), а под ней ничего не было. Греки считали штаны, в которые облачались скифы, варварской одеждой. Но для верховой езды они очень удобны.

Следующим этапом стала попона из войлока или шкура, наброшенная  на спину лошади. Чтобы попона не сползала, ее закрепляли подгрудным и подхвостным ремнем, а иногда и чем-то вроде современной подпруги. Посмотрите на рельефы с изображениями всадников Ассирии. Всадники сидят на маленьких попонах, ноги сильно согнуты в коленях или, напротив, вытянуты под углом вперед. Сидеть стало много удобнее, но посадка всадника оставалась весьма неустойчивой.

Слабостью конницы того времени была уязвимость всадника. Основным оружием кавалерии великих держав I тысячелетия до н.э. было метательное копье (дротик). Не имея опоры на стремена, всадник мог наносить удар только сверху вниз. Поскольку конник не имел опоры на стремена (их еще не существовало), он не мог колоть пикой; стрельба из лука была затруднена, так как требовалось одной рукой держать поводья лошади. Всадникам удавалось стрелять, только отпустив поводья.
По тем же причинам всадник не мог защищать себя надежным щитом, поэтому в ассирийской армии конники обычно ездили парами: на одной лошади щитоносец, правивший обоими конями, на второй - метатель дротиков.

В VII в. до н.э. появилось мягкое седло треугольной формы, закрепленное двумя подпругами. Под него подкладывалась большая попона. Седло было заимствовано у кочевников, возможно скифов, которые знали мягкое седло, но еще не имели стремян. Только в 645 г. до н.э., впервые в истории олимпиад, наряду с бегами на колесницах, были проведены скачки на лошадях. Вскоре Греция превратилась в один из мировых центров верховой езды. А в IV в. до н.э. грек Ксенофонт уже написал учебник верховой езды.

Античные коневоды придавали большое значение крепости лошадиных копыт. Спустя столетия начали использовать металлические пластинки или подошвы с ушками и крючками для привязывания к копыту. Такие пластинки для копыт лошадей римляне назывались гипосандалиями. Греческие и римские писатели о настоящих подковах не упоминают, не найдено изображения подкованных лошадей на античных памятниках. Первая обнаруженная археологами настоящая подкова относится приблизительно к 400 - 480 гг. н.э. В 886 - 911 гг. н.э. уже описываются подковные гвозди.

Стремя было изобретено кочевниками Азии в IV в. н.э. Некоторые считают, что впервые стремена появились в Индии еще во II в. н.э. К седлу приделали два ремня с маленькими кольцами на концах. Всадник садился на лошадь, вставив в кольцо большой палец ноги. Двумя веками позже китайцы увеличили кольцо настолько, что в него можно было просунуть всю стопу. Получилось стремя, дающее куда большие возможности всаднику, чем кольцо под палец. Возможно, стремя современного типа независимо изобрели различные кочевые народы.

В Европе стремена появились в VI в., проникнув в Византию через Иран. В X - XI вв. н.э. они стали известны на Руси, в Англии и Скандинавии. В XII в. стремена попали к франкам. Появление стремян привело к настоящей революции в военном деле. Теперь, приподнимаясь на них, всадник мог скакать галопом и совершать прыжки через препятствия. Опора на стремена позволила кавалеристу заменить кинжал и дротик на рубящий меч и длинное копье, нанести таранный удар, вложив в него инерцию разбега и вес коня. Наконец, поставив ногу в стремя, проще стало садиться на лошадь. До появления стремян всадник в тяжелом доспехе мог подняться на коня только с камня или другого возвышения.

Таким образом, рыцарская кавалерия и ее могучие кони могли возникнуть только после изобретения стремян. Одновременно было усовершенствовано седло. Его передняя лука стала такой большой, что закрывала живот всадника от удара копья. Высокая задняя лука седла давала опору пояснице, что позволяло лучше держать встречный удар копья или меча. Получив опору на стремена, всадник мог использовать любое оружие и свешиваться с седла для удара.

Только после этого появилась тяжелая кавалерия античности и рыцари средневековья. Одновременно изменилось и направление отбора кавалерийских коней. Теперь от них требовалась не столько прыть, сколько сила и выносливость, чтобы нести на спине бронированного всадника.

В Причерноморье скифы разводили легких, неутомимых в беге лошадок. Пережить зиму, выкапывая из-под снега прошлогоднюю траву, могла лишь очень мелкая лошадь. Татары не только носились, как ветер, на коротких дистанциях, но и проходили за день до 100 км. Европейская кавалерия могла одолеть за день только 30 км. Вместе с тем, татарские кони были слишком слабы для боя и быстро уставали под седлом. Поэтому татарский всадник должен был иметь двух сменных коней.

Монгольские лошади были еще мельче. Если рост татарских коней составлял 140 - 145 см, то монгольские лошади имели всего около 130 см в холке. Для сравнения: в наше время спортивные лошади обычно имеют рост в холке 165 - 175 см. Конечно, большую скорость на своих коротеньких ножках монгольские кони развить не могли, и всаднику требовались даже не два, а три или четыре сменных коня. Зато в плане выносливости они превосходили татарских в такой же степени, как татарские - европейских. Бывало, кавалерия монголов за день проходила, пересаживаясь с уставших коней на свежих, по 200 - 240 км. Больше не выдерживали люди.

Совершенно иначе выглядели лошади арабов. Им выкапывать прошлогоднюю траву из-под снега не приходилось. Арабские кони жили в конюшнях, питались зерном, финиками и сушеной рыбой буквально из рук конюха. Предназначались они только для войны. Силой и ростом они уступали рыцарским коням, но выносливость аргамаков вызывала у европейцев черную зависть. За день арабы проходили те же 100 км, что и татары, но каждый конь нёс двух воинов в доспехах.
                ***
Всаднику потребовалось иное оружие, чем пехотинцу. На картине Васнецова три богатыря сидят на огромных, как медведи, конях и вооружены тяжелым оружием. Такому всаднику в конном бою делать нечего – ни врага догнать, ни от погони уйти. Пока ты размахнешься тяжелой булавой, изрубят тебя легкие сабли как капусту! Поэтому первые кавалеристы, до скифов включительно, использовали не копья, а легкие дротики. Короткий меч всадника скорее походил на кинжал и был пригоден только для колющего удара. Но наиболее грозным оружием всадника стал лук. Стрельбе на скаку учились с раннего детства и достигали поразительных результатов. Скифские воины бросали стрелу на 500 метров! Отличными луками обладала и конница монголов. Вы видите, что одомашнивание лошади в корне изменило и вооружение, и тактику боя.

Легкая кавалерия была хороша в бескрайней степи, где есть место для многодневной скачки, погони, неожиданного нападения. В густонаселенной местности преимущество получал тяжело вооруженный всадник в доспехе. Иногда пластинчатые доспехи покрывали и коня. Стрелы и легкая сабля их не пробивали. В войске Александра Македонского тяжелая кавалерия (катафракты) играла не меньшую роль, чем его знаменитая пехота.

С этого времени селекция коней пошла в новом направлении. Катафракту нужен был конь, способный равнодушно ступать по лужам крови. Конь, который не испугается, когда его попытаются ткнуть копьем. Он только разозлится и постарается ударить первым. Потребовались боевые кони, в предчувствии кровопролития роющие землю копытом и грызущие удила. Этому невозможно научить. Коней с таким характером надо было создать. Породы боевых лошадей, злых и храбрых, выводили специально, с учетом психологических особенностей.

Проблема разведения достаточно храбрых коней была решена еще в античности. Но вот с другой составляющей успеха - силой - дело обстояло хуже.
Древние рисунки изображают лошадей скифов, греков, македонцев и персов очень мелкими. Боевые кони античности не отличались от степных скифских лошадей и весили по 250 - 300 кг. Даже парфянские катафракты использовали коней ростом всего 150 см в холке и весом около 350 кг.

Большинство из нас очень мало знает о Парфии. В лучшем случае вспоминается, что парфяне воевали с республиканским Римом. Нанесли ему поражение и разгромили войско Краса (победителя Спартака). Но главное, чем славилась Парфия на весь тогдашний мир, были ее замечательные кони. По отзывам современников, кони парфян ничем не уступали скакунам Аравии. Интересно, что при таком развитии военного (верхового) коневодства парфяне перевозили грузы исключительно на верблюдах.

Историческое ядро Парфянского царства  было расположено там, где сейчас находится Туркмения. И до нашего времени потомки парфян туркмены разводят несравненную ахалтекинскую породу верховых коней. Разводят уже около 3000 лет. Благодаря своим уникальным качествам они нашли разнообразное применение, в том числе и в классических видах конного спорта.

Интенсивное использование лошадей для верховой езды связано в Европе с великим переселением народов. И тогда же постепенно вошли в массовое употребление седла и стремена, заимствованные у азиатских кочевников. С появлением средневекового рыцарства в Европе пехотинец перестал восприниматься как воин. На легкую кавалерию рыцари шли сплошной стеной, как и на пехоту.

Потребовались особо крупные кони, способные выдержать вес всадника и доспехов. Франки создали гигантских рыцарских коней - ДЕСТРИЭ. Пройдя многовековую военную службу, рыцарские кони стали родоначальниками современных пород упряжных тяжеловозов – брабансонов, першеронов, арденских и владимирских. Рост дестриэ в холке колебался между 175 и 200 см.
Весил такой конь, как пара колесничных лошадей античности, или как четыре скифских лошади. Сидя на спине этого чудовища, рыцарь мог не обращать внимания на пехоту. Оборотной стороной огромной силы рыцарских коней была их слабая выносливость. На такого коня рыцарь садился только непосредственно перед боем. Дестриэ очень быстро уставали, и своей подвижностью рыцарская кавалерия уступала даже античной. К противнику рыцари приближались шагом. Только с рубежа 100 - 200 м рыцарская кавалерия переходила на галоп. Исход сражения, как правило, решался единственной лобовой атакой. Для преследования противника и фланговых маневров такие кони не годились.
                ***
В книгах по русской истории нам часто попадаются названия кавалерийских полков: уланы, драгуны, гусары и др. Знаете ли вы, чем они различались? К началу XIX века в Европе окончательно сложились различные виды кавалерии. Легкая кавалерия предназначалась для рейдов в тылу врага, неожиданных нападений, преследования отступавших. В нее входили полки гусар, уланов и драгун.

Гусарские полки возникли в России в 1723 г. И предназначались для несения патрульной, разведывательной службы и действия в тылу противника. Первоначально они формировались из иностранцев благородного происхождения (сербов, македонцев, венгров, молдаван), и были вооружены саблями, карабинами и пистолетами. Позднее в гусарах служили русские из богатых семей благородного происхождения. Известные нам по литературе кутежи гусар как раз и объясняются тем, что эти офицеры были весьма состоятельные.

Уланские полки, возникшие в России с 1803 г., составлявшие основное ядро русской кавалерии, были вооружены саблями, пиками, пистолетами. Служба в уланском полку считалась мене престижной по сравнению с полками гусар или кавалергардов. Вспомните, Ольга Ларина после гибели Ленского в скором времени вышла замуж за офицера улана и отбыла с ним «в полк» - не особо-то блестящая партия.

Драгуны (ездящая пехота) в бой вступали главным образом в пешем строю, конный строй использовали для быстрого перемещения; были вооружены саблями и карабинами со штыками.
Все полки легкой кавалерии имели легких быстрых лошадей, которых закупали на Дону и в степях Северного Кавказа специальные офицеры – ремонтеры.

Тяжелая кавалерия, предназначенная для атаки на сомкнутый строй пехоты (каре), включала кирасир и кавалергардов на крупных тяжелых лошадях. Эта кавалерия была последним эхом рыцарских времен. Атака на сомкнутый строй штыков требовала не только смелости, но и большой силы. Кирасиры для защиты от пуль носили на груди металлическую пластину (кирасу), которая сохранилась до конца XIX в. Крупными были лошади, но и всадники им под стать.

Кавалергарды (кавалеры гвардии) были личным полком (лейб-гвардией) российских императоров, что не мешало им со славой участвовать во многих сражениях. Никакое благородное происхождение не помогло бы поступить в кавалергардский полк претенденту ростом меньше 185 см.  Вооружены кавалергарды были не легкой сабелькой, а тяжелым палашом. Чтобы облегчить его ношение, нижний конец ножен палаша опирался на катящееся по земле колесико. Убийца Пушкина кавалергард Дантес рядом с  малорослым поэтом казался великаном, обладающим к тому же огромной силой.
Быт кавалергардов, обучение и выездку коней описал граф Алексей Игнатьев в книге «Пятьдесят лет в строю».

Казачьи полки представляли нерегулярную кавалерию. Кони росли в казачьих станицах и были пригодны как для сельскохозяйственных работ, так и для военной службы. Универсальные (и по воду, и под воеводу), неприхотливые кони казаков дали начало буденовской породе кавалерийской и спортивной лошади.