Семь воскресений в неделю

Виктория Любая
(отрывок)



Лично я очень люблю «наивных художников». (В Москве, кстати, есть такой специальный маленький музей-выставочный зал, где я являюсь завсегдатаем*). Их еще называют аутсайдерами. В отличие от профессиональных художников, наивные художники не афиширует себя, не предпринимают никаких усилий не то что по «завоеванию рынка» или внимания прессы, но даже не стремятся выйти на широкую зрительскую аудиторию. Они и живут почти незаметно, тихо, скромно, кротко. Нередко, либо периферии общественных интересов, либо будучи  изолированы от общества, а то и вовсе им забыты. И творят они не ради какой-то цели, а по потребности собственной души, для себя.  Поэтому подавляющее большинство настоящих наивных художников, практически не известно. Тех же, чьим творчеством начинают интересоваться различные специалисты (от искусствоведов до галерейщиков), как правило, открывает кто-то другой: художники, этнографы, коллекционеры и даже психиатры. И это чудо, что хотя бы время от времени появляется возможность познакомиться с их творчеством. (Кстати, несмотря на то, что некоторые  из профессиональных художников осознанно работают в схожих стилях или в стиле «наив», разумеется, от этого они не становятся, автоматическими «наивными художниками»).
 
Впрочем, искусство непрофессионалов близко и понятно не всем: кто-то в недоумении поводит плечами: мол, разве это искусство?  А кто-то, напротив, вооружившись научным аппаратом и т.п. пишет диссертации и всякие умные книги, вместо того чтобы поддаться непосредственному удовольствию созерцать это безыскусное, но такое искреннее и теплое творчество.  А что же, сами художники? А они…рисуют себе. Впрочем, не только для себя, но и на радость другим. 

Лично меня много лет назад это искусство привлекло именно ярко-выраженным индивидуальным началом. Меня восхитило и до сих пор восхищает как этим людям, не имеющим профессионального мастерства, удаётся создавать такие удивительные миры, выражать в своём незатейливом творчестве самую суть, находящую отклик в душах таких не похожих на них людей.

При входе на очередную выставку я всегда с любопытством читаю биографию художника. Просто потрясающе! Кем только они не являются в социуме: пенсионеры, инвалиды, сторожа, бывшие слесаря, сельские учителя, лесники и (представьте себе!)…  полковники авиации в отставке!…  Одни рисуют маслом, другие делают коллажи, третьи творят в ласкутопластике или  ваяют из глины и природного материала.  Еще мне нравится читать «пояснительные» надписи на таких картинах: обычно они бывают развернутыми, как на иконах, где изображены «жития» или такими, какими сопровождали лубочные рисунки.

Некоторые работы «списаны» с жизни, некоторые – существуют только в воображении авторов, и все они, словно излучают свет и тепло (даже если вдохновение посетило творца не в самые веселые для него времена). А главное, практически во всех этих работах  чувствуется Любовь. Мне вообще очень близко аутентичное  искусство, не удивительно, что много лет я  охотно посещаю этот небольшой выставочный зал, где «подзаряжаюсь» и вдохновляюсь на личное Творчество.

Я не знаток, скорее, дилетант, но очень советую обратить ваше внимание на этот солнечный кусочек искусства. И в первую очередь, конечно же, на творчество наивных художников. Как это ни парадоксально, но такие «несовершенные», «безыскусные», похожие, порой, на детские работы удаются далеко не каждому маститому художнику. В этом, наверное, и заключается их тайна и особая притягательность.  Недаром же сказано: «Будьте наивны как дети!..». То есть, живите с широкораспахнутыми глазами, с любопытством и чистым сердцем к миру, и всем, кто его населяет.

Интересен, на мой взгляд, и такой факт: возникшая в 20-х года XIX века во Франции (вслед за работами патриарха наивного искусства Таможенника Руссо) плеяда «наивных» самобытных художников-самоучек получила название  «художников «Святого сердца» или «семи воскресений в неделю».

Более точной характеристики большинству наивных художников, по-моему,  и не придумать.



*) Музей наивного искусства в Москве 
http://naive-art-museum.narod.ru/


(худ. Алексей Беляков)