Цедра. Этюд для театра

Александр Рогачёв
ЦЕДРА.ЭТЮД ДЛЯ ТЕАТРА.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1. Собака- была когда-то болонкой.
2. БОП – человек Без Определенной Профессии.
3. Мидельман – тоже человек.

                Боп сидит на скамейке. Рядом собака. Боп кидает ей апельсиновые корочки. Собака их не ест, только с любопытством, склонив голову набок, смотрит на человека. Появляется Мидельман.
Мидельман – Вы хотите накормить собаку апельсиновыми корочками?
Боп – Нет.
Мидельман – Тогда зачем вы… собаки не едят апельсинов.
Боп – Вы это знаете наверняка?
Мидельман – Ну не знаю, но думаю, что все-таки не едят.
Боп – Мне это надо знать точно. И, если принимать за критерий истины практику, то необходим эксперимент. Что я и делаю.
Мидельман – Мне кажется , что все это чистой воды глупость.
Боп – Мне тоже так кажется. Но тем не менее сделать это необходимо, так как это очень важно.
Мидельман – Почему?
Боп – Потому что, если я решу эту задачу, я смогу решить множество других – по аналогии.
                Собака поднялась и попыталась убежать, но оказалось, что она привязана. Боп придвигается к ней поближе, подсовывает ей в пасть корочки.
Мидельман – Может быть поделитесь?
Боп – Корочками?
Мидельман- Нет. Я имею в виду, что, может быть, вы поделитесь своими мыслями, расскажете о тех задачах, которые вы собираетесь решать?
Боп – Когда мы хотим сказать о некомпетентности какого-либо человека, мы говорим: «Разбирается, как свинья в апельсинах».
Мидельман – Ну, да, пословица…
Боп – Нет,- мудрость. Вы знаете , что такое мудрость?
Мидельман – Ну, это что-то связанное с древностью.
Боп – Да, примерно… Мудрость -  это опыт, помноженный на любознательность. Но при условии, если каждый новый факт оставляет шрам на теле вашей души.
Мидельман – А при чем здесь собака и апельсины?
Боп – Сначала о свинье, которая не разбирается в апельсинах. Не разбирается, но ест!Ест! Согласны?
Мидельман – Ну-у-у… я никогда не видел свиней, жрущих апельсины.
Боп – Жрут, жрут, в этом их характерное отличие. Им не надо разбираться: хлеб, апельсины, яблоки, помои, спящий ребенок – им все равно. А собака нет. Вот сейчас перед нами собака и она не ест апельсиновые корочки, а мы – едим.
Мидельман – Какие-то у вас сравнения…
Боп – Погодите. Если бы у собаки был разум и, если бы я ей сказал: «Ешь корочки – их с удовольствием едят люди». Как вы думаете, что бы она мне ответила?
Мидельман – Следуя вашей логике… Она, наверняка, сказала бы, что их и свиньи тоже с удовольствием…
Боп – Правильно! Совершенно верно! А дальше?
                Мидельман молчит, пожимает плечами.
Боп – И она бы отказалась, так?
Мидельман – Ну, наверное…
Боп – А что бы тогда сделал человек?
Мидельман – Мда-а-а…
Боп – А теперь представьте, что все так и есть: собака обладает разумом, ей предложили корочки, она от… нет, она еще ничего не ответила, она еще думает. А теперь поставьте себя на место собаки. Вы – собака. И вы отлично знаете, что такое человек. Пожалуйста.
                Мидельман опускается на четвереньки.
Боп – Мне это сделать было бы гораздо легче – я все время ощущаю себя немного собакой. А вот вам потребуется некоторое усилие. Но я вас очень прошу – постарайтесь. Вы – собака. Вы – собака. Отказаться или есть – вот в чем вопрос.
                Боп протягивает Мидельману корочки.
Боп – Ешь, ешь. Их едят свиньи, но и люди их тоже едят. Свиньей ты не станешь, но, может быть, будешь ближе к человеку?
Мидельман – А зачем?
Боп – Как зачем? Человек – венец природы! Если ты не будешь есть эти корочки, значит, ты приравниваешь человека к свинье. И тем самым возвышаешься над ним. Собака разборчивее человека! Собака совершеннее человека! Собака умнее человека! Разве это возможно?! Пораскинь своими собачьими мозгами. Подумай о человечестве, о людях! Они не поймут тебя! Они не простят! Они никогда не простят! Ты понимаешь? Это – конфликт! Это – война, катастрофа! И все из-за какой-то апельсиновой корочки. Из-за какой-то собаки! Ну?
Мидельман – Нда-а-а…действительно, конечно, я сразу не сообразил. А собственно говоря, это же – цедра. Да, цедра.
                Мидельман берет с ладони Бопа корочку и начинает ее жевать.
Мидельман – Ну как, я вам помог?
Боп – Жри, жри, не отвлекайся.
                Боп за веревку притянул к себе Собаку, пытается и ей засунуть в пасть корочку. Та скулит, но не ест.
Боп  - Да, извините. Да, конечно, вы мне очень помогли. Теперь я знаю, мы – обладающие разумом – находимся между свиньей и собакой. Мы хуже собак. Вы это поняли? Мы – разумные существа – хуже собак. А, может быть, потому и хуже, что - разумные?
Мидельман(встает на ноги) – Знаете, что я вам скажу…. Давайте, собаку отпустим. По-моему, хватит над животным издеваться.
Боп – Да, да, я больше не буду над вами издеваться. Ха-ха-ха! Цедра! Ха-ха-ха! Цедра!Ха-ха-ха!
                Боп со смехом уходит. Мидельман отвязывает собаку и она убегает. Мидельман медленно собирает разбросанные апельсиновые корочки, складывает их в карман. Слышен счастливый лай собаки.