Враг государства. Фильм Джонни Д

Бадди Фазуллин
В своей параллельной жизни он обставил всех и умер стариком на руках своей «детки». Вы верите в параллельные линии судьбы? Я не слишком. Поэтому дорога Джона Диллинджера была изначально предопределена: стать, в конце концов, «мертвым или мертвым». Предвосхитив лозунг будущих рок-бунтарей: «Живи ярко, умри молодым».
Когда его бесславно расстреляли в упор, Диллинджеру был ровно 31 год.

Если сухо, то перед нами вполне достойный и добротный голливудский блокбастер, с вполне прогнозируемыми для жанра перестрелками и погонями. А чего вы еще хотели от темы гангстерских 30-х? Кафкианского экзистенциализма?

Но, несмотря на все это насилие и кровь, фильм заставил задуматься: о времени и эпохе, о том, что порождает каждая из эпох и судьбе личности в предложенных обстоятельствах. Не в параллельных или каких-либо иных обстоятельствах (придуманных нами или прихотливым умом голливудских «сказочников»), а в совершенно конкретном времени, подталкивающем нас стать учителем, пожарником, пропойцей, политиком или грабителем банков №1. Диллинджеру легла масть стать последним гангстером.

Перед нашими глазами разворачивается драма – Конец Эпохи благородных бандитов. И не важно, по какую сторону баррикад они играют в эти игры «взрослых мальчиков», игры ценою в жизнь: кодекс рыцарской чести равно значим для гангстера «по понятиям» и для неподкупного шерифа.

Что убило Диллинджера? Конкретная пуля в лицо или само время, которое по одному, на вылет вычеркнуло из своих списков последних благородных «джентльменов удачи», этих Робин Гудов с пистолетами Томпсона наперевес. Ловко подменив их маклерами, биржевыми брокерами, продажными копами, новоиспеченными агентами только что созданной ФБР, и прочими соцтехнологами и политиканами.

Когда человек с автоматом становится угрозой не обществу людей, а нарождающемуся обществу безголового потребления и самому же криминальному бизнесу, как неделимой части политическо-криминальной машины насквозь коррумпированного государства. Где безмозглому оруэлловскому стаду баранов приказывают с экрана: «Посмотрите налево, посмотрите направо!» И те безропотно подчиняются.

Когда летят бомбардировщики, соловьи молкнут: «Для Билли моей – Прощай, соловей…»

И еще я задумался: каково это – убить самого Джона Диллинджера? Не киношного «Джонни Д», а настоящего матерого волчищу Диллинджера – последнего из могикан Эры Великих Гангстеров. Кто знает, может именно этот непосильный груз заставил Мэлвина Первиса, одного из «цепных псов» ФБР и убийц Диллинджера, через 30 лет покончить собой?

Что до самого фильма и игры актеров: те были на высоте. Особенно игравшие на втором плане, и создавшие такой естественный и правдоподобный фон для несколько рисованных, словно героев комиксов, Деппа и Бейла. Это, конечно, Стивен Лэнг (шериф Чарльз Вистед), головокружительная Мэрион Котияр («детка» Билли Фрашетт) и даже эпизодический Адам Муччи в роли тупоголового агента Гарольда.

Но даже Джонни Депп, давно списанный со счетов большого кинематографа своими бесконечными масками балаганных пиратов, големов-брадобреев и полоумных шляпников, к тому же, мало похожий на исторического Джонни Д., отыграл свою роль от и до.

Конечно, кто задастся целью найти в фильме пресловутые киноляпы, обязательно их отыщет. Но разве в этом смысл просмотра? Если абстрагироваться от скрупулезного соответствия предложенной картинки реальным событиям, диалогам и цвету галстука в финальной сцене (его там нет!), можно допустить, что фильм ПО ДУХУ близок той эпохе и тому времени.

И пресным назвать фильм тоже нельзя: в сцене, когда Джонни спрашивает бейсбольный счет у копов из отдела по борьбе с ним же, реально захватывает дух: «Ну вот, сейчас он увидит среди полицейских бумаг наводку на вечерний киносеанс, и пространственно-временная стрелка навсегда переключится в иную реальность, где он все-таки обставит их всех».

Есть некие стилистические претензии к заезженным клише, в частности, к кондовому голливудскому музыкальному ряду, предлагающему в романтической сцене непременно классическую для данного эпизода мелодраматическую звуковую подложку. Примерно, как услышать «Белые розы» из разбитой магнитолы дальнобойщика. Как-то это не вяжется с образом грубого и недалекого «бандюгана», который вместо романтических «соплей» в приказном тоне заявляет понравившейся девушке: «Ты будешь моей!»
(А вы заметили, что музыкальным фоном на заднем плане блистает сама Даяна Кролл? Недаром ее лучший альбом состоит из песен той самой Эпохи).

Ну и самая главная претензия, адресованная, отнюдь, не создателям фильма: категорическое неприятие «изысков» наших переводчиков, извративших вполне адекватно переводимое на русский язык название фильма «Враги общества», и превративших его в какой-то балаган с оглядкой на прима-балерину – Джонни Деппа. К чему этот дешевый популистский ход: только лишь для того, чтобы «состричь побольше бабок» с многочисленных фанатов актера? Это дешево, независимо от данного влияния на результаты кассовых сборов.

Что лишний раз доказывает, что Эра Благородства и Чести навсегда умерла вместе с романтизированным образом гангстера №1 – Джона Диллинджера: «Для Билли моей – прощай, соловей…»

Baddy El Riggo, 14-16.04.2011

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/