Фотография

Эдуард Резник
Я тут книгу затеял. Говорю жене:
- Фотография нужна в книгу. Моя.
Смотрит непонимающе.
- Себя – говорю, - сфотографированного в книгу хочу - под имя. Себя под себя - в анфас, для опознания. Одна фотография.
- Так, возьми – говорит, - у тебя ж полно. 
- Мне не полно, мне - одну! Чтоб сличать. Вот - я, и вот – я.
- Ну, так возьми любую.
- Мне не любую, мне - меня надо! Чтоб имя с рожей. Чтоб было что целовать и на что плеваться.
- Ну, вот и выбери - у тебя ж их тысяча.
- Мне не тысячу, мне одну! И там где я, а не то, что обычно! Чтоб, как в жизни! Можешь сфотографировать меня, как в жизни, а не, как всегда?!
Кивает.
- Вот и сними, как в жизни. Один раз - живым!
Неохотно берётся за фотоаппарат.
- Тебе какой фон?
- Любой.
- Этот подойдёт?   
- Любой!
«Щёлк!»
- Посмотри, так нормально?
- Я ж не был готов!
- Так, я только фон.
- Мне меня надо! Меня сними!
- А фон?
- Без фона!!
- Хорошо.
Наводит объектив.
- Как мне встать?
«Щёлк!»
- Что ты щёлкаешь?! Я спрашиваю, как встать?!
«Щёлк!»
- Что ты щёлкаешь?!!
- Ты же хочешь, как в жизни.
- Я хочу, как в хорошей жизни! Чтоб рот без пены!! Чтоб книги дети не боялись!!
- Ну, хорошо, хорошо…
- Так как мне встать?
- Попробуй на табурет.
- А почему не в петлю?! Почему б сразу не в петлю?!!.. Я же прошу тебя – жи-вым! Без синего языка, без странгуляционной борозды и мелового контура. Живым, можешь? До инфаркта?! Понимаешь, до!!!
- Хорошо, хорошо.
Приседает, щёлкает.
- Что ж ты меня от ступней?! Зачем читателю волосы в ноздрях автора?.. Ты, как в жизни, можешь? Можешь, как в жизни?!!
- Хорошо, хорошо...
Встаёт на цыпочки.
«Щёлк!»
- Ну как?
- Великолепно! – говорю. - Макушка с бровями изумительны!.. А теперь, давай, как в жизни. Разок, а?! Ни сверху, ни снизу. С торца. Вдохновенно!
- А может, в профиль?
- Не надо!
- А может…
- Не надо! Дай мне с торца портрет морды. Без фона. Рожу в квадрате и всё!!! 
Вздыхает, нацеливается.
- Скажи, что сделать с лицом!
- Улыбнись, но не ртом.
- А чем?!
- Глазами, но не щурься. И замри - нажимаю. Не двигайся. Не моргай.
- Я не моргаю.
- Молчи – жму.
«Щёлк!»
- Чёрт, вспышку не включила!.. Стой, не выходи из образа.
- А я в нём?
- В нём, в нём.
«Щёлк!» 
- Ты моргнул!
«Щёлк!»
- Не моргай! Ты моргаешь!
- Я не моргаю!
- Молчи. Шире глаза! Не тужься лицом! Не тужься в образе! Подбери рот! Щёки от себя! Замри – жму.
«Щёлк!»
- Вот, посмотри.
- Боже, кто этот?!!
- А, по-моему, ничего.
- Да я себя лучше отксерю! Клянусь, я отксерюсь! Даже если размажусь по стеклу и прибьюсь крышкой, я буду краше! Кто этот олигофрен!!
- Но такой ты в жизни.
- Так я из неё уйду! Из такой я готов уйти сейчас же! Где табурет?!!
- Хорошо, хорошо.
- Ты понимаешь, я должен быть одухотворённым! Это же книга!!
- Одухотворённым ему… Все вопросы к маме!.. Так, поехали... Задумайся! Сильнее! Ни, как при запоре, а как при мысли!.. Подбородок на себя. Взгляд в никуда. В никуда, сказала… Всё, замри - жму.
- Стой, ты ж не смотришь в окошечко! Я же вижу, ты не смотришь в окошечко!
- Какое ещё окошечко?
- Господи, что ж ты делаешь? Ты ж не смотришь в окошечко?!
- Какое окошечко?!
- Вот это вот маленькое… Я там должен быть! Я - красивый, задумчивый, одухотворённый с запором должен быть там!!!
- Вот здесь что ли?
- Да, да. В этом маленьком окошечке. Я тебя там жду!!! Куда ж ты смотришь?
- Поверх.
- Поверх чего?!! От меня же дети заиками станут!
- Но в окошечке ты расплываешься.
- Ты каким глазом целишь?
- Обоими.
- Всё я этого не вынесу!! Дай мне карандаш-бумагу я себя нарисую! Я нарисую себя по памяти и застрелюсь! Я тебе здесь мозгами всё так заляпаю!!!
- Хватит истерить, звезда!
«Щелк!»"
- О, вспышка заработала… Быстро прими лицом позу!
- Задумчивую?
- Нет, это ты не можешь. Давай беззаботную. И взгляд игривый на меня, беспечный. Сотри слюну, и беспечно давай, весело…
«Щёлк!»
- Живи лицом! Кривляйся!
«Щёлк!»
- Что значит, кривляйся?
- Я ж всё равно тебя не вижу. Кривляйся, я буду щёлкать…
«Щёлк!»
- Так ты не видишь?!!!
«Щёлк!»
- Как же ты…?
«Щёлк!»
- Я ж тебя…
«Щёлк!»
- Вот этими руками…
«Щёлк!»
- Плевать, что дети сиротами…
«Щёлк! Щёлк! Щёлк!»
- На вот, выбирай, одухотворённый.